Урок – игровой проект "Путешествие по южным материкам"

Разделы: География


Чем больше знаю о своей планете,
тем больше я люблю её!

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • продолжение формирования у учащихся интереса к географии;
  • развитие воображения, мышления, стимулирование их творческой, познавательной деятельности;
  • активизация знаний у школьников, полученных ими при изучении всей темы;
  • воспитание навыков групповой работы, умения слушать и слышать друг друга;
  • демонстрировать приобретенные знания и умения;
  • дать возможность сыграть роль представителя туристической фирмы, таким образом, воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование:

  • физические карты материков;
  • специальные карты южных материков;
  • контурные карты южных материков;
  • книги, энциклопедии, иллюстрации фауны и флоры;
  • картины природы и хозяйственной деятельности населения южных материков;
  • сувениры, видеокассеты, ватман, краски, карандаши…

Этапы урока.

  1. Вводное слово учителя (идея, условия, определить какие виды работы нужно выполнить, критерии оценивания).
  2. Работа по каждому южному материку в группах.
  3. Защита своего проекта.
  4. Рефлексия и оценивание.

Ход урока

Форма работы на уроке: групповая с индивидуализацией.

Создаются четыре команды (по количеству южных материков). Все команды получают одинаковые инструкции. Различие только в том, что “путешествие” пройдёт для групп по своим материкам.

Задание - игровая установка: разработать туристический маршрут по одному из южных материков, используя свои знания и дополнительный материал. Создано много туристических фирм, предлагающих варианты разнообразных маршрутов по странам и континентам. Созданные команды будут представлять собой работников туристической фирмы и их задача - разработать туристический маршрут по своему материку так убедительно и ярко, чтобы клиенты покупали путёвки именно у них, а не у конкурентов.

Примеры специализации туристических фирм:

  • пешие маршруты;
  • горный туризм;
  • морской;
  • речной;
  • с высоты птичьего полёта…

Задания для команд.

1. Составьте краткое описание маршрута:

- показать природные условия;

- включить 4 – 5 объектов и достопримечательностей материка

- рассчитать протяженность маршрута;

- указать время года, оптимальное для посещения материка по данному маршруту и обосновать;

2. Составьте руководство для туристов о правилах поведения.

3. Позаботьтесь о сувенире, который мог бы увезти каждый турист без ущерба для природы материка.

4. Придумайте плакат в защиту природы вашего материка.

Выступление команд со своими проектами. Остальные слушают, задают вопросы, оценивают сильные и слабые стороны проектов.

Выставление оценок за предметные знания, аргументированность, умение отвечать на вопросы. Оценка складывается из оценки учителя и оценки участников других групп, так как все ученики заполняют рефлексивные оценочные карты.

Отметки за проявленные проектные компетенции: умение работать с замыслом проекта, умение представлять результаты проектной деятельности, умение занимать экспертную позицию, рефлексировать и т.д. – можно огласить на следующем уроке после обработки рефлексивных карт. Пример оформления рефлексивной карты:

Рефлексивная карта
Сегодня на уроке я Фамилия, Имя
- выдвигал идеи, гипотезы, версии;

- рассуждал;

- работал с текстом;

- решал проблемы;

- анализировал материал;

- обобщал, делал выводы;

- организовывал работу команды;

- представлял работу команды.

Моя оценка Оценка

Для активизации познавательной деятельности учащихся каждый учитель стремится к тому, чтобы не только географическая информация была интересна для детей, но и сам процесс её изучения. Один из способов достижения такой цели – проведение уроков - учебных проектов. Урок обобщения и систематизации знаний по южным материкам - удобный для игрового проекта:

- актуальность изучаемого материала о южных материках;

- развитие воображения и мышления учащихся;

- воспитание командного чувства и групповой формы работы;

- прививается интерес, любовь к географическим знаниям.

Создание команд формируется по желанию детей по их интересу. Они сами выбирают из своей команды руководителя, который будет представлять “туристическую фирму” и к нему стекается вся информация по разрабатываемому маршруту. Все члены команд находятся в состоянии творчества и поиска оптимального решения стоящей перед ними задачи: “Разработать самый привлекательный маршрут на материке”.

Команда – туристическая фирма по Австралии (самого маленького материка) приглашает посетить Большой барьерный риф с удивительным подводным миром, город Сидней, озеро Эйр, посмотреть заросли эвкалиптов и скрэб с эндемиками из животного и растительного царства.

Маршрут по Африке был представлен странами Магриба, путешествием по Нилу, экваториальным лесам Африки; туристы побывали в гостях у пигмеев, услышали историю освоения Африканского материка, о нравах и обычаях коренного населения, увидели уникальный животный и растительный мир, пролетели над снежной шапкой вулкана Килиманджаро; последняя точка маршрута по Африканскому континенту – водопад Виктория.

Команда по Южной Америке приглашает посетить острова Карибского моря, горы Анды, дебри Амазонских экваториальных лесов, увидеть водопад Анхель, встретиться с индейцами племён Сельвы, креолами и мулатами, послушать их жизненные истории.

Суровая природа Антарктиды позволила привлечь туристов–экстремалов. Команда предлагает морское путешествие вдоль побережья, высадиться на станции Беллинсгаузен; побывать в роли путешественника и на вертолёте пролететь над Южным полюсом, водрузить флаг России над южной точкой планеты. “Экскурсовод” познакомит с современными исследованиями в Антарктиде, об открытии 140 подлёдных озёр (особенно большое озеро ученые обнаружили около нашей станции Восток).

Практическое значение подобных уроков – игровых проектов велико.

- прививается интерес к географическим знаниям;

- вырабатывается навык коллективной работы, объединённой единой целью;

- проводится большая исследовательская работа каждым учеником;

- выдвигаются гипотезы, предлагаются решения;

- делаются выводы, высказываются пожелания.

Такие уроки нравятся ученикам. Об этом можно судить, наблюдая за детьми в процессе учебного занятия. Они быстро увлекаются, спорят, доказывают друг другу свою точку зрения. Подобные уроки готовят детей к повседневной жизни.