Нравственно-патриотическое воспитание. Региональный компонент. Опыт работы "Моя родная Власиха"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит
в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

Актуальность:

Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.
Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство, преданность своему народу. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, чем живёт она в настоящее время, кто обеспечивает условия жизни в настоящий момент. Мы живём в непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины пустую банку, оставить кучу мусора на берегу озера или в подъезде, пройти мимо чужого несчастья, лишь бы это не коснулось тебя.
Для того, чтобы сохранить духовность, выбрать нужные ориентиры в жизни, необходимо научить детей любить свою Родину. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, и понимаешь. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается, через знание истории своего народа. С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство – любовь к своему Отечеству.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре, поэтому основными задачами, которые ставит перед собой коллектив ДОУ:

  • На примере ближнего и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему создать своё место в нём;
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Развитие интеллекта ребёнка, формирование образно-наглядного мышления, творческих способностей, элементов самостоятельности, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе, к людям, своему посёлку;
  • Способствование физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;
  • Ориентироваться в природе и социальной среде обитания.

Для решения этих задач было выделено несколько направлений:

  • Духовно-нравственное воспитание (занятия, исторические события, экскурсии, праздники):
  • Страницы истории (знаменательные даты, страницы истории, известные люди, тематические праздники);
  • Краеведо – туристическая деятельность (достопримечательности, памятники, флора и фауна, региональные особенности);
  • Социальное окружение (шк. Гармония, библиотека «Компас», шк.им. А.С.Попова, ГИБДД, ЦДТ «Созвездие», труд взрослых);

Работа ведётся систематически, ежегодно совершенствуясь.

Духовно-нравственное воспитание – это развитие личности ребенка, направленное на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. В наши дни Российское общество переживает не лучшие времена. Страшные слова: наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм – стали к сожалению привычными, повседневными. Бездуховность – коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа…

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

  • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

Работа ведется под патронажем Храма Ильи Муромца:

– православные праздники в детском саду (Рождество, Пасха);
– встречи со священнослужителем;
– продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании (изобразительная деятельность);
– подбор литературы и пособий для работы с детьми;
– игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании (народные традиционные игры);
– экскурсии;
– участие в благотворительных акциях.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Все мероприятия в нашем ДОУ проходят только с согласия родителей.

Страницы истории (знаменательные даты, история, известные люди, тематические праздники) – воспитание на конкретных событиях, героических примерах, истории России и нашего посёлка.

Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям путём приобщения к историческому наследию.

Основные задачи:

– воспитывать уважение к своему народу;
– воспитание гражданско-патриотических чувств через подвиг;
– связь исторического прошлого с настоящим;
– культурно-историческое наследие нашего посёлка.

Работа ведётся по таким разделам:

– история нашего посёлка (материал взят с официального сайта городского округа Власиха [http://vlasiha-zato.ru/], адаптирован для детей дошкольного возраста, фотографии предоставили родители);
– экскурсии по историческим объектам;
– праздники 9 Мая (с приглашением ветеранов, литературных героев ВОВ);
– праздники 23 февраля с привлечением родителей (спортивные, тематические);
– объекты нашего города, названные в честь героев (улицы, дома);
– экскурсии (к памятнику Маршала Жукова,  экскурсия в музей РВСН;
– день памяти 22 июня (ежегодно возлагают цветы, ставят свечи, читают стихи).

Можно сказать, что это фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви и гордости за своё Отечество.

Краеведо-туристическая деятельность – обучает ребёнка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе.

Это возможность приблизить образовательную деятельность к реальной, окружающей ребёнка жизни, создать запоминающийся образ Родины и тесно переплетается со всеми направлениями развития (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).

Основными формами являются тематические прогулки, экскурсии, познавательно-исследовательская деятельность, наблюдения.

Основные разделы:

– исторические здания и сооружения;
– сбор гербария (растения природной зоны);
– сезонные наблюдения (озеро);
– животный мир;
– опытные исследования (почва, камни и т.д.);
– трудовое воспитание.

Итогом этой работы становятся рассказы детей, творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование. Важнейшим условием эффективности краеведо – туристической работы дошкольников является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания, их помощи педагогам в этой работе.

Социальное окружение – совместная работа с другими учреждениями помогает социализировать ребёнка, даёт возможность расширить его представления об окружающих людях, приобщить к социокультурным нормам.

Основные задачи:

– формирование интересов и познавательных интересов к различным видам деятельности;
– адаптация к окружающей социальной среде;
– реализация творческих способностей.

Структура взаимодействия:

  • Сотрудники детского сада (ознакомление с их трудом, посильная помощь);
  • МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» (театр, конкурсы);
  • МОУ СОШ им. А.С.Попова (экскурсии, ЮИД, соревнования);
  • МДОУ Детские сады п. Власиха (соревнования);
  • МОУ ДОД Детская школа искусств «Гармония» (концерты, прослушивания);
  • Библиотека – информационный центр «Компас» (тематические праздники);
  • ОГИБДД МУ МВД России «Власиха» (встречи, викторины, развлечения)

Результаты работы:

Можно с уверенностью сказать,  что в результате работы по духовно-патриотическому воспитанию, у детей сформирована привязанность к своему дому, детскому саду, друзьям, к своему родному краю, малой Родине, бережное отношения к природе, знают историю родного городка и его народа. Дети активно участвуют в конкурсах  «Щит нашего Отечества», «Русь талантами богата», «Герой нашего времени» и др. и занимают призовые места: http://2mdou.ru/2011-2012/, http://2mdou.ru/2012-2013/. После выпуска из детского сада 34,2% воспитанников занимаются в МОУ ДОД Детская школа искусств «Гармония» и в МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие». В детском саду организован мини-музей «Моя родная Власиха».

Список использованной литературы:

  1. Микляева Н.В.  Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013.– 144с.
  2. Баранникова О.Н. Уроки патриотизма и гражданственности в детском саду. Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. – 184 с.
  4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности. Под. ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачёвой. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Гончарова Л.Н. Православное воспитание в детском саду. [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/310510/ )дата обращения 28.04.2014)

(Материал Презентации к статье спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)