Внеклассное мероприятие по математике "Математический калейдоскоп". 5–6-е классы

Разделы: Математика


Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Задачи:

  • Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
  • воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности

Оборудование: компьютер, видеопроектор; экран.
Игру сопровождает компьютерная Презентация.

Форма проведения викторины: демонстрация слайдов из презентации.
Каждый вопрос зачитывается со слайда ведущим, дается несколько минут на обдумывание ответа. Отвечает тот, кто первым поднял руку. В случае неполного ответа предоставляется слово другому участнику викторины. Полный ответ оценивается 2 очками, неполный – 1 очком. Победителем является участник, набравший больше всех очков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас!
Не сомневаюсь, что сегодня с нами все те, кто любит тайны, загадки, приключения. Все те, кто любознателен, трудолюбив и настойчив

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может полюбить математику,
Наша игра посвящается!

Игра называется «Математический калейдоскоп» и состоит из 5 туров.

1тур: "Великие математики"
2 тур: " Математика и литература»
3 тур: "Старинные меры длины"
4 тур: "Логический тренинг"
5 тур: «Аукцион пословиц и поговорок»

Договоримся, что отвечает  на вопрос тот, кто первым поднял руку.

1 тур.  Перед вами портреты четырёх известных математиков древности. Все они внесли огромный вклад в развитие науки. Уверена, что о них вы слышали на уроках математики.

Вопрос 1. Человек, который хотел быть и мушкетером, и юристом, и философом, но стал математиком и первым ввел прямоугольную систему координат? (Декарт)

Вопрос 2. Кто из них был победителем Олимпийских игр по кулачному бою? Ему принадлежат слова «Числа правят миром». (Пифагор)

Вопрос 3.

Он был задумчив и спокоен, загадкой круга увлечён…
Над ним невежественный воин взмахнул разбойничьим мечом.
Прошли столетий вереницы. Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца. Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди. Не трогай моих чертежей»? (Архимед)

Вопрос 4. Родился в г. Кирены, учился в Афинах, работал в Александрии. Изучал географию, астрологию, провел измерение окружности земли, написал труд «О добре и зле» и отсеял простые числа, прокалывая их на восковой дощечке. (Эратосфен)

Логический тупик. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и ноты. А каков третий ключ? (Цифра)

2 тур.  Перед вами портреты трех великих русских писателей. Постарайтесь определить,   о ком из них пойдет речь?

Вопрос 1. Какой великий русский писатель проявлял интерес к математике и написал «Арифметику» для начальной школы? (Л.Толстой)

Вопрос 2. Кто из русских поэтов увлекался математикой, придумывал сам задачи, математические шутки и фокусы? (М.Лермонтов)

Вопрос 3. Мальчик долго размышлял над задачей и только, когда карета с гостем почти скрылась, он крикнул вдогонку, назвав правильный ответ. Ему принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии ». Как звали этого великого русского поэта? (А.Пушкин)

3 тур.  Всем вам известны современные единицы измерения длины. А знаете ли вы историю возникновения этих мер?

Вопрос 1. Английский король однажды много-много лет назад вытянул вперед правую руку и заявил: «Расстояние от кончика моего носа до большого пальца руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться …» (ярд)

Ярд = 91,44см
Фут = 30,48см

Вопрос 2. Как называется расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба? (Локоть)

Размер локтя колебался в пределах от 38 см до 46см.

4 тур.  Логический тренинг.

Предлагаю вам решить анаграммы: мапряя, рипетрем, резоток, чул.

5 тур. В завершение нашего калейдоскопа вспомним пословицы и поговорки, где встречаются числа (отвечать можно хором).

На  семь бед … ответ.
Одна голова хорошо, а …лучше.
Семь раз отмерь, … отрежь.
Один с сошкой, а  … с ложкой.
Трус умирает  … раз,   а герой – один раз.

Подведение итогов, награждение победителей

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь
Говорю я: до свиданья,
До счастливых новых встреч.