Запечатленные мгновенья - страницы поэзии и живописи Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 7-й класс

Разделы: Литература, МХК и ИЗО

Класс: 7


Цели урока:

  • обзорно познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева и А.А.Фета как образцами художественного воплощения поэтами своего восприятия природы и жизни.
  • раскрыть высокое мастерство художественной формы в ее тесном единстве с лирическим содержанием стихотворений.
  • обратить внимание учеников на своеобразие изображения и отражения времени в лирике.

Задачи урока: актуализировать знания учащихся, полученные ранее, воспитывать культуру ведения диалога, умения выслушать другую позицию, воспитывать уважение и любовь к культуре как источнику глубокого осознания жизни.

Ход урока

Н.М. Оргмомент.

I. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим открытый урок по литературе и МХК на тему “Запечатленные мгновенья”. Урок ведем мы, учитель МХК Круглова М.Б. и учитель литературы Гречановская Н.М. Наши гости – учителя Ольга Викторовна и Наталья Александровна. В качестве эпиграфа к нашему уроку мы взяди слова современного поэта Вадима Шефнера (Н.М. читает наизусть):

За мигом – миг, за шагом – шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.

- Как вы думаете, о чем пойдет у нас разговор? (ответы учащихся).

Пояснение учителя. Мы знаем три рода литературы: эпос, драму, лирику. И в эпосе, и в драме писатель изображает события, охватывающие более или менее продолжительное время. Лирика – единственный род литературы, способный выразить мысли, чувства, думы поэта, возникшие в связи с проносящимися мгновеньями окружающей жизни. Даже если поэт пишет о том, что занимало его длительное время, он выражает мысли и чувства, которые испытывает в данный момент.

Итак, откройте тетради по литературе и запишите тему урока.

II. Страницы поэзии Тютчева и Фета. “Мгновенья жизни”

1. Н.М. – Ребята, мы обращаемся к творчеству Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, которые в русской литературе занимают особое место. А какое, вы попробуйте ответить сами в конце урока.

Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать. (Тютчев)

2. Чтение учащимися стихотворения Тютчева “Как неожиданно и ярко”

3. Беседа

- О чем это стихотворение?

Пояснение учителя. В этом стихотворении автор запечатлевает мгновения жизни. Какие? Это явления природы – радуга – символ радости в народной поэзии. Это и жизненные ситуации. А от них – к обобщениям о смысле бытия, о человеческих взаимоотношениях.

М.Б. Образ радости запечатлен и в живописи. Голландский живописец XVII века Рембрандт был счастлив в браке и неоднократно создавал портреты своей жены. Один из этих портретов мы сейчас увидим. Вот он. (Слайд №2). Флора

Презентация.

- Перед нами красавица? Что вы можете сказать об этой молодой женщине?

- А как вы думаете, почему он назвал портрет “Флора”? Кто это кстати?

(он обожествляет свою Саскию)

А вот еще один портрет. (Слайд №3. Автопортрет с Саскией)

- Смотрите, художник всему миру показывает, каким сокровищем он обладает. Он посадил Саскию к себе на колени, в руке у него бокал шампанского, он по-хозяйски обнимает свою жену.

Н.М. Слушая стихотворение “Как неожиданно и ярко” мы поняли, что и в жизни природы, ив жизни человека есть радостные мгновенья. Но разве только из таких мгновений состоит жизнь? Предлагаю послушать стихотворение А. Фета “Мотылек мальчику”.

6. Чтение учащихся стихотворения А.Фета “Мотылек мальчику”.

7. Беседа.

- О чем это стихотворение?

- Как вы его поняли?

(Возможные ответы.

1. Это стихотворение о жалости к живым существам, даже самым маленьким и незаметным.

2. О бережном отношении к природе.

3. О величайшей тайне жизни, которой никто не имеет право распоряжаться по своей воле.)

Пояснение учителя. Короток век мотылька – одно мгновенье по сравнению с жизнью человека. Но это мгновенье доставляет мотыльку неизмеримое счастье. Зачем же ускорять его уход с этой прекрасной земли? Но разве не тоже может сказать о себе человек? Он живет значительно дольше, радости его богаче и разнообразнее, но и он наслаждается жизнью как величайшим даром природы. Каждый миг этой жизни – и своей, и чужого существа- незаменим, неприкосновенен и требует бережного отношения к себе.

М.Б. Быстротечность жизни нашла место и в живописи. И мы опять возвращаемся к творчеству Рембрандта. Так получилось, что последний этап своей жизни художник провел в дешевых меблированных комнатах в одиночестве. Его окружали такие же одинокие старики и старушки. (Слайд №4. Портрет старушки)

- Давайте посмотрим. Ребята, оставшись в одиночестве в старости, можно держать в душе обиду на весь мир, можно со смирением принять очередной жизненный урок.

- Как вы думаете, у старушки, что в душе? Зачем художник двумя пучками света высвечивает руки и лицо?

III. Человек и природа.

1. Слово учителя

Н.М. Человек и природа… В поэзии Тютчева и Фета исчезают барьеры между человеческим и природным мирами: природа живет страданиями и радостями человека, а человек – страданиями и радостями природы.

2. Чтение наизусть учителем стих. Тютчева “Молчание”.

Комментарий. В этом стихотворении раскрывается тема одиночества современного человека. Поэт сетует на роковое бессилие слова, неспособного точно выразить живую мысль и чувства. “Приблизительность” человеческих слов по сравнению с бездонной глубиной душевного мира обрекает человека на вечное одиночество.

3. Чтение наизусть стих. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”

4. Беседа.

- Как сочетается в стих-ии высокое поэтическое чувство к природе и любимому человеку?

- В чем глубокий иносказательный смысл стихотворения?

- Как вы понимаете параллелизм в этом стихотворении?

Параллелизм - сопоставление мира природы и мира человека

М.Б. - Мы сегодня говорили о разных мгновениях жизни, о разных состояниях души. Вы сейчас услышите музыку нашего современника, непростую музыку непростого времени. Порассуждайте, о чем хотел рассказать композитор, напишите сочинение – миниатюру “Мгновения жизни”. (Звучит “Музыкант”- Кикта)

Письменная работа – 10 мин.

Чтение работ, обсуждение написанного.

М.Б. – Ребята, пора подводить итоги урока. И прежде, чем мы их подведем, давайте посмотрим презентацию, которую мы назвали “Мгновения жизни”. (на фоне Прелюдии си-минор – Баха) (просмотр)

Тютчев и Фет - являются, по словам А. Толстого, единственными в своем роде, не имеющими равных себе ни в одной литературе. Можем ли мы теперь ответить, что же их отличает от других поэтов? (глубина философских размышлений, необыкновенное проникновение в мир природы, одухотворенность пейзажей, конкретность, точность звучания.)