Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа"

Разделы: Литература


В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Есть ли что-то, что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.

Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией, живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:

опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация (14 слайдов), словарь-справочник читателя,  репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент.

Программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (базовый уровень) предполагает на изучение творчества М. А. Булгакова отвести 5 учебных часов. Предлагаются на выбор романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Как правило, учащиеся выбирают последний. Имея возможность варьировать программное содержание, я распределила его следующим образом:

  1. Вступительный. Интеллигенция начала 20-го века. Проблема писательского выбора. Булгаков и власть. История создания романа «Мастер и Маргарита». Булгаков о Доме и Боге.
  2. Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа. Евангельская основа романа. Композиция, жанр.
  3. Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»
  4. Сатира в «московских» главах романа.
  5. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных».

Таким образом, все программное содержание логично организуется, а яркость «любовных» и «московских» глав изначально не заслоняет  главного, серьезнейшего содержания «ершалаимских».

Методики, приемы и средства обучения на уроке отобраны с учетом темы, целей урока, возможностей учителя и учащихся, с учетом учебно-методической базы кабинета. По дидактической цели данный урок может быть признан комбинированным. Коммуникативный, исследовательский и дискуссионный принципы, осуществленные на данном уроке, позволяют говорить о нем как об уроке, направленном на развивающее обучение.  В ходе урока реализуются все целевые установки. Урок, бесспорно, способствует формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, и приближает учащихся к постижению одного из вершинных произведений отечественной литературы.

Урок  способствует активному умственному росту, межличностному и межкультурному диалогу, реализует межпредметные связи, формирует навыки поиска нужной информации.

Цель урока: создать условия для исследования и осмысления философско-этических проблем «ершалаимских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;
    • показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок.
  • Развивающие:
    • развитие  мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий.
  • Воспитательные:
    • воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг.

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация к уроку;  выставка «Библейские мотивы в живописи»; словарь-справочник (Приложение 7); опорный конспект и сопоставительная таблица (Приложение 2 – раздаточный материал)

ХОД УРОКА

1. Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа». Фронтальная беседа, направленная на выявление уровня восприятия романа. (Приложение 3. Слайд 1 – портрет М.Булгакова)

– Итак, роман, задуманный зимой 28-29 года, вставки к которому Булгаков диктовал жене в феврале 1940 г., за 3 недели до смерти, впервые был напечатан только в журнале «Москва» №11 в 1966 и в № 1 в 1967 году, т.е.27 лет спустя после ухода из жизни автора.
(Слайд № 2 – даты)
Сегодня мы попробуем с вами хоть немного приблизиться к постижению «невозможного» романа, сделав акцент в нашей работе на «ершалаимских главах».
(Слайд № 3  – тема урока)
– Чем, по-вашему, интересна композиция романа «Мастер и Маргарита»?
– Композиция сложна: присутствует хорошо известный нам приём «роман в романе», равноправно существуют 3 сюжетные линии: (Слайд № 4)

Композиция «роман в романе»

Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря даже на стилевые различия, ибо в центре романа всё равно стоит тема Творца. Мастера.
Всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы, которые рассказывают историю П.П. и Иешуа и показывают всего один день (пятницу перед Пасхой), мастерски вплетены в повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2), потом сон Иванушки (гл.16), затем главы романа Мастера, которые читает Маргарита (гл.25,26).) Но как бы там ни было, мы знаем, что «ершалаимские главы» – это роман Мастера, роман, вызвавший странные улыбочки у чиновников от литературы.

План по «ершалаимским главам» мог бы выглядеть так:

Гл.2 – Рассказ Воланда  Слайд № 5 Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри. Разговор с Каифой
Гл. 16 – Сон Ивана Бездомного  Слайд № 6 Казнь на Лысой горе. Левий Матвий свидетель казни
Гл.25 – Маргарита читает Слайд №7 Пилат дает задание Афранию относительно Иуды
Гл.26 – Маргарита читает Слайд № 8 Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвием

Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье, на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось, укладываются в пятницу на Страстной неделе. В году так много дней, а здесь – прямое наложение!

Трудно также не заметить сходность описания 2-х городов, разделённых тысячами километров и почти 2000 лет.

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим – великий  город, как будто не существовал на свете». А теперь другое описание: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете».

Детали, ритм, интонация фраз совпадают.

«Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния – присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Воланда и Мастера. Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза. Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим 30-х г. I века нашей эры и Москву 30-х г. XX века. Слайд № 9 (схема)

Таким образом, сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие. А что же такое Евангелие?

