Тема урока "Окружность и круг"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тема урока: «Длина окружности, площадь круга».

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока: 

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме «Длина окружности, площадь круга»;

1.2. Применение опорных понятий: окружность, круг, радиус, диаметр, центр, хорда, длина, площадь;

1.3. Развитие общеучебных умений: структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, контролировать и оценивать результаты деятельности;

1.4. Развитие логических действий: анализировать объекты с целью выделения признаков существенных и несущественных (окружность, круг, длина, площадь), оперировать понятиями (определять понятия, формулировать проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения), формулировать ответы в виде суждения или умозаключения, обобщать понятия, сравнивать изучаемые понятия;

1.5. Развитие специальных умений: выявляют существенные признаки понятий окружность, длина окружности, площадь круга, находят общие признаки понятий диаметр, радиус, хорда, точки на окружности.

II. Воспитательная цель: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, причина – следствие, общее – особенное – единичное; воспитание у учащихся умение слушать друг друга (формирование коммуникативных, личностных, регулятивных  универсальных учебных действий), уважать мнение других.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока: карточки с практическим заданием (Приложение 1), карточки с тестовыми заданиями (Приложение 2), бланки ответов (Приложение 3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение 4), карточки с домашним заданием (Приложение 5), компьютерная презентация к уроку, индивидуальные доски для рисования, интерактивная доска.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность учащихся

1.

Организационная часть урока

Приветствие.

Выдает учащимся раздаточный материал, включающий: карточки с практическим заданием (Приложение 1), карточки с тестовыми заданиями (Приложение 2), бланки ответов (Приложение 3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение 4), индивидуальные доски для рисования.

2 мин

заполняют поле «ФИО, класс» в бланке ответов.

2.

Актуализация знаний

– Сегодня итоговый урок по теме «Длина окружности, площадь круга» (слайд 1).

– Сформулируйте свои цели  на сегодняшний урок.

Выбор арбитров для учета активности по рядам.

Заявка на оценку (на доске):

  • «5» – 24 балла и более
  • «4» – 18-23 баллов
  • «3» – 12-17 баллов

Баллы даются за фактически выполненные задания. Увеличить количество баллов можно своей активностью на уроке: выступлениями, формулировкой вопросов-понятий или суждений, ответами на них, возражениями, дополнениями

УУД: целеполагание

2 мин

формулируют цели урока, например: повторить и закрепить знания и умения по теме урока.

3.

Устный счет

Задание №1. Решить примеры

Демонстрирует слайд 2 с примерами устного счета, проверяет ответы, демонстрирует правильные ответы:

  1. 64*25=
  2. 10000-8234=
  3. 352=
  4. 5,22=

Задания для устного счета подбираются индивидуально, исходя из уровня подготовленности учащихся. Мои учащиеся решают подобные задания устно, т.к. знают приемы быстрого счета.

УУД: анализ объектов с выделением существенных признаков, эффективного способа решения,  контроль в форме сличения результата с заданным эталоном,  самооценка и контроль

2 мин

(4 б.)

Выполняют  устные вычисления, результат записываю в бланк ответов и на доске для рисования, показывают учителю, сверяют свои решения с ответами на доске (1400, 1766, 1225, 2704)

4.

Решение практических упражнений

Задание №2. Выполнить практические упражнения (Приложение 1).

Проводит инструктаж по выполнению практических упражнений.

1 этап: индивидуальная работа

2 этап: простая кооперация (обсуждение решений):

1) Разбивает учащихся на 5 групп, распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:

  • 1 группа – задание №1,
  • 2 группа – задание №2,
  • 3 группа – задание №3,
  • 4 группа – задание №4,
  • 5 группа – задание №5,

2) Контролирует ход и время обсуждения

3 этап: проверка задания

1) Демонстрирует на интерактивной доске слайд 3 с заданием, на котором представители каждой группы записывают решения.

2) Контролирует четкость и грамотность формулируемых вопросов.

УУД: умение извлекать информацию, представленную на рисунке, описывать и анализировать полученную информацию с целью выделения существенных  признаков, подводить под понятие, структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, общих признаков. Учитывать позиции других людей; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; согласованно выполнять совместную деятельность; взаимно контролировать действия друг друга; умение договориться; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; контроль и самооценка результатов деятельности

15 мин

(5 б.)

  • за выступление – 2 балла,
  • дополнение – 1-2 балла,
  • возражение – 1-3 балла)

1 этап: Учащиеся выполняют индивидуально практические  задания (приложение №1.), ответы записывают в бланк ответов. (№1: 4 см; №2: 8 см; №3: 24 см; №4: 48 см2; №5: 36см2).

2 этап: Обсуждают ответы на задания.

