Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 10-х профильных классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Основная идея ФГОС НОО состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Профилизация обучения должна соответствовать структуре образовательных и жизненных установок учащихся. Возникает необходимость в эффективном психолого-педагогическом сопровождении адаптации учащихся профильных классов.

Для современного ученика 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования по ФГОС, важнейшей задачей является социально-психологическая адаптация к новой ситуации обучения, к которой относятся: адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. При создании профильных классов классные коллективы формируют из учеников разных классов, выбравших определенное направление обучения, т.е. классный коллектив оказывается новым. При этом меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и подростку вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих.

Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.

Адаптированный учащийсяэто учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

Основная цель работы педагога-психолога с учениками 10 класса – способствовать социально-психологической адаптации учащихся к новой ситуации обучения.

Задачами адаптационного периода для десятиклассников являются:

  • помощь в создании нового классного коллектива;
  • изучение индивидуальных особенностей старше­классников;
  • разработка содержания образования адекватно гуманистическим и гумани­тарным ценностям, социального самоопределения и самореализации личности.

Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы следующие этапы его организации:

  1. Разработка педагогом-психологом школы варианта программы для каждого класса.
  2. Принятие классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла.
  3. Создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы.
  4. Обеспечение руководителем ОО и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.).
  5. Привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов для органи­зации итоговых коллективных творческих дел.
  6. Промежуточный анализ и корректировка программы педагогом-психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями учащихся.
  7. Обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям.
  8. Проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с материалами и итогами адаптационного периода.
  9. Проведение итоговых психолого-педагогических совещаний для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода.
  10. Подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе».

В работе с десятиклассниками важными становятся такие задачи:

  • принятие позиции ученик-старшеклассник;
  • принятие новичков в коллектив;
  • поиск личностного смысла и мотивации учения;
  • узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Этапы реализации:

1. Организационный – август – сентябрь.
2. Диагностический – октябрь – ноябрь.
3. Практический – ноябрь – апрель.
4. Итоговый – май.

Ожидаемые результаты:

  • Десятиклассник, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
  • Обеспечение благоприятного психологического климата в образовательной среде.
  • Реализация творческих и профессиональных возможностей в процессе коммуникативной деятельности.
  • Принятие учащимися профильного обучения как серьезного шага к будущему виду деятельности.
  • Создание и реализация психолого-педагогических условий для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся профильных классов.