Урок-проект "Мои любимые русские народные сказки". 5-й класс

Разделы: Литература


Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, развитие творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения.

Решаемые проблемы: как научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы?

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей
и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания; комплексное повторение; самостоятельная работа со сборниками сказок (чтение произведений, определение типа сказки, пересказ эпизодов, создание иллюстраций к произведению, подбор слов-надписей к каждому рисунку); групповая работа (совместное создание книжки, написание вступительной статьи «О книге», «Содержание», выполнение обложки, а также подготовка презентации-рекламы книжки); комментирование выставляемых оценок.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь  применять навыки проектной деятельности в составе группы, отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены
и эпизоды. Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно отбирать тексты, перерабатывать информацию, составлять развернутое сообщение.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; формировать ситуацию рефлексии
и самодиагностики.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в  рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач при консультативной помощи учителя, уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность
и одновременно как член общества; формирование навыков взаимодействия группе, вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Работа, предшествующая уроку.

Класс делится на четыре группы, выбираются «художники-иллюстраторы», «редакторы», «верстальщики», которые будут «собирать» книжки. Каждый ребенок дома распечатывает текст своей любимой русской сказки, читает ее, рисует 1-2 иллюстрации
к ней. В группе решается, за создание какой страницы (волшебные сказки, бытовые, сказки о животных) будет отвечать каждый участник. Заполняется в каждой группе лист планирования. (Существуют и другие виды оформления планирования. См. Приложение 1)

Распределение ролей

Содержание работы

Ответственные за данную работу. Срок выполнения работы.

«Художник-иллюстратор» волшебной сказки Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст, нарисовать
1-2 иллюстрации
 
«Художник-иллюстратор» бытовой сказки Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст, нарисовать
1-2 иллюстрации
 
«Художник-иллюстратор» сказка о животных Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст, нарисовать
1-2 иллюстрации
 
«Верстальщик» Приготовить материал и инструменты для «верстки» книжки  
«Редактор» Продумать и составить план вступительной статьи «О книге»  

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности

– Как вы считаете, сказки сейчас пользуются популярностью, их читают, о них многие знают, их обсуждают? Докажите.
( Возможный ответ ребенка: «К сожалению, в последнее время дети стали меньше читать, больше увлекаются компьютерными играми, смотрят  телевизор. Очень хочется изменить отношение сверстников к чтению, в том числе и к чтению добрых русских сказок.» )

2. Актуализация опорных знаний

– Из чего состоит книжка?
– Кто работает над созданием книжки?
– У нас подготовлен материал для книги. Какая проблема возникает? Как мы ее можем решить?

3. Постановка цели и задач урока

4. Работа над проектом

Итак, нам предстоит ответственное дело – создание книги любимых русских народных сказок. Она должна быть красивой, аккуратной, содержательной, и делать ее мы будем своими руками. А после выпуска книги состоится ее презентация.  Книгу нужно прорекламировать так, чтобы слушателям обязательно захотелось взять ее в руки
и прочитать от корки до корки!

В ваших группах уже распределены роли, каждый отвечает за свою работу.
При выполнении проекта нельзя забывать о временных рамках. Время выполнения проекта – 15 минут. Время защиты – 20 минут (по 5 минут на каждую группу). Сегодня у нас на уроке  будет работать фотокорреспондент, который будет фиксировать все этапы нашей работы на уроке ( выбрать ребенка, который изъявит  желание заниматься данной работой).

Как вы уже поняли, вам нужно создать обложку: написать название, украсить ее; составить содержание; вместе написать статью «О книге»; «верстальщики» – собрать книгу. Когда книга будет готова, выступить перед одноклассниками с рекламой своего сборника сказок.

С помощью учителя «редакторы» заполняют паспорт проектной работы. (См. Приложение 2)

5. Реклама сборников сказок

6. Рефлексия

Коллективное обсуждение, осмысление и оценка проекта.  Возможно голосование
за лучшую книгу.
– Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
– Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть
при выполнении следующих проектов?
– Оцените результат работы.

7. Домашнее задание

сочинение-миниатюру «Мой любимый герой русской сказки» или «Почему я люблю читать русские народные сказки». Каждому ребенку раздаются листочки с распечатанным образцом сочинения.

У меня много любимых героев сказок. Но больше всего мне нравится ___________.
Он встречается (в одной, во многих сказках). В сказке «____________» он (кратко рассказать о событиях, связанных с героем). Главный герой мне нравится, потому что ________________. Мне бы очень хотелось ____________________________.

Используемая литература:

Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич / Под редакцией Н.А. Сениной.– Ростов н/Д : Легион, 2013.–78с. – (Мастер-класс.)

Приложение 1

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ

Тема проекта ________________________________________

Этапы работы

Цель: _____________________________________________________________________________________________________

Задачи: __________________________________________________________________________________________________

Что знаем: ________________________________________________________________________________________________

Источник информации ______________________________________________________________________________________

Координатор в группе _______________________________________________________________________________________

Распределение обязанностей и план работы

Что делать Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Ученик 5
Что сделано          

Приложение 2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Название проекта: «Любимые русские народные сказки».
2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература и русский язык
3. Тип проекта: групповой, краткосрочный.
4. Цель проекта: изучить русские народные сказки, уметь определять тип сказки,
ее особенности и  мораль.
5. Задачи проекта:

  • Прочитать волшебные, бытовые, сказки о животных.
  • К понравившимся сказкам создать иллюстрации и выполнить надписи к ним.
  • Написать вступительную статью о необычности и красоте русских народных сказок.

6. Руководитель проекта:
7. Возраст участников проекта: 10-11 лет.
8. Аннотация проекта.

Данный проект ориентирован на расширение знаний о русских народных сказок, воспитание любви к чтению. Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, придумывание рекламы, публичное выступление, подготовка фотографий. В подготовке проекта принимают участие все ученики класса
без исключения.

9. Предполагаемый продукт проекта – книжки «Любимые русские народные сказки».
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся. _____________________________________________
11. Планирование работы. ( Используйте лист планирования). Распределение обязанностей.
12. Реализация проекта: работайте в группах по плану; совместно решайте возникающие проблемы, при необходимости воспользуйтесь консультацией учителя.
13. Презентация проекта: к намеченному сроку изготовьте книгу, подготовьте
и проведите презентацию своей книги. Ответьте на вопросы слушателей.
14. Осмысление и оценка проекта: Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать. Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов? Оцените результат работы.
15. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, принтер, бумага, краски, карандаши и прочее.

16.11.2014