2. Реализация индивидуального сообщения «Евангелие и евангелисты». (Слайд № 10 – евангелисты)

3. Групповая работа – исследование текста с таблицей. Сопоставление фактов, данных в «ершалаимских» главах, со Святым Писанием. Третью графу учащиеся заполняют самостоятельно, опираясь на знание текста романа. (Приложение 1)

– В какой мере «ершалаимкие главы» повторяют Святое Писание? Попробуем сопоставить некоторые факты.

Заслушивание результатов исследований. Вывод.

– Что доказали мы данным сопоставлением? (переосмысление библейского текста, ибо в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата).

4. Реализация индивидуального сообщения «Понтий Пилат. (Приложение 5)  Историческая справка». (Слайд № 11).

5. Лекция учителя с элементом беседы

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Какой образ видится нам при чтении этой первой фразы? (Человек, наделённый властью, не лишённый государственной мудрости, вызывающий трепет, уважение).
– Совсем по-другому звучит следующая фраза: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах начал преследовать прокуратора с рассвета».Что дает она для понимания характера Пилата? (Пропадает ореол значительности, подчёркиваются земные слабости, приземляя героя)
– Вот так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет самая скрываемая ото всех – трусость перед более высокой властью.
– Прежде чем обратиться ко 2ой главе романа, давайте вспомним первоисточник – Евангелие:
Первосвященник Кайфа отослал Иисуса к римскому наместнику в Иудее – Понтию Пилату: только тот имел право вынести смертный приговор. (Мф. 27: 3,5).
Призвав Иисуса, Пилат спросил его, что он сделал. Иисус ответил Пилату знаменитыми словами: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». «Что есть истина?» (Ин. 18: 37-38) – спросил Пилат, не понимая, что истина перед ним.
Пилат не нашел никакой вины Иисуса и хотел Его отпустить. И жена его просила не причинять вреда Праведнику. В праздник еврейской Пасхи Пилат по обычаю мог отпустить одного из осуждённых на казнь. Но народ потребовал отпустить разбойника Варавву и осудить Иисуса. «Иудеи же кричали, если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём,  противник кесарю» (Ин. 19:12). Услышав эти слова, Пилат испугался.
Он обратился к иудейскому пароду:
«Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее кричали, да будет распят! <...> Пилат <...> взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы, И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25). Была пятница. В этот день предали Христа на распятье.
– Заостряется ли в Евангелии вина Пилата? (Нет, она переносится на народ иудейский).

6. Коллективный просмотр видеофрагмента «Суд Пилата над Иисусом» (фильм «Иисус» –  экранизация Евангелие от Луки, режиссер Джон Хейман, 1979 год). (Приложение 8). Беседа.

– Подтвердилось ли и сейчас высказанное вами мнение о том, что Пилат не хотел отдавать приказ о казни «Праведника Сего»? Как это выразилось в фрагменте?

7. Беседа по содержанию 2-ой главы романа.

Обратимся к тексту гл. 2 «Понтий Пилат», проследим же теперь за поведением главного героя романа Мастера в сцене допроса.
– Какие слова Иешуа следует считать завязкой беседы? («Добрый человек»)
– Какую «новость» о людях узнаёт Пилат от Иешуа? («Злых людей нет на свете».)

8. Выразительное чтение в лицах фрагмента 2-ой главы романа: «А теперь скажи мне…до… и первый, кто об этом позаботится, буду я»

9. Комментарий учителя

– Посмотрите, как библейский сюжет «пророс» в романе, как Булгаков интерпретирует его:

Евангелие от Иоанна:

Иисус у Анны (тестя Каифы)
«Анна спросил об учениках и об учении.
Иисус: Я говорил явно миру. Я учил в синагоге и в храме и тайно не говорил ничего. Спроси их, они знают, что говорил.
Тогда   служитель   ударил   Иисуса   по   щеке,   сказав: «Так отвечаешь ты первосвященнику!»
Иисус: Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»

Евангелие от Иоанна:

Иисус: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат:  Что есть истина?
И вышел опять к иудеям».

10. Беседа по содержанию 2ой главы романа

– Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос. В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к разрушению ершалаимского храма)
– Что на это отвечает Иешуа? («Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»; вера слепа, от веры к истине – такова история человечества.)
– Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина? И как нам понять его слова?

11. Выразительное чтение в лицах эпизода «Что есть истина?»: « Истина прежде всего в том…до…и тут говорящий позволил себе улыбнуться».

– Истина – человеческое понятие, конкретное, она исходит от человека и замыкается на нем,  истина то, что со-страдание избавляет от страдания.
– Многие живописцы не раз обращались к евангельским сюжетам. Картина же Николая Николаевича Гё носит название «Что есть истина?» И мы не можем с вами сейчас пройти мимо этого факта.

12. Реализация индивидуального сообщения «Николай Николаевич Гё  и его картина «Что есть истина?». (Слайд № 12).

