Компетентностный подход и формирование хронологических знаний, умений и навыков учащихся при подготовке к ЕНТ

Разделы: История и обществознание


При подготовке учащихся к сдаче Единого национального тестирования возникает ряд проблем, одними из которых являются неумения применять теоретические знания. Например, часто приходится сталкиваться с тем, что учащиеся уверены в последовательном существовании Огузского государства, Кимакского каганата и государства Караханидов или на основании созвучия имен называют хана Касыма дедом Кенесары Касымова, не смотря на то, что их разделяет более трехсот лет.

Подобные ошибки не всегда говорят о незнании учащимися теоретического материала, чаще всего это неумение его применять. Знание учащимися исторической хронологии, владение умениями и навыками по ее применению – один из важных моментов при изучении курсов истории в средней школе и при подготовке к ЕНТ.

При изучении истории Казахстана в основной школе работа идет, в первую очередь, с опорными датами, которые локализуют во времени главные исторические факты, в то время как при сдаче Единого национального тестирования по истории Казахстана учащиеся должны уметь оперировать всеми датами, изучавшимися в курсе Истории Казахстана в основной школе.

От учеников часто можно услышать вопрос: как вы запоминаете даты? Даже для учителя, имеющего хорошую теоретическую подготовку, запомнить немалое количество дат иногда бывает проблемно. К тому же те даты, с которыми приходится работать реже, быстрее забываются. Что же тогда говорить об учениках?

Предполагается, что учащиеся 10-11 классов, изучившие курс истории Казахстана в 5-9 классах, должны знать хронологию. Конечно, какие-то знания у них сохранились, особенно ключевых для истории Казахстана событий, но чтобы успешно сдать ЕНТ этого недостаточно. К тому же, очень часто эти знания ученики не умеют применять.

Как сделать так, чтобы ученики не только владели теоретическими знаниями, но и умели их применять на практике? Раньше речь шла о привитии ученикам знаний, умений и навыков. Постепенно, от этой триады остались только знания. Нельзя сказать более точно, чем академик А.Минц: “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик, напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать”.

Перед каждым думающим учителем стоит вопрос: что нужно сделать, что бы наши ученики не напоминали эту самую “рыбу, которая не может плавать”? Знания и умения не могут быть усвоены учениками отдельно друг от друга. Ими необходимо овладевать в комплексе, что позволяет сделать компетентностный подход.

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. В свою очередь компетентность – это владение учеником соответствующей компетенцией, которое включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность представляет собой совокупность личных качеств ученика: ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей. А также это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Выделяют образовательные компетенции, моделирующие деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Образовательные компетенции призваны обеспечивать комплексное достижение целей общего образования.

Существуют разные классификации компетенций. Приведем иерархию компетенций доктора педагогических наук А.В.Хуторского:

1) ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования;

2) общепредметные компетенции;

3) предметные компетенции.

Ключевые компетенции выражают общее содержание образовании. К ним относятся:

  • ценностно-смысловые компетенции;
  • учебно-познавательные компетенции;
  • информационные компетенции;
  • коммуникативные компетенции;
  • социально-трудовые компетенции;
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Общепредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов. На этом уровне учебно-познавательные компетенции предполагают умение:

  • ставить цель и организовывать её достижение;
  • планировать учебно-познавательную деятельность, проводить ее анализ, рефлексию, самооценку;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно по результатам своего исследования с использованием компьютерных средств;
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Теперь выделим предметные компетенции по истории:

  • овладеть системными знаниями об основных периодах, процессах и ключевых событиях истории Казахстана и Всемирной истории;
  • применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
  • осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации; объяснять причины и следствия исторических событий;
  • определять и обосновывать свое отношение к различным версиям и оценкам исторических событий и личностей;
  • уметь применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении;

Без знания хронологии не может быть понимания истории. Французский историк Антуан Про назвал историческое время главным действующим лицом истории. Учащиеся должны уметь определять последовательность и длительность важнейших событий Истории Казахстана и Всемирной истории, устанавливать пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.

Как формировать хронологические знания и умения учащихся в рамках компетенстностного подхода? Компетентность предполагает наличие хотя бы минимального опыта применения компетенции. Поэтому самым малоэффективным, хотя и самым простым, является механическое заучивание дат. Хотя существую самые различные мнемотехники, но простое, не осмысленное, знание даты не даст ученику возможности использовать это знание в изменившейся ситуации.

Что бы ученики не только знали даты, но и могли успешно использовать свои знания учителю необходимо применять, по мнению А.И.Стражева, “определённую систему обучения, развивающую у школьников представление о времени как пути движения исторических событий и о датах как моментах исторического развития”.

