Внеклассное мероприятие по теме "Пасха"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (72 МБ)


Цель: формирование у учащихся представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных христиан.

Задачи:

  • познакомить учащихся с православным праздником – Пасха, с его традициями и обычаями;
  • раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;
  • воспитывать уважительное отношение к народным традициям, праздникам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочих мест.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока

(На слайдах 1-2 картинка Храма с колокольным звоном, крашеные яйца в корзинке)

– Кто сможет назвать тему урока? (Пасха)
– Каковы цели и задачи урока? (Познакомимся с православным праздником – Пасха, узнаем, почему символом Пасхи являются крашеные яйца, узнаем, в какие игры играли дети на Пасху). (Слайд)
– Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово воскресение. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день весёлых игр, первых хороводов, качания на качелях. Нередко его называли Зелёные Святки.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему Пасху называют «праздником – праздников и торжеством из торжеств», вспомним, как наши предки готовились к этому радостному событию, приобщимся к некоторым пасхальным традициям.

3. Формирование новых знаний

– Что предшествует празднику Пасха? (Великий пост или его ещё называют Строгий)
– Почему его так называют? (Долго длится, верующие люди ограничивают себя в еде)
– Только ли воздержание в пище является отличительной чертой поста? (Скромность в поведении, ношение скромной одежды, тишина, духовное очищение)
– Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти.(5) Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы, победа Добра над Злом.
– Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас ученики первой группы расскажут нам, чем наши предки занимались на страстной неделе. (Слайд)

Ученик. В понедельник в доме мыли окна и выбрасывали старые, ненужные вещи. Во вторник закупали продукты для Пасхи, делали различные лечебные настои. Среда – это день стирки и уборки. Четверг в народных традициях называют чистым, завершали уборку в доме. В четверг утром пекли куличи, днём красили яйца, вечером делали пасху. Молодые девушки стригли кончики волос, чтобы они лучше росли. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста.  В Великую пятницу в храмах из алтаря выносят плащеницу. А самый тихий день – Страстная суббота. День, когда Спаситель был в гробу. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи.(10) Великая суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь в церкви служится пасхальная заутреня. Ровно в полночь провозглашается: «Христос воскрес!» и все откликаются: «Воистину воскрес!» (Слайд.)

Ученик:

В. Кузьменков

Пасхальная радость

Пасху радостно встречаем
И поём: – «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»
Чередой проходят годы
Под лазурностью небес.
И поют везде народы:
«Он воистину воскрес!»
Всюду радость и объятья:
«Брат, сестра, Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья
Он воистину воскрес!» (Слайд)

– Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол – целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола.

Ученик.

Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать неделю и не зачерстветь. (Слайд.)

Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления  используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера. (Слайд.)

Учитель. Отличительной чертой Пасхального стола являются крашеные яйца. Посмотрите, они покрашены в красный цвет. Послушайте придание о первом крашеном яйце.

В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: «Иисус Христос воскрес!»
– Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, –
Мысль оживила властное лицо.
– Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесённое мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет, как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись тёплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало! (Слайд.)

Учитель.  Существуют различные способы украшения пасхальных яиц: покраска, оплетение бисером, роспись красками.

Ученик. Яйца, окрашенные одним цветом, называются крашенками. Традиционным красителем является луковая шелуха. Она безвредна и является самым доступным средством, при этом получаются самые разные оттенки: от золотистого  до красно-оранжевого. Цвет яиц зависит от времени варки. (Слайд.)

Ученик. Если на общем цветном фоне пасхального яйца обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапинка. Для окрашивания яиц «в крапинку» необходимо мокрые яйца обвалять в сухом рисе, завернуть в марлю и отварить в луковой шелухе. Там, где был рис, остаются пятна и разводы, а это и есть отличительный признак крапанок. (Слайд.)

Ученик. Писанки – это настоящие произведения народного творчества. Их писали на сыром курином яйце. Самые распространённые орнаменты на писанках – это солнечные знаки, растительные мотивы и бесконечники. Особое значение имеет и цвет писанки. Белый цвет – цвет чистоты и божественного начала; голубой  – цвет Богородицы и духовного знания; зелёный – символизирует здоровье и жизнь; бордовый или коричневый – принадлежность к земле; синий – связь с небом и ночью, а чёрный цвет символизирует неизвестность и бесконечность. (2) (Слайд.)

Учитель. – Писанки дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость. Символика писанок своими корнями уходит в тысячелетние традиции. Согласно одной легенде, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твёрдыми, как камень. Горячие слёзы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кровокрасные яйца и оставили на них следы прекрасных узоров и цветных крапинок. (Слайд.)

Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и специальные  подарочные. Их делали из стекла , хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62. Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой-либо сюрприз – живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов. В настоящее время 10 пасхальных яиц хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. (Слайд.)

4. Физминутка. Игры за партами в паре

– В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры.

1. «Чоканье яиц»

Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.

2. «Раскручивание яиц»

По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

3. «Катание яиц».

Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель.

4. «Сталкивание яиц»

По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.

5. «Битва яиц»

Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.(Слайд)

5. Творческое задание (под песню)

– А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего занятия. Сегодня мы будем работать по группам. Первая группа будет рисовать пасхальную  открытку, вторая группа  – раскрашивать пасхальную открытку, а третья –придумает и выполнит роспись пасхального яйца. (Слайд)

Подведение итогов работы творческих групп, оформление пасхального уголка.

6. Рефлексия

– Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).
– Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут так же как и Иисус).
– Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (Христос воскрес. Воистину воскрес).
– Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? (Крашенки, писанки, крапанки).
– В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на колокольню и поупражняться в колокольном звоне.

Храм Господний озарён
Солнцем золотистым. 
Льётся колокольный звон – 
Звон пасхальный чистый.
Зажигает лица он
Радостью сердечной. 
Ведь поёт пасхальный звон
Нам о жизни вечной. (Слайд)

7. Домашнее задание

  • с. 28-31, вопросы,
  • спросить у родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек, как они справляли праздник в детстве, сравнить с современным праздником. (Слайд)

Список литературы:

1. А.В. Кураев «Основы православной культуры. 4-5 класс. Москва. Просвещение 2012г.
2. Православный церковный словарь библейских и христианских символов, терминов и понятий. Российский Остеон-фонд. Москва. Амрита – Русь, 2008г.
3. Онуфриева И, Миронова Е. Пасхальные сюрпризы. К.Фаберже. Юный художник 1990г.
4. Танкеев И. Обычаи и традиции русского народа. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 1999г.
5. Власов И.А., Степанова Т.В., Чекова И.В.  Разработка урока по курсу «Истоки» «Пасха – Светлое Христово Воскресение»
6. http://www.troyrebenok.ru/pasha-sttml стихи о Пасхе.