Внеурочная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения. Психологический аспект. Курс "Азбука общения". 1-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Занятие 1. “Мои эмоции”

Ход занятия.

Введение

Добрый день, ребята. Сегодняшний наш разговор будет посвящен теме, которая может показаться, с одной стороны простой, с другой - очень сложной, но в то же время очень интересной. Я надеюсь, что вы сможете сформулировать ее название.

Слайд-шоу (2- 17) сопровождается комментариями психолога и музыкальным фоном (Приложение 1).

Это есть у людей и животных.

Это проявляется в разном возрасте.

У людей разных национальностей, религий.

Этому подвержены люди разных профессий.

Так или иначе - это проявляется у всех, но по- разному.

Кто- то учится управлять этим всю жизнь, кому-то это дается легче.

Без этого не обходится ни один день в жизни каждого человека,

без этого жизнь была бы скучной и однообразной Именно это делает общение интересным, насыщенным.

О чем будет наш сегодняшний разговор?

Ответы: об эмоциях, чувствах.

Совершенно верно. Тема нашего занятия “Мои эмоции”. Слайд 18.

Давайте попробуем сформулировать, что такое ЭМОЦИИ?

Ответы.

Эмоции - это проявление наших чувств, другими словами проявление нашего настроения. Чувства могут проявляться по-разному. И сегодня на уроке мы будем учиться распознавать разные эмоции, чувствовать их, изображать.

А какие эмоции вы узнали?

Возможные ответы участников. Радость, грусть, обида, удивление, страх, спокойствие, гнев.

На экране появляются названия эмоций. Слайд 19.

Для каждого из вас приготовлены индивидуальные листы, на которых вы будете сегодня работать.

Давайте еще раз прочитаем названия эмоций.

Предлагаю выполнить вам следующее задание.

Работа на индивидуальных листах. (Приложение 2).

Задание 1

(дублирование на слайде 19)

Выберите и обведите зеленым цветом те названия эмоций, которые вам приятно испытывать, а красным карандашом подчеркните неприятные для вас эмоции.

Итак, какие эмоции вы подчеркнули? Какие обвели?

Проверка (на экране верный ответ). Слайд 20.

Скажите, можно ли разделить на какие - то группы названия этих эмоций?

Ответ: приятные или неприятные/ положительные и отрицательные.

Один из участников на доске записывает названия в два столбика с помощью участников.

Давайте обсудим, что у нас получилось.

Скажите, что происходит с вашим самочувствием, если вы злитесь? Если грустите?

Ответы.

Пропадает аппетит, начинает болеть голова, живот - самочувствие ухудшается, вы можете заболеть. Эти эмоции к какой группе отнесем?

Ответы: к отрицательным/ неприятным.

Что происходит с вашим самочувствием, когда вы радуетесь? Удивляетесь? Спокойны?

Ответ: самочувствие улучшается, бодрость, хочется что-то делать. Эти эмоции к какой группе отнесем?

Ответы: к положительным/ приятным.

Учитель. Постарайтесь обобщить наши наблюдения.

Возможные ответы: Возможно, наше самочувствие зависит от нашего настроения, тех эмоций, которые мы испытываем. Сохранять здоровье важно - это залог благополучия, при котором человек может добиться своих целей в жизни, реализовать свои мечты. Слайд 21.

А насколько мы с вами правы или нет, вы проверите дома.

Основная часть.

Когда вы смотрели фотографии, что вам помогло определить состояние людей?

Ответ: лица.

Точнее - выражение лица, в психологии это называется МИМИКА.

В выражении лица, какие его части помогают нам распознать, что в данный момент испытывает человек?

Ответ: брови, губы, глаза.

Запишите в своем листе, что такое мимика.

Итак, давайте попробуем по графическому изображению эмоции определить ее.

Задание 2

(дублирование на слайде 22)

Работа на индивидуальных листах.

Рассмотрите пиктограммы с разными выражениями лиц. Постарайтесь соотнести название эмоции с ее графическим изображением.

1 человек - у доски, остальные на листах.

Давайте обсудим, что у нас получилось.

Что вам помогло определить название эмоции?

Ответ: выражение лица.

Ваш опыт общения вам помог определить название эмоции.

Следующее задание поможет нам выявить, насколько хорошо в живом общении мы можем определять настроения собеседника.

Упражнение “Зеркало”.

Я предлагаю вам в парах выполнить следующее задание. Встаньте друг перед другом. Один из вас- это зеркало, другой- человек перед зеркалом. Договоритесь, кто из вас будет выполнять какую роль.

Итак, Человек изображает, Зеркало - повторяет его движения. Постарайтесь изобразить разные эмоции. Можете использовать пиктограммы.

Поменяйтесь ролями.

Обсуждение. Итак, что у вас получилось, какие трудности возникли? Удалось ли передать собеседнику ту эмоцию, которую вы хотели показать?

Ответы.

Итак, вы потренировались изображать эмоции. Теперь задание следующее.

