Мероприятия на противопожарную тематику в дошкольных учреждениях

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищал человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда. Дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.

Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь окончательно разорвал связь человека со стадной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.

Важным шагом в развитии первобытных людей стало использование огня для плавки металла. Применение пара для механической работы. От паровой машины до «огня» атомных реакторов.

В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь либо прямо, либо через посредство его производного теплоносителя.

Огонь стал не только другом человека. Вырвавшись из-под контроля человека, огонь превращается в его недруга – пожар.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Наиболее страшным злом огня являются гибель и травмирование  людей, экологические последствия.

Основными причинами пожаров являются:

– неосторожное обращение с огнем (курение, открытый огонь, др.);
– неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, электробытовых приборов, печей и дымоходов, а также газовых и керосиновых приборов;
– детская шалость с огнем.

Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строений, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Бывают случаи загораний на балконах и лоджиях жилых домов, где жильцы хранят домашние вещи, мебель, различную утварь. Причиной загорания является непогашенный огонь от спичек, сигарет, брошенных жильцами вышерасположенных этажей.

Не менее распространенной причиной пожаров является неисправность или нарушение правил эксплуатации электрических приборов, электросети. Например, если в одну розетку включить несколько бытовых приборов одновременно, возникает перегрузка, провода могут нагреваться, а изоляция воспламеняться. Водонагревательные приборы уже через 15-20 минут после выкипания воды вызывают загорания почти любой опорной поверхности, а при использовании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600 Вт, воспламенение происходит через 3 минуты после выкипания воды. Короткое замыкание в электропроводке произойдет, если она прибита гвоздями к стене, плинтусу, пр., и имеет повреждение изоляции. Соприкосновение занавесей (портьер) и электронагревательных приборов также приводит к воспламенению. За последнее время участились случаи пожаров вследствие несоблюдения правил эксплуатации телевизоров, газовых и керосиновых приборов.

Шалость детей с огнем приводит не только к пожарам, но и нередко заканчивается трагическими последствиями. Ребенок, оставшись один в квартире или доме, может взять спички, поджечь бумагу, включить в розетку нагревательный прибор или даже устроить костер, подражая взрослым, пытаться курить.

С развитием техники, с появлением в быту новых веществ и материалов возможность возникновения пожаров в н.в. неизмеримо возросла. В каждом доме обилие электрических и бытовых приборов, используется газовое и печное отопление. Однако эти наши помощники могут легко превратиться в источники бед при неосторожном с ним обращении.

Актуальность

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечении безопасной жизнедеятельности и современное время не вызывает сомнений. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребёнка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в укромный уголок комнаты вместо того, чтоб или окинуть горящий дом или позвать на помощь.

Анализ  учебно-воспитательной работы в ДОУ Республики Коми показывает, что при её планировании далеко не всегда уделяется должное внимание ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, с негативными и позитивными функциями огня, и выработке на этой основе пожаробезопасного поведения, между тем статистика возникновения пожаров по республике показывает, что многие из них возникают по  причине детской шалости с огнем. На пожарах гибнут дети!  Нередко  причиной их гибели становится незнание элементарных правил поведения на пожаре,  отсутствие навыков обращения с огнем, ослаблен контроль со стороны взрослых за поведением детей, за организацией их досуга, и поэтому, начиная с 4-5-летнего возраста, у детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Рассказывая ребенку, почему нельзя играть с огнем, нужно стремиться к тому, чтобы он осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии для людей. Процесс обучения лучше всего строить на наглядности с использованием игровых технологий, тогда знания усваиваются легко и прочно.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения, поэтому важно не просто рассказывать о противопожарной безопасности, но и отрабатывать до автоматизма правила поведения при пожаре.

Учить детей пожаробезопасному поведению и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста, при этом основным методом в обучении является игра с использованием ролевых ситуаций. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Просто уговаривать детей не играть с пожароопасным предметами – мало, надо воздействовать на их ум, душу, учит оценивать свои действия, поступки своих друзей, рассуждать по поводу тех или иных событий.
Чтобы детям было легче разобраться в том, какой большой вред приносит шалость с огнём, примеры о пожарах надо подбирать яркие, из окружающей жизни, причём так, чтобы они не послужили для детей плохим примером.

Выводы о событиях и поступках необходимо закреплять в памяти детей-дошкольников. Для этого целесообразно давать детям практические задания: нарисовать рисунки не. противопожарные темы, рассказать дома братьям, сестрам и родителям о том, к чему может привести шалость с огнём, составить небольшой рассказ и др.

Работу по обучению основам противопожарного поведения целесообразно вести в трёх направлениях:

– игровые занятия с детьми;
– изучение правил пожарной безопасности с обслуживающим персоналом ДОУ;
– работа с родителями.

Цель работы с дошкольниками – "Формирование у детей дошкольного возраста  чувства опасности огня. Привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара".

Противопожарная разъяснительная работа среди воспитанников должна проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом. В подготовительной группе рекомендуется проведение бесед, игр на противопожарные темы, широко использовать литературный материал.

По вопросам пожарной безопасности необходимо проводить разъяснительную работу с родителями. Наряду с напоминанием об опасностях, связанных с оставлением детей без присмотра и сопутствующих при этом тяжёлых последствий нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей умениями, нужным в повседневных делах. Ребёнок должен усвоить навыки, приобрести чувство уверенности в обращении с источником открытого огня и электрическими приборами.

Главная цель работы с дошкольниками в направлении безопасности: подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