Урок по окружающему миру "Вода и ее свойства"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, повторить знания разнообразия видов водоемов и источников питьевой воды, правила безопасного поведения на берегах водоемов, познакомить учащихся со старинными приспособлениями для водоснабжения, сформировать знания основных физических и химических свойств воды;
  • продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств веществ, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы;
  • воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование.

Оборудование к уроку:

  • у учителя: пластиковая бутылка с водой, стакан с водой, ложка, немного молока, сосуды разной формы (4 штуки), подкрашенная вода (можно акварелью подкрасить), полоска бумаги, окрашенная в цвета радуги, условные рисунки арбуза, лимона и тела человека с уровнем жидкости в них, таблички с этапами экспериментальной деятельности, таблички со свойствами воды, видеоролик с морскими обитателями – не больше 1 минуты).
  • у учеников: ложка, 2 стакана с чистой водой, цветная полоска, пробирка с подкрашенной водой, салфетка (оборудование находится на подносиках).

ХОД УРОКА

1. Огранизационный момент

Общая подготовка и эмоциональная настройка к уроку.
Заполнение дневника наблюдений.

2. Актуализация нового знания и повторение ранее полученных знаний

– Ребята, отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

– Скажите, а мы изучали уже когда-нибудь воду? А что мы можем о ней уже сказать? (В каких водоемах она содержится).
– А что такое водоем? (Место скопления или хранения воды).
– Какие водоемы вы знаете? (Дети называют разные водоемы, а учитель «вывешивает» их на доску –  родник, река, озеро, лужа, пруд, болото, колодец, море, озеро, океан, бассейн, водохранилище).
– На какие группы мы распределяли водоемы во 2-м классе? (На естественные и искусственные).
– Какие еще 2 группы водоемов вы знаете? (Пресные и соленые).
– Знаете, ребята, что пищевую соль добывают, оказывается, не из воды океанов или морей, а из соленых озер. Так что озеро может быть источником и пресной и соленой воды.
– Какую воду мы с вами потребляем? (Пресную).
– Какой воды на Земле больше: пресной или соленой? (Соленой).
– Докажите! Молодцы!
– На прошлых наших уроках мы с вами уже познакомились с одним веществом, которое очень важно для всего живого на Земле. Какое это вещество? (Воздух).
– А вещество, с которым мы будем знакомиться сегодня, важно или нет?
– Давайте с вами подумаем, чем же вода так важна для всего живого…
– Как вы считаете, почему села и города располагаются у водоемов? (Люди издревле любили селиться по берегам рек, т.к. река для них была и источником воды для питья, стирки, мытья и дорогой среди тогда густых, труднопроходимых лесов (летом по рекам плавали на лодках и кораблях, зимой – ездили по льду на лошадях  и верхом и на санях).

(Появляется первая запись в схеме – транспортная система)

– Чем же еще важна вода?
– Для многих организмов вода – это их природный дом. Разнообразные существа заселили океаны, моря, реки, озера, пруды. Одни из организмов приспособлены к жизни в соленой воде, другие –  в пресной.
– В первом классе мы с вами изучали разнообразие групп животных, я хочу, чтобы сейчас вы воспользовались своими знаниями и, посмотрев отрывок про водных обитателей, сказали, каких животных вы узнали (Учитель показывает видеоматериал).

(Делается вторая запись – среда обитания)

– Но вода – не только дом для каких-то живых организмов, она содержится и в самих живых организмах (Учитель вывешивает на доску условные рисунки с изображением арбуза и лимона, на которых указано количество воды в этих плодах). Достаточно помять в руках лист растения, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Например, в некоторых известных и любимых вами фруктах, овощах и ягодах содержится очень большое количество воды. Вот, например, по условным рисункам арбуза и лимона можно увидеть, сколько сока они в себе содержат. А сок – не что иное, как вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя и не в таком большом количестве.
– В телах животных вода обычно составляет больше половины массы. (Вывешивается рисунок человека).
– Посмотрите, сколько воды в теле человека (вывешивается схематическое  изображение тела человека с указанным уровне воды в организме). Вы можете подсчитать, сколько ее в вашем организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2. (Учитель записывает формулу на доске – М тела : 3 *2).
– Вы знаете, что живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2-х литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).
(3-я запись – питание)
– А для чего еще человеку необходима вода?
(4-я запись – в быту)
– Посмотрите, сколько мы с вами уже знаем об этом удивительном веществе! (К концу обсуждения важности воды для всего живого получается схема:
                 В –  транспортная система
                 О –  среда обитания растений и животных
                                                             – живые организмы
                 Д –  защита
                 А –  использование в быту ).
– Как вы думаете, что же еще нового мы можем узнать о воде?
– Будьте очень внимательны на уроке, т.к. по его окончанию я вас спрошу, что же вы узнали об этом удивительном веществе.

