Развивающая игра "Грибное царство". 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Вводная часть:

«Мир грибов настолько богат и разнообразен, что иногда бывает трудно понять, какие грибы следует собирать и употреблять в пищу. Многие люди исключают из своего питания грибы лишь потому, что боятся отравиться ими. Однако научиться разбираться в грибах можно и даже нужно, ведь это настоящий кладезь полезных и питательных вещей»

(«Справочник грибника от А до Я» – 2012г.)

Обучающая задача: развивать детскую память посредством заучивания стихов, загадок,  внимание, любознательность.

Игровая задача: развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом    мире лесного царства (грибы)

Воспитательная задача: воспитывать дружный коллектив, развивать умение взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа:

  • Просмотр фильма о грибах (виды грибов)
  • Тематические беседы о природе, растениях и животных леса.
  • Беседы-загадки.
  • Индивидуальная работа с каждым ребёнком.
  • Оформление газеты о грибах, а так же детских шапочек с  видами грибов.

Дети разбиты на две команды. Они самостоятельно выбирают себе командира. На доске висит оценивающий лист, который ведёт преподаватель, отмечая победителей по турам.

Задание № 1: Вспомнить пословицу или поговорку о грибах

Пословицы, поговорки.

  • В степи простор, в лесу угодье.
  • Грибы ищут – по лесу рыщут.
  • По снегу грибы не ищи.

Задание № 2: Прочитай стихи

Сидит на полянке семейство лисичек,
Полдюжины рыжих – прерыжих сестричек.
Ничуть не боятся их звери и птицы
Такие весёлые эти сестрицы.
Любуются сосны на них и осинки,
А хитрым лисичкам охота в корзинки.

* * *

Встану вместе с солнышком,
К лесу – час ходьбы.
Там, в траве под листьями
Ждут меня грибы.
До земли поклон.

Задание № 3: Прослушайте сказочку и ответьте на вопросы: (читает учитель)

Грибная сказка

Средь берёз,  в зелёной  дали,
Возле кочки моховой
Вырос гриб, не знал,  как звали
Потому что был малой.

Он рассматривал травинки,
Любовался на росу,
С земляничкой подружился,
Испугался  вдруг осу.

День и ночь он рос всё выше,
Всё крепчала голова. (Шляпка)
В третий день пришёл охотник,
Потемнели небеса.

Оказался вдруг в корзине,
Среди множества других:
Рыжих, красных, разноцветных
Гриб наш как-то сразу сник.

Развесёлая семейка,
Все грибочки в один ряд.
Зимней стужей, на тарелке,
Любоваться каждый рад!

Вопросы:

1. Как  мог называться гриб, с которого началось повествование? (белый, подберёзовик)
2. Какие ещё грибы вы услышали? (подосиновики, сыроежки, рыжики…)
3. Как вы понимаете слова: – крепчала голова? Пришёл охотник? (грибник)
4. Кто называется грибником? (человек собирающий грибы)
5. Что значит: « Зимней стужей на тарелке…» (маринованные, жареные, солёные грибы, приготовленные на зиму).

Задание № 4: Загадки напечатаны на отдельных карточках. Дети задают вопросы противоположной команде.

Загадки

Стоит лепёшка
На одной ножке.
Кто мимо не пройдёт,
Всяк поклонится. (Гриб)

Он выглянул несмело
Из кочки моховой.
Цепочку клюквы спелой
Подняв над головой. (Моховик)

Сорвал я красный гриб в лесу
Любуюсь на его красу.
На белой он ножке,
На шляпке – горошки. (Мухомор)

Много нас грибочков – братьев
Утром, в тёплый, летний день.
Любим мы гурьбой забраться
На трухлявый, старый пень. (Опята)

Не хочу попасть в лукошко,
Потерять свою парчу.
В яркой шапке, хоть немножко
Постоять ещё хочу. (Подосиновик)

Что за гриб стоит кручинясь,
Ни валун и не стручок
Лишь родился – весь в морщинках,
Как столетний старичок. (Сморчок)

Кто же мы? Родное лето
В предвечернюю грозу
Шляпок самых разноцветных
Подарило нам в лесу. (Сыроежки)

Лето. Первая примета
Под берёзой, в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

На поляне весной
Под бурой сосной
Стоит старичок,
На нём бурый колпачок,
Колпачок на бочок.
Кто в лесу бывает,
Тот  его и знает. (Боровик)

Какой самый нижний ярус леса? (Грибы)

Задание №5: Вопросы капитанам

  • Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы. По питательности наиболее ценны белые и шампиньоны).
  • Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину)
  • Какие птицы едят грибы? (Глухари)
  • У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чёртов табачок. Каково настоящее название гриба? (Гриб-дождевик)
  • Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)

Следующую информацию читает руководитель игры.

Знаете ли вы, что…

– Белка заготавливает на зиму до 600 грамм сухих грибов.
– Быстрее всех трубчатых грибов растёт подберёзовик, по 4 – 5см в сутки.
– Каждый год на гектар леса падает свыше 2х тонн хвои, листьев, веток, шишек, и коры. Всё это перерабатывают грибы,  главным образом – дождевики.
– Во время Великой Отечественной Войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсёстры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.

Правила поведения в природе:

  • Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы  нужны в природе.
  • В лесу старайся ходить по тропинкам, что бы не вытаптывать траву и почву. От  вытаптывания погибают многие растения, насекомые, грибы.
  • Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.

Задание № 6: По кроссворду даётся каждой команде и  3 минуты по песочным часам. Надо найти, зачеркнуть и прочитать найденные грибы.

Грибная неразбериха
«Положи в корзинку гриб»

й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в
ы о с ы р о е ж к а и и л с ю
в й ф я ц ы ч у в с к а и т б
а в м е н г ш щ щ з х ъ с у ь
п а у м и т д о ж д е в и к т
р п х б т и м с ч м и т ч   и
о п о д б е р ё з о в и к с м
о в м а п р о о л д ж э и м с
л п о д о с и н о в и к о о ч
ж у р у п р п а р о л д ж р я
э и т ь я л б е л ы й л д ч э
я в в а т п р р о о л о и к ж
ч ф и б а ш с в и н у ш к и д
с ц у к е н г ш щ з х ъ с м л
м У п о г а н к а к у п е ц о
и а с а п м и р о т л б д о р

Слова: сыроежка, мухомор, дождевик, лисички, подберёзовик, подосиновик, сморчки, опята, свинушки, поганка, белый.

Руководитель игры подсчитывает очки, выявляя победителей. Раздаются грамоты и памятные подарки.

Используемая литература:

  1. А.А.Плешаков  Атлас-определитель «От земли до неба», 1998г.
  2. Л.И. Грехова Учебно-методическое пособие «В союзе с природой», 2003г.
  3. В.Р. Хамидова «Справочник грибника от А до Я», 2012г.