13. Комментарий учителя. Кто всем управляет?

– Вспомним разговор между Берлиозом, Бездомным и Воландом (1 глава) о том, кто управляет «всем вообще распорядком на земле». Вспомним пошловатую фразу о кирпиче, который «ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится».
Во 2 главе Пилат предлагает Иешуа поклясться.
«– Ну, хотя бы жизнью твоей, ею клясться самое время, т.к. она висит на волоске, знай это.
– Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
– Я могу перерезать этот волосок.
– И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уже наверно может лишь тот, кто подвесил?»

Евангелие от Иоанна:

П. Откуда ты?
Иисус не ответил.
П. Мне ли не отвечаешь? Не знаешь, что я имею власть распять Тебя?
Иисус: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Евангелие от Луки:

П. Я исследовал и не нашёл вины в Нем, Ирод также. Ничего не найдено в Нем достойного смерти. Наказав, отпущу.
– Смерть Ему! Отпусти Варавву!
П. возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
– Распни Его!
П. Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нем. Итак, наказав Его, отпущу.
– Распни Его!
«Они продолжали с великим  криком требовать,  чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. ...Иисуса предал в их волю».

14. Беседа по содержанию 2ой главы романа

– Итак, рушить храм подсудимый не собирается. Обвинение снято.
«В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел». Но мечты Пилата рушатся доносом Иуды из Кириафа.В чем состоял донос Иуды? («Власть есть насилие», «Закон об оскорблении величества ...»)
– Какие детали очень психологично передают состояние Пилата после прочтения доноса?
– Чей портрет представляется Пилату после прочтения доноса Иуды? Чем примечательна эта личность? (Император Тиберий) (словарь-справочник – Приложение 7. Приложение 6.)
– Как Пилат пытается на допросе спасти Иешуа?
– Почему Иешуа не понимает его попыток?
– «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!... »,  потом:
«Погибли! ... » И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску». Почему «бессмертие», почему «тоска»?
– Почему к концу допроса Пилат сбивается на крик «страшным голосом»?
– Зачем Пилату нужна была встреча с Каифой? (Последняя попытка спасти)
– Почему    же    Пилат,    желая    спасти    арестованного,    всё    же приговаривает его к смерти? (Страх перед вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру)
– Вот и получается, что бесстрашный на поле боя всадник Золотое копьё на самом деле трус. И он будет наказан за своё малодушие, за то, что пошёл из страха против своей совести. Он попытается задобрить совесть, расправившись с Иудой. Но это не поможет. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то», «бессмертие» и «тоска», бессонница и тревога – это его бремя.
Булгаков уверен: трусость, подобная трусости Пилата, есть главная причина социальных подлостей на земле.
Совесть это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих поступков. Совесть – искупление вины и возможность внутреннего очищения через страдание, через раскаяние. Может   быть,    именно   раскаяние,   пришедшее   к   Пилату, подарило сон, радостный и спокойный.

15. Выразительное чтение. Сон Пилата (гл. 26): «Лишь только прокуратор…до…сейчас же помянут и тебя!» (Слайд № 13)

16. Слово учителя. Обобщение по «ершалаимским» главам романа.

– В романе, творчески переосмысливающем евангельский сюжет, тем не менее, заложены вечные ценности, вечные христианские истины.
«Ершалаимские главы» не входят в противоречие с Библией, утверждая:
Не зло, а добро. Не вера, а истина. Не власть, а свобода.
И само прощение Пилата в последней главе романа есть исполнение христианской заповеди о человечности и милосердии.

17. Реализация индивидуального задания. Выразительное чтение эпизода «Освобождение Пилата»: «Маргарита скоро разглядела… до … лунной дороге стремительно побежал и он» (Слайд № 14).

– Человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия. Ибо душа должна быть не малой, но большой. И она не должна спать – подрёмывать. Она должна «работать».

18. Прослушивание духовной песни иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь, душа?». (Приложение 4)

Литература, использованная учителем при подготовке к уроку:

  1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Избранные сочинения, том второй, Москва, «Литература», 2000г.
  2. Библия, Российское Библейское Общество, Москва, 2000г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
  3. Библейская энциклопедия1990г. – 2-ое издание, репринтное, «Свято-Троицкая Сергиева Лавра»
  4. Б.В.Соколов «Булгаковская энциклопедия», Москва, «Миф», 1996г.
  5. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. Москва, «Олма-пресс Образование», 2003г.
  6. Черкезова М.В. «Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы», «Литература в школе» – 1997, № 2.
  7. Л.Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», Москва, 1983г.
  8. В.Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир» – 1968г. №6.
  9. Л.Волынский «Лицо времени. Книга о русских художниках», Москва, «Детская литература», 1971г.