Использование интернет-уроков в современном образовательном процессе

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (84,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В наше время Интернет стал неотъемлемой частью образовательного пространства, поэтому использование дистанционного обучения во многом влияет на современное образование и культуру. В связи с этим на вооружении учителя появились новые формы и методы образования.

Кроме того, существует масса причин, по которым ребенок не может посещать общеобразовательное учебное заведение. На помощь в таком случае приходят интернет-уроки. Сразу оговоримся, что форма Интернет-урока, о которой будет рассказано ниже, предполагает, что использовать ее можно не только при дистанционном обучении, но и на традиционных уроках в классе.

Использование Интернет-уроков более чем оправданно.

Интернет-уроки:

  • Позволяют детям, пропустившим занятия, не отстать от одноклассников;
  • Помогают педагогу продемонстрировать ученикам образовательные возможности сети Интернет;
  • Вызывают у учащихся положительные эмоции;
  • Позволяют учителю использовать больше наглядного материала.

Форм проведения Интернет-уроков достаточно много:

  • Проведение урока с использованием Интернет-ресурсов. Такой способ можно лишь условно назвать Интернет-уроком, поскольку сеть используется только в процессе подготовки к уроку. Однако учащимся можно предложить ссылки на те ресурсы, которые использовал учитель. Таким образом, дети уже самостоятельно смогут расширить свои знания по заданной теме.
  • Урок – поиск информации. Ученикам сообщается тема и ключевые термины по этой теме. В процессе урока дети находят нужную информацию и представляют ее в виде сообщений. Такая форма проведения – это огромное поле для творчества учителя и учеников. Учитель может оформить такой урок в виде путешествия. Можно разбить класс на группы, а глобальную тему на более мелкие и предложить каждой группе глубоко изучить только свою область, а на следующем уроке объединить полученные материалы. Кстати, формы представления итогов работы могут быть разными: стенгазета, устный журнал, репортаж, статья.
  • Виртуальная экскурсия. При такой форме работы перед учителем стоит задача составить маршрут (список страниц, которые должны посетить дети), и объяснить ученикам в какой форме они должны представить изученный материал: презентация, статья, фоторепортаж, выступление на конференции.

Представленными вариантами работа с Интернет не ограничивается. Скорее всего, каждый учитель сможет придумать свою уникальную форму работы и возможность использования всемирной паутины.

В этой статье мы заострим внимание на одной форме, которая представляет собой знакомую всем технологическую карту.

Многим учителям знакома такая форма работы в классе, позволяющая детям самостоятельно получать информацию по теме из различных источников. Как правило, технологические карты представляют собой текстовый документ с заданиями и указаниями, где и какую информацию можно найти. Мы предлагаем такую форму перевести в электронный формат. На наш взгляд, это удобно и для проведения работы в классе и для использования в дистанционном обучении. Итак, подробнее об алгоритме создания и методике проведения.

На первом этапе необходимо отобрать нужный материал для проведения урока. Педагог обязан внимательно изучить те сайты, которые он предлагает детям; в первую очередь, проверить достоверность информации, представленной на них.

Второй этап представляет собой структурирование материалов в соответствии с планом проведения урока, (мы помним, что создаем Интернет-урок и для проведения в классе и для самостоятельного изучения дома). Предлагаем поступить следующим образом. За основу взять конспект урока (обычный, который каждый учитель составляет при подготовке). Здесь важно определиться, что педагог будет рассказывать сам, а что дети прочитают самостоятельно, перейдя по предлагаемой ссылке.

Если урок предполагает изучение новой терминологии, то целесообразно предлагать не готовые определения, а ссылки на статьи, где дети сами могут выбрать необходимое и сформулировать определение самостоятельно. Можно привести несколько разных источников, из которых ученики выберут наиболее точную и понятную формулировку. Например, при изучении облаков на уроках географии, можно не рассказывать об их видах, а позволить детям самим рассмотреть различные облака и описать их.