3 этап: Представители каждой группы выходят к доске, объясняют и записывают решение. Остальные учащиеся проводят самоконтроль и самооценку выполненных заданий (если верно выполнены все задания – 5 баллов, каждая ошибка – минус 1 балл), записывают полученные баллы в бланк ответов.

 

 

5.

Вопросы-понятия

Задание №3.  Используя  карточку №1 составить вопрос-понятие по выполненным заданиям.

УУД: умение правильно выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; контроль и оценка результатов деятельности.

3 мин

  • по 1б. за вопрос-понятие,
  • по 2 балла за ответ на вопрос-понятие, дополнение, возражение

1) Задают друг другу вопросы-понятия,  дополняют, возражают:

  1. Что называется окружностью? (фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки [2])
  2. Что такое круг? (часть плоскости, ограниченная окружностью [1], стр.154)
  3. Что выражает число Пи? (отношение длины окружности к ее диаметру[1], стр.147)
  4. Что понимается под площадью круга? (произведение числа П на квадрат радиуса[1], стр.154)
  5. Что представляет собой радиус? (Отрезок, соединяющий точку на окружности с центром окружности[2])
  6. Что считается диаметром? (отрезок, соединяющий две точки окружности, проходящий через центр окружности[2])

Арбитры ведут учет активности.

6.

Сведения из истории

Демонстрирует слайд 4.

Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала – первого «воздухоплавателя» древности. [2]

1 мин

Слушают учителя

7.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку (демонстрирует слайд 5 [4])

1 мин

Выполняют задания.

8.

Выполнение тестовых заданий

Задание №4. Используя бланк, выполнить задания на осведомлённость, определение понятий, обобщение понятий. Проводит инструктаж по выполнению теста

1 этап: индивидуальная работа

2 этап: простая кооперация (обсуждение решений): Разбивает учащихся на 5 групп, распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:

  • 1 группа – субтест №1,
  • 2 группа – субтест №2 (1, 2 задание),
  • 3 группа – субтест №2 (3, 4 задание),
  • 4 группа – субтест №3 (1, 2 задание),
  • 5 группа – субтест №3 (3, 4 задание).

Контролирует ход и время обсуждения.

3 этап: защита ответов 

Заслушивает ответы каждой группы, возражения, дополнения.

УУД: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, общих признаков, оперировать понятиями (определять понятия, подводить под понятие,  сравнивать изучаемые понятия), учитывать позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; согласованно выполнять совместную деятельность; взаимно контролировать действия друг друга; умение договориться; правильно выражать свои мысли;  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; умение контролировать и оценивать результаты деятельности.

11 мин

(11-15 б.)

  • по 1б. за выступление, дополнение, возражение

1 этап: Работают с тестовыми заданиями (приложение №2), ответы записывают в бланк ответов.

2 этап: Обсуждают ответы на тестовые задания

3 этап: Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания. Учащиеся проводят самоконтроль и самооценку выполненных заданий, записывают полученные баллы в бланк ответов. Арбитры ведут учет активности.

9.

Вопросы-суждения  к тесту

Сформулировать вопросы-суждения к субтесту №2

Контролирует четкость и грамотность формулируемых вопросов.

УУД: умение правильно выражать свои мысли;  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; контролировать оценивать результаты деятельности.

4 мин

  • по 2 б. за вопрос-суждение и ответ на вопрос-суждение,
  • по 1б. за дополнение, возражение

Задают вопросы-суждения. 

  1. Чем объяснить, что содержание 2 понятия является неверным? (В данном понятии родовой признак указан верно, первый видовой признак указан тоже верно, а второй видовой признак – неверно)
  2. Как доказать, что радиусы окружности равны друг другу? (Радиус окружности – это отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром [2]. По определению, все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности, значит радиусы окружности равны.

Арбитры ведут учет активности.

10.

Итоги, выставление оценок, домашнее задание

1) Подводит итоги урока.

2) Выдает домашнее задание (Приложение 5)

3) Демонстрирует слайд 6: Спасибо за урок!

УУД: контроль и оценка результатов деятельности.

4 мин

Подсчитывают баллы, выставляют оценку в бланк ответов согласно заявке на урок.

Список литературы:

  1. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 264 с.: ил.
  2. Tervel.ru. справочник по математике, школьная математика, высшая математика/школьная математика/геометрия/геометрические построения  [Электронный ресурс]. URL: http://www.terver.ru/okrugnost.php  (дата обращения 17.01.14)
  3. Medn. Здоровье и семья. / История вещей  [Электронный ресурс]. URL: http://www.medn.ru/statyi/Istoriyacirkulya.html  (дата обращения 21.02.14)
  4. Infourok [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs.infourok.ru/ (дата обращения 21.08.13)