3. Введение нового знания через опытно-экспериментальную деятельность

– Мы с вами убедились, что вода тоже очень важное вещество для всего живого на Земле, поэтому нам следует познакомиться с ней более подробно. Откройте свои тетради на стр.31 и посмотрите на №28.  Что предлагает нам узнать автор о воде? (Свойства этого вещества).
(Учитель записывает тему урока на доске). Так как мы с вами потребляем чистую пресную воду, то и свойства мы будем узнавать на уроке чистой пресной воды.
– Давайте с вами вспомним последовательность действий ученого, проводящего опыты. Что он должен сделать сначала? (Поставить задачу). Какая задача перед нами поставлена? (Исследовать свойства воды).
– Какой шаг следующий? (Подбор оборудования) Как вы считаете, для исследования свойств воды что нам понадобится в первую очередь? (Сама вода и сосуд, в котором она налита). Но помимо какого-либо оборудования верными помощниками человека в познании окружающего мира являются органы чувств. Какие органы чувств нам могут помочь определить свойства воды, как вы думаете? (Нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, глаза – орган зрения). Но все-таки большую часть информации мы получаем через какой орган чувств? (С помощью органа зрения – глаз).
– Что потом делает ученый? (Думает над правилами безопасности) Какие неприятные моменты нас могут поджидать при работе с водой? Как нужно вести себя, проделывая опыты?
– Какой шаг четвертый? (Проведение экспериментальной деятельности)
– И что ученый делает в конце исследовательской деятельности? (Записывает выводы).
– Итак, мы с вами приступаем к проведению опытов. (На доску учитель вывешивает слово «свойства» и по мере получения выводов, после проведенных опытов, записывает их под этим словом).

Опыт №1

– Слушайте меня внимательно: в один из стаканов опустите ложку. Видна ли она? (Да)
– А теперь посмотрите на мой стакан, в нем также помещена ложка и с вашего разрешения я закончу проведение опыта сама: добавлю в воду молоко; так как это очень ценный продукт и тратить его жалко, я не стала каждому из вас наливать молоко для проведения этого опыта. Понаблюдайте за моим стаканом… Ложку видно по-прежнему? (Нет) Какой вывод мы можем сделать? (Чистая вода прозрачна) Это важное свойство воды? (Да).  Докажи!

Опыт №2

– Ребята, посмотрите через чистую воду на цветные полоски. Изменяет ли вода их цвет? (Нет) А теперь возьмите в руки пробирку с подкрашенной водой и посмотрите на эти же полоски. Их цвет остался прежним? (Нет) Какого цвета стала твоя полоска? (Учитель опрашивает нескольких учеников) Какой вывод  мы можем сделать по результатам этого опыта? Как вы думаете, это свойство воды важное? Докажи!

Опыт №3 (тетрадь стр.31, опыт №1)

– Понюхайте воду! Имеет ли она запах? (Нет). К нашему сегодняшнему уроку я подготовила вам чистую воду, прокипятила ее. Попробуйте ее на вкус. Какая она: горькая, кислая, сладкая, соленая? (Безвкусная). Какой вывод мы можем сделать? Чем важно это свойство воды?

Опыт №4 (тетрадь стр.32, опыт №3)

– Посмотрите на мой стол. Какое оборудование для проведения следующего опыта у меня приготовлено? (Сосуды разной формы, подкрашенная вода в стакане)
– Я подкрасила воду, чтобы вам было лучше за ней наблюдать. Откройте, пожалуйста свои тетради на стр. 32 и прочитайте опыт №3. Для проведения этого опыта мне понадобятся помощники… Текуча ли вода? (Да). А какую форму она принимает в каждом случае? Какой вывод можно сделать?
– А теперь давайте свои наблюдения зафиксируем в тетради. Скажите, объем воды у нас был постоянным или изменялся? (Был постоянным) А что изменялось? (Форма воды менялась в зависимости от того сосуда, в который ее помещали). Обозначьте голубым карандашом уровень воды в разных сосудах.
– Это свойство воды важное или нет? Докажи!

Опыт №5 (тетрадь стр.32, опыт №4)

– А теперь мы с вами выполним опыт №4, описанный в учебнике. Мне опять понадобится помощь некоторых из вас. Попробуй сдавить бутылку. Получается? (Нет) Вода сопротивляется изменению своего объема? (Да). Как называется это свойство веществ? (Упругость) А теперь рассмотрите иллюстрации под №2 в этом опыте. Ученые тоже проводили такой опыт, только использовали специальное оборудование: был изготовлен специальный сосуд и поршень, закрывающий сверху воду в этом сосуде так, чтобы она не могла через него просочиться. Определите по рисунку, что же наблюдали ученые? Запишем результаты опыта в тетради. (На доске «свойства воды» по результатам опытов: чистая вода прозрачна, чистая вода не имеет вкуса и запаха, чистая вода бесцветна, вода текуча, принимает форму сосуда и сохраняет свой объем, упруга).

4. Первичное закрепление знаний и контроль

– Итак, мы с вами познакомились сегодня с некоторыми свойствами воды. А теперь посмотрите на №29 и выберите правильный ответ. Объясните, почему другие неверны.
– Теперь мы с вами знаем уже два вещества, которые очень необходимы всему живому на Земле. Давайте сравним с вами свойства воды и воздуха. Вспомните, какие свойства воздуха мы узнали на прошлых уроках? (Прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса, летуч, занимает весь предоставленный объем, упругий). Учитель отмечает галочкой те свойства воды, которые и у воздуха такие же.

5. Итог урока

– Так что же нового мы узнали на уроке о воде? С какими свойствами воды мы познакомились?
– Свойства какой воды мы изучали? (Чистой) А еще какой? (Пресной) А если бы мы взяли для проведения опытов морскую воду, какие свойства воды у нас бы изменились? (Вкус, запах). А если бы взяли воду из под крана?
– Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали, были очень активны и я вижу, что хорошо усвоили материал. А теперь запишите домашнее задание.

6. Информация о домашнем задании

– Дома вы выполните №25 в тетради, используя свои знания о разнообразии водоемов; прочитаете текст в учебнике на стр.95-97 и подготовите небольшой рассказ откуда брали наши предки воду, какие приспособления для этого изобрели. И знания, полученные после работы с текстом помогут вам при выполнении задания №27 в тетради.