Брейнг-ринг "Грамотей"

Разделы: Внеклассная работа


Форма мероприятия: брейн-ринг.

Участники: учащиеся 6-8 классов

Цели:

  • расширять интерес к русскому языку;
  • развивать лексикон учащихся;
  • обучать сотрудничеству в разновозрастной команде;

Оборудование: компьютер, проектор, плакаты с названием: Брейн-ринг «Грамотей» и девизом:

«Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя. Слайд 1 (Приложение 1)

II. Чтение девиза:  стихотворение «Выучи русский язык» (С. Абдулла, узбекский поэт» (3 ученика по 4 строчки)     Слайды 2-4

III. Представление команд (2 разновозрастные команды)

IV. Разминка.   Слайды 5-6

  • Малообразованный человек (невежа)
  • Оперная певица (примадонна)
  • Основной закон государства (конституция)
  • Первенство (приоритет)
  • Искусство писать ровным и красивым почерком (каллиграфия)
  • Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)
  • Настенный светильник (бра)
  • Глава государства (президент)
  • Льгота (привилегия)
  • Старый, опытный  воин  ( ветеран)
  • Порядок, обязательный для всех (дисциплина)
  • Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
  • Составление, истолкование и изучение гербов (геральдика)
  • Лёгкая еда между обедом и ужином (полдник)
  • Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска
  • людей в метро (эскалатор)
  • Продолжатель (преемник)
  • Речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое
  •  в момент произнесения, исполнения (экспромт)

V. Конкурсы

 Первый  тур «На каком языке говорим?» Слайды 7-10

1. О каких языках говорится? Для чего они служат?

Чтение предания «Язык».

2. Что это? Какие это слова?

  • Пестун – а) палец, б) наставник, в) пистолет
  • Простоволосый значит: а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки (с непокрытой головой)
  • Что необходимо, чтобы стать толмачём: а)хорошо рисовать, б)быстро бегать, в)хорошо знать языки( переводчик)
  • Для чего использовали дощеник: а) для плавания, б) для захоронения, в) для письма (плоскодонное парусное  весельное судно)
  • Желна это: а) дятел, б) кукушка, в) синица
  • Что делали крестьяне, когда орали: а) кричали, б) пахали, в) пели
  • Что такое полушка? Сколько монет в полушке?
    а) 10, б) 1/2, в) 1/4 (серебряная монета достоинством в полденьги, т.е.1/4 копейки)

3. Какие это слова? Замените их современным синонимом. 

  • Очи – щёки
  • Чело – глаза
  • Ланиты – губы
  • Уста – лоб
  • Перст – говорят
  • Брань – можно
  • Глаголет – видный
  • Льзя – парикмахер
  • Зрачный – битва
  • Брадобрей – палец

 Второй тур. «Самоцветы русского языка» Слайды 11-15

1. Отгадайте фразеологизмы по их значению. Как говорят:

  • Об очень большой тесноте в помещении? (Яблоку негде упасть)
  • О полной тишине? (Слышно, как муха пролетела)
  • О первых признаках появления чего-либо хорошего, радостного? (Первая ласточка)
  • О человеке на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужие проступки? (Козёл отпущения)
  • Об удачливом, счастливом человеке? (В рубашке родился)
  • О состоянии тоски, тревоги, беспокойства? (Кошки на душе скребут)
  • О том, к чему трудно прибраться? (Комар носа не подточит)
  • О забывчивой, плохой памяти? (Решето дырявое)
  • О том, кто сам не пользуется чем-нибудь и другим не даёт? (Собака на сене)
  • О том, кто портерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении? (Сел в калошу)

2. Что это за слова? Какой частью речи они являются?

Эй, скворец, начинается сев,
Даром клюв о сучок ты не три.
Время завтракать,
На поле сев
Слопай гусеницы дюжины три!

3. Обратимся к лексике русского языка.

Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

Третий тур  «Мозговой штурм». Слайды 16-18

1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

2. Определите, где предлоги, а где наречия?

а) Вокруг ( нар.) стояла тишина;
б) Туристы расположились вокруг (пред.) костра;
в) Не мешай слушать, после (нар.) расскажешь;
г) После (пред.) небольшого отдыха все запели. (Предложения под буквами а, в – с наречиями. Предложения под буква­ми б, г – с предлогами.)

3. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле? (Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)

Четвёртый тур «Пунктуационный»

1. Расставить знаки препинания. Изменить порядок слов в предложении так, чтобы в нём не было ни одной запятой.

Издали тащилась колясчонка пустая влекомая какой-то длинношерстной четвернёй с оторванными хомутами и верёвочной упряжью.

2. Расставьте знаки препинания, объясните их.

Отколе умная бредешь ты голова. (И. А. Крылов.)

(Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение – умная голова.)

Пятый тур «Стихотворное путешествие по разделам русского языка»

1) О каких словах говорится в стихотворении Я.  Козлов­ского «Вы откуда, молодцы?»

День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
— Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечают мне слова:
— Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки. (Омонимы)

2) Назовите «пять сестричек», которые опоздали и не встали в азбучном порядке.

Песенка Азбуки

33 родных сестрички,
Писаных красавицы,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат.
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
Дружно вылезли в окно.
Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —
Все теперь мои друзья.
Пять сестричек опоздали,
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.  (Ё, Й, Ъ, Ь, Ы)

(Б. Заходер)

VI. Завершение игры

На этом наше интеллектуальное соревнование «Грамотей» заканчивается, и пока наше справедливое жюри подсчитывает баллы, мне хотелось бы прочитать знаменитое стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о вели­кий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

VII. Объявление результатов, вручение грамот