Межличностный конфликт

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Дать определение понятию “конфликт”;
  • Изучить структуру, типы, функции и стили поведения конфликта;
  • Научиться конструктивным способам решения конфликтных ситуаций.

Оборудование: компьютеры, принтер, доступ к Интернету, мультимедиа.

Ход занятия

1. Вступительное слово психолога.

Слайд 1.

- Тему урока я вам говорить не буду. Постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока сами, просмотрев мультфильм.

(учащиеся самостоятельно называют тему урока)

- Итак, тема урока: “Конфликт в межличностных отношениях”.

- Что же будем на уроке изучать и повторять?

Слайд 2.

Цели урока:

  • Дать определение понятию “конфликт”;
  • Изучить структуру, типы, функции и стили поведения конфликта;
  • Научиться конструктивным способам решения конфликтных ситуаций.

2. Вопросы для обсуждения.

Слайд 3.

  1. Что такое конфликт? (Несовпадение взглядов)
  2. Всегда ли в жизни мы можем избежать конфликтов?

Как наладить взаимоотношения?

3. Упражнение “Ассоциации”.

Слайд 4.

Перечислим ассоциации, которые у вас вызывает слово “КОНФЛИКТ”.

У конфликта есть две стороны – негативная и позитивная.

  • Ссора
  • Обида
  • Злость
  • Раздражение
  • Удивление
  • Стыд
  • Вина
  • Ярость
  • Гнев
  • Страх
  • Радость
  • Интерес
  • Удивление
  •  Досада
  • В споре рождается истина
  • Слезы
  • Улыбка

Юноши часто ассоциируют конфликт со словами “стычка”, “драка”, “потасовка”, “схватка”; девушки –со словами “ссора”, “спор”, “перебранка”, “перепалка”.

Напрашивается вывод: конфликты – это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково ходят, одинаково чувствуют и т.д.

Слайд 5.

- Что же такое “КОНФЛИКТ”?

- Вспомните определение понятия “Конфликт”.

Слайд 6.

- Познакомимся с определениями “Конфликт” в таких источниках, как сайт в интернете: Википедия, и словарь практического психолога под редакцией Ю.Головина.

- Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему?

Конфликт — это хорошо или плохо?

(Размышление учащихся)

- Если бы, как в математике, мы захотели вывести общую формулу конфликта, то она выглядела бы так:

Истинная причина + повод= КОНФЛИКТ

- Структура или модель конфликта выглядит следующим образом:

Слайд 7.

Конфликтная ситуация – Инцидент – Конфликтное взаимодействие – разрешение конфликта.

- Какими бывают конфликты?

Несмотря на все свое разнообразие, конфликты бывают:

Слайд 8-9.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ - между двумя людьми (например, девятиклассница Таня красит ногти во время урока, а учительнице Марье Ивановне это почему-то не нравится)

(самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);

МЕЖДУ ГРУППОЙ И ЛИЧНОСТЬЮ - между группой людей и одним человеком (например, весь класс любит слушать рэп, а Вася любит слушать классическую музыку)

(групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

МЕЖГРУППОВОЙ - между разными группами людей (например, между фанатами "Спартака" и "Динамо")

(может возникнуть между группами или частями группы);

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ - т.е. "внутри" одного человека (например, некоторым обучающимся не хочется учить уроки, но надо исправлять двойки).

(между долгом и совестью).

Функции конфликта бывают положительные и отрицательные.

Слайд 10.

Задание: Составить таблицу (в тетрадях).

Слайд 11.

Проверим, правильно ли вы составили таблицу (Учащиеся проверяют).

Слайд 12.

– Вспомним, какие существуют стили поведения в конфликтной ситуации? Американский психолог Кеннет Томас выдвинул такие типы:

  • сотрудничество,
  • компромисс,
  • избегание,
  • приспособление,

Конкуренция (соперничество)

Томас отметил, что самый эффективный стиль поведения – сотрудничество, малоэффективный – конкуренция. А между ними – остальные располагаются стили.

Слайд 13.

Разрешается конфликт двумя способами: конструктивным решением (это хороший способ) и деструктивным (это плохой способ).

Слайд 14.

Конструктивное решение конфликта включает в себя:

Юмор, уступку, компромисс, сотрудничество.

А деструктивное решение конфликта не может обойтись без угроз, насилия, грубости, унижения. Включает так же разрыв отношений, уход от решения проблемы.

Слайд 15.

Приведу пример конфликтной ситуации.

- Вася Петров целый триместр пропускал уроки географии.

- Уроки стояли в расписании последними, из-за них он не успевал на тренировки по горным лыжам.

- Учительница собирается поставить ему “неаттестацию”, несмотря на то, что Петров выполнил все работы, которые она задавала на дом.

Какой здесь тип конфликта? (внутриличностный, межгрупповой…)

- Межличностный конфликт.

4. Упражнение “Снимаем маски”.

(Вы с помощью “масок-стилей” поведения в конфликте должны разыграть данную ситуацию, не называя “маску-стиль”. Остальные должны её угадать).

Конфликтная ситуация одна. А пути разрешения конфликта разные.

Такая ситуация с Васей Петровым могла произойти в каждом классе.

А какой стиль поведения выбрал бы ваш класс, или большинство учащихся?

Слайд 16.

А сейчас я вас познакомлю с результатами диагностики “стили поведения в конфликтной ситуации” по опроснику К.Томасу. В исследовании приняло участие 19 человек. Из них:

- 6 человек определили для себя стиль поведения – СОПЕРНИЧЕСТВО;

- 2 человека – СОТРУДНИЧЕСТВО выбрали;

- 10 человек (большинство учащихся) – стиль поведения КОМПРОМИСС.

- 4 человека – ИЗБЕГАНИЕ.

А какого стиля поведения у вашего класса не оказалось?

- Приспособления.

Слайд 17.

Цели урока.

Рефлексия.

Слайд 18.

Домашнее задание: написать эссе по высказыванию французского мыслителя, политика эпохи Возрождения Мишель Монтеня:

“Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости”.

5. Заключительное слово психолога.

- И в заключение нашего урока-тренинга мы бы хотели показать вам пять сердец.

Когда мы неправильно разрешаем конфликты, мы переживаем боль.

Раненое сердце - нас ранят, мы раним.

Холодное сердце – мы избегаем серьезных разговоров, наши сердца охладевают.

Каменное сердце – когда мы становимся твердыми и неприступными, жёсткими в отношениях.

Равнодушное сердце – (самое страшное!) Безразличие – вот что убивает любые отношения.

Любящее сердце – желаем вам всегда иметь любящие сердца!

Слайд 19.

- Правила американского психолога, писателя Дейла Карнеги помогут вам правильно выйти из конфликта.

- Используйте их на практике.

- Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ!!!

Слайд 20.

Желаем вам удачи!!!

Приложение 1.

Приложение 2.