Для этого удобно использовать хронологические комплексы – ряды логически связанных между собой фактов и дат. Их можно оформить в виде различного рода хронологических и синхронистических таблиц. Наиболее общими являются сводные хронологические таблицы. Обычно в них две колонки: даты и события.

Основные даты по истории Казахстана

Даты События
   
   

Отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития посвящены тематические хронологические таблицы, в которых кроме двух традиционных колонок может быть третья, раскрывающая своеобразие или значение каждого факта в отдельности.

Национально-освободительная борьба в Казахстане в XIX веке

Даты События Историческое значение
     
     

Хронику наиболее важных событий воспроизводят календари исторических событий в деталях. Календари исторических событий можно использовать при изучении новейшей истории Казахстана: “Декабрьские события 1986 года”, “Провозглашение независимости Казахстана”

Для установления связи событий Истории Казахстана и Всемирной истории могут служить синхронистические таблицы, которые отмечают наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время. Составление таких таблиц помогает школьникам воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс.

Страны и народы мира в раннем средневековье

Регионы и страны Века
VI VII VIII IX X XI
Европейские страны            
Ближний Восток            
Казахстан и Средняя Азия            
Китай            
Индия            

Важную роль в систематизации хронологического материала играют схемы. Так, схемы в виде лесенки выстраивают цепочку дат и событий, которые непосредственно привели к тому или иному значительному факту истории. Например, “Сложение казахской народности”, “Образование Казахского ханства”.

Хронологические уравнения помогают школьникам вспомнить даты исторических событий и соотнести их между собой, найти между ними новые связи. Расставляя условные знаки тождества/аналогии (=), противоположности (<—>) или следствия (—>) между парами дат, ученики должны обосновать своё решение:

551 <—> 603

Образование Распад

Тюркского каганата

 

1643 = 1930

Победа над джунгарами

 

1867-1868 —> 1907

Объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи позволило начать проведение Столыпинской аграрной реформы

Для формирования хронологических знаний и умений можно использовать карточки-сорбонки. Это давно известный прием, но если его разнообразить игровыми моментами, придать элемент соревновательности, то учащиеся с интересом работают с подобными карточками.

Образец карточки-сорбонки

 

Образование
Казахского ханства

 

1465-1466

 

Виды работы с карточками-сорбонками:

  • карточки лежат на столе, учитель называет событие, учащиеся показывают нужную карточку;
  • покажите даты, связанные с военными событиями;
  • покажите даты, где присутствуют географические названия;
  • не называя события, учитель дает ему словесное описание, ученики должны узнать событие и показать нужную дату.

Задание можно усложнить, указав на сорбонках только даты, не указывая событий. Из набора дат учащиеся должны выбрать необходимые для выполнения задания, мысленно считать находящуюся в них информацию:

  • дата – имя;
  • дата – географическое название;
  • даты и события, связанные с монгольскими завоеваниями;
  • даты и термины, связанные с темой “Казахское ханство”;
  • даты и термины, связанные с раннесредневековыми государствами на территории Казахстана:
  • даты, связанные с национально-освободительной борьбой казахского народа;
  • даты и термины, связанные с образованием Казахского ханства.

Комбинации вопросов могут быть разными, это зависит от времени на уроке и от уровня сформированности компетенций обучающихся. Эти методические приемы позволяют:

  • фиксировать внимание на каждом учащемся и видеть пробелы в знаниях;
  • выявлять наиболее трудные вопросы и включать их решение на других занятиях;
  • систематизировать материал.

В качестве обучающих, диагностирующих и контрольных заданий по хронологии продуктивно использование тестовых заданий. Хотя в Едином национальном тестировании используется только тесты с закрытыми вопросами, т.е. ответ надо выбирать строго из предложенных вариантов ответов, не внося никаких изменений, для формирования хронологических знаний и умений учащихся можно использовать различные виды тестов:

• Тесты с выбором ответа по датам и событиям:

Назовите дату Орбулаккой битвы:

  1. 1623;
  2. 1633;
  3. 1643;
  4. 1653;
  5. 1663.

Государство, образовавшееся на территории Казахстана в 756 году:

  1. Тюркский каганат;
  2. Карлукский каганат;
  3. Государство Караханидов;
  4. Тюргешский каганат;
  5. Кыпчакское ханство.

• Тесты с выбором ответа на формирование и проверку умений устанавливать синхронность фактов:

Определите, кто из перечисленных ниже исторических деятелей были современниками:

  1. А.Джангильдин и А