На третьем этапе необходимо подобрать задания, выполняя которые, дети закрепят полученные знания и приобретут новые умения (или разовьют старые навыки). Например, при изучении темы “Реки”, можно предложить детям познакомиться с понятием устья реки, а потом, используя карты атласа, привести примеры рек, образующих дельту.

Четвертый этап – самый интересный и творческий. Все найденные материалы и задания нужно облечь в удобную, понятную и красивую форму. Существует достаточно большое количество вариантов, и выбор ограничен только фантазией и вашим уровнем владения компьютером.

Один из самых простых вариантов – текстовый документ. В качестве примера, предлагаем вам дистанционный урок по теме “Политическая карта Зарубежной Азии” (см. приложение 1).

Намного интересней сделать этот же материал в формате html-странички. Однако эти два варианта превосходно подходят для дистанционного обучения, но не слишком удобны для работы в классе. Поэтому, оптимальным вариантом будет создание Интернет-урока в виде презентации. Плюсы такой формы очевидны:

  • Прекрасно подходит для самостоятельной и для коллективной работы;
  • Материал изложен наглядно и доступно;
  • Интересно детям и педагогу.

Создание презентации позволит учителю подготовить всего один урок, который можно использовать и в классе, и при дистанционном обучении, тогда как другие формы Интернет-урока предполагают, что готовить придется не только материал для классной работы, но и для работы дома.

Давайте разберем презентацию урока географии по теме “Реки” для 6 класса. (см. приложение2).

На первом слайде необходимо обозначить тему урока и автора работы.

На втором слайде – цели данного занятия.

Третий слайд посвящен основным понятиям, которые дети должны усвоить в процессе занятия. Этот слайд необходим, для того, чтобы ученики могли четко понимать, какие именно знания вы будете с них требовать на контрольных работах. Приведите все новые термины, а также умения, которые дети должны получить.

Четвертый слайд посвящен инструкциям к работе. В данном случае приведены те условные обозначения, которые использованы в презентации. Здесь нужно быть крайне осторожным. Нельзя весь текст урока делать одинаковым, необходимо обязательно выделять гиперссылки, задания и повествовательный текст, но с другой стороны с таким разнообразием оформления материалов нельзя переусердствовать, в погоне за разными “украшательствами” есть опасность потерять смысловую нагрузку и сделать материал нечитаемым.

Слайды с 5 по 33 содержат непосредственно материал урока. На что хочется обратить внимание.

  • Практически отсутствуют определения терминов в самих слайдах. Даны ссылки на Интернет-ресурсы. Это позволяет детям более глубоко проработать новые понятия, а учителю не перегружать презентацию лишним текстом. Так же прекрасно отрабатывается у детей навык выделения в тексте главной мысли;
  • Вся информация иллюстрирована;
  • Представлены ссылки на Интернет-ресурсы, где можно получить больше информации по изучаемой теме, а так же найти какие-то интересные факты и иллюстрации.

Слайды 34-35 очень важны. Это подведение итогов. С его помощью мы предлагаем детям проверить то, какая информация должна была быть получена на уроке.

Последний 36 слайд содержит ссылки на использованные ресурсы. Его можно сделать скрытым, а можно и не прятать от детей. Это лишний раз напомнит им о культуре оформления научных работ.

В заключение хочется сказать, что работа с глобальной сетью – это огромное и очень интересное поле для творчества учителя и учеников, предоставляющее массу возможностей, о которых раньше педагоги и не предполагали. Педагог, который в полной мере использует Интернет-ресурсы в своей работе, значительно расширяет обогащает свой профессиональный опыт и расширяет образовательные и воспитательные возможности своих уроков.

Приложение.

Список источников.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Е.С. Полат [и др.] – “Академия”, 2001
  2. Библиотекарь Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/ - Формы государственного правления. – (Дата обращения: 15.05.2014).
  3. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org - Административно-территориальное деление – (Дата обращения: 15.05.2014).
  4. Карты Мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mapoftheworld.ru – Карты Азии – (Дата обращения:15.05.2014).
  5. Персональный сайт Бушуевой Екатерины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://katerina-bushueva.ru/ - Интернет уроки: описание и способы проведения. – (Дата обращения: 13.08.2014).

7.12.2014