В парах - 1 человек изображает эмоцию, второй - должен угадать ее. Вы представляете 3 разные эмоции. Договоритесь, кто из вас будет выполнять какую роль.

Поменялись ролями.

Обсуждение. Итак, что у вас получилось, какие трудности возникли?

Возможные ответы. Не всегда удается точно изобразить эмоцию, чтобы было понятно собеседнику. У каждого свои особенности лица- подвижность его частей, от этого зависит насколько точно показывается эмоциональное состояние.

Когда вы изображали разные эмоции, кроме мимики, что еще участвовало в этом?

Ответы: движения рук, головы, тела.

Совершенно верно. Движения тела, рук, ног в психологии называется ЖЕСТАМИ. Для чего вы это делали?

Ответ. Чтобы точнее передать эмоцию.

  • Закончите фразу “Жесты – это ...”.
  • Скажите, какие эмоции легче определять?

Возможные ответы: легче определять те, которые чаще испытываем или видим в жизни; сложнее- те, которые испытываем редко.

Скажите, что, кроме мимики и жестов помогает нам определять эмоции?

Задание 3

Работа на индивидуальных листах.

Произнесите с разными интонациями и высотой голоса фразу “Добрый день”.

Вывод? Голос и интонация- это тоже проявление эмоций.

Физкультминутка “Вместе весело шагать”. (Приложение 3)

Слова песни сопровождаются движениями.

Изменилось ваше состояние?

Как вы считаете, в жизни могут пригодиться умения распознавать состояние человека по его мимике и жестам?

Для чего это важно?

Возможные ответы.

В общении с окружающими людьми очень важно уметь распознавать эмоции по мимике, жестам человека, чтобы точнее понимать его состояние, чтобы общение приносило удовлетворение, чтобы радовало, чтобы оказать поддержку, если это необходимо.

Уверена, вы это делаете очень часто. Сейчас мы с вами в этом убедимся, выполнив следующее задание.

Задание 4

(дублирование на слайде 23)

Работа на индивидуальных листах.

Какие слова ты говоришь своему другу, чтобы его порадовать? А какие слова друзья говорят тебе? Выбери из приведенных и подчеркни синим карандашом те слова, которые говоришь ты, а зеленым карандашом обведи слова друзей. Можешь придумать и написать свои слова.

Мы с вами убедились, что могут возникнуть трудности в понимании эмоционального состояния человека по его мимике и жестам. К сожалению, бывает так, что окружающие нас люди не всегда точно могут определить наше настроение и поэтому не могут оказать нам поддержку и внимание, в котором мы нуждаемся. Как сообщить о своем эмоциональном состоянии?

Сказать.

Как?

Есть слова, которые помогут вам лучше описать свое состояние и окружающие смогут оказать вам поддержку. В психологии они называются “Я-сообщения”.

Давайте познакомимся с ними. Примеры фраз. Слайд 24.

  • Мне приятно ...
  • Меня огорчает ...
  • Меня радует ...
  • Мне неприятно ...
  • Мне грустно ...
  • Меня волнует ...
  • Я в восторге от ...
  • Я ожидаю ...
  • Я расстроен ...
  • Я доволен ...

Что в них общего?

Ответы: Я, МНЕ.

Значит о чьем самочувствии они сообщают?

Ответы.

Действительно, они сообщают о самочувствии того, кто говорит.

Выберите одну фразу, которую бы вы хотели закончить.

Ученики произвольно зачитывают свои фразы.

Надеюсь, эти фразы помогут вам в общении с друзьями и близкими.

Рефлексия

Задание 5

(Работа на индивидуальных бланках). Слайд 25.

Пришло время подводить итоги нашей работы. Сделаем мы это следующим образом. Теперь, когда вы умеете разными способами проявлять и определять эмоции, я вас попрошу на листе с помощью слов, графического изображения эмоции - изобразить свое настроение, которое у вас было на уроке, описать его словами.

P.S. Некоторые дети отмечают, что им грустно, и они расстроены. Необходимо уточнить, чем именно вызваны данные переживания. Как правило, тем, что занятие быстро закончилось, а хочется продолжения. Попросите отметить свое настроение во время занятия.

Домашнее задание. Слайд 26

Для тех, кто хотел бы более глубоко изучить данную тему предлагаю дома выполнить следующую работу. Вам нужно будет перевоплотиться в профессоров психологии и провести эксперимент. Понаблюдать за своим настроением в разных ситуациях. И проверить, действительно ли настроение влияет на самочувствие? Если “да”, то каким образом.

Для работы вам выдаются Листы наблюдений. (Приложение 4)

В своей научной работе вы можете разработать советы по улучшению настроения, исходя из своего жизненного опыта.

Обратная связь. Я вас благодарю за работу на занятии. Мне было приятно с вами работать. Меня порадовала ваша активность, открытость, заинтересованность. Надеюсь, знания, полученные сегодня, будут для вас полезны в повседневной жизни.

До свидания.