Обращение. Повторение известных сведений. 8-й класс

Разделы: Русский язык


Цели урока: обобщить и расширить знания учащихся по теме “Обращение”; формировать навык постановки знаков препинания при обращении; способствовать развитию речи учащихся; развить умения и навыки работы с поэтическим текстом; развивать умение видеть в тексте и правильно произносить обращение, а также умение употреблять обращения в речи письменной и устной.

Оборудование урока: компьютер; мультимедиапроектор; интерактивная доска Smart

Межпредметные связи: литература.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися: Умение систематизировать полученные ранее сведения; работать с информационным текстом; самостоятельно формировать выводы на основе наблюдений; развитие грамотной связной речи; умение работать с поэтическими текстами; использование учебника, соотношение частично поисковой работы с ним.

Тип урока: комбинированный урок; работа с информационным текстом, формирование учебно-информационной компетенции.

Ход урока

1. Мотивирование.

2. Проверка домашнего задания. Запись по памяти отрывка из “Песни про купца Калашникова...” М.Ю.Лермонтова.

Презентация.

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной Кремлевской белокаменной
Заря алая подымается.
Разметала косы золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми.
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо синее смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася? (Проверка. Слайд №2)

Краткий анализ текста:

А) по лексике: найдите слова с переносным значением.

- Что такое переносное значение? (олицетворение, метафора, сравнение)

Вывод: язык стихотворения богат и выразителен.

Б) по словообразованию:

  • Разгоняючи (устаревшая форма) - разгонять
  • Рассыпчатые - рассыпать - сыпать
  • Просыпалася - просыпаться - спать
  • Разыгралася – разыграться - играть

- Назвать способы словообразования: златоглавая, белокаменная.

- А ещё при помощи чего образуются слова?

В) орфография и пунктуация.

Объяснить постановку запятых. Объяснить орфограммы по выбору учителя.

Г) Синтаксический разбор.

1) Тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.

2) Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

- Что называется обращением?

- Какова его синтаксическая роль?

Вывод: Обращение - это слово или сочетание слов, которое называет того к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения. (Слайд №3)

Вопросы на повторение:

  1. По каким признакам можно найти обращение в предложении?
  2. Какова функция обращений в речи? Для чего они служат? Докажите текстом. (Текст на столах)
  3. Какую роль играет обращение в письмах?
  4. - Письма театральных деятелей, ученых, писателей, художников – это своеобразный документ эпохи. Дружеская переписка часто являлась формой литературных бесед. Обращения в таких письмах выполняют характеризующую функцию. Неофициальное обращение.
    Н-р: А.А.Блок – Л.Д.Менделеевой
    Моя любовь, моя единственная! Ты- моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство. Я не могу без тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда. (Слайд № 6)

  5. Как могут использоваться обращения в поэтической речи? Примеры . Записать. (Ученик готовит заранее, разные части речи. Слайд №4)
  6. Какими частями речи могут быть выражены обращения? (Слайд №5)
  7. Какие две разновидности обращений вам известны? (распространенные и нераспространенные) Примеры. Не бывают местоимениями!
  8. Какими знаками препинания выделяются обращения? (Примеры по цепочке по рядам. Обращения - в начале, в середине, в конце предложения)

3. Изучение нового материала.

Работа с информационным текстом (упражнение из учебника )

А теперь предлагаю вам войти в роль ученых-лингвистов. Вы приглашены на научно-практическую конференцию “Все об обращении”, должны подготовиться к выступлению по теоретическому материалу и принять активное участие в работе конференции. Времени на подготовку – 5 минут

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст на листочке, используя метод инсерта - маркировки текста:

  • “Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;
  • “ - “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения;
  • “+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
  • “?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

Стадия рефлексии, беседа по вопросам:

- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью учебника?

Перечислите её, подтвердив примерами.

- Все ли согласны с этой информацией?

- Что-нибудь у вас вызвало сомнение или оказалось не совсем понятным?

- Возникли ли у вас вопросы? Ответим на них.

- Какие вопросы у вас возникли во время работы с текстом и обсуждения?

- Дайте полный устный ответ об обращении с примерами.

4. Закрепление изученного материала, выполнение практических заданий. (Слайд №7-9)

Итог урока: что мы знаем об обращении? Мы выявили следующие признаки обращений:

• оно называет лицо, к которому обращаются с речью;

• адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы;

• обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация вводности, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;

• обращение не является членом предложения;

• чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы;

• “ты”, “вы” не являются обращениями (этого не позволяют правила этикета);

• Могут быть распространёнными / нераспространёнными

Домашнее задание: роль обращений в повести “Капитанская дочка” (кто, как, при каких обстоятельства какую форму обращения выбирает, как это его характеризует), выписать 5 предложений в качестве примеров.

27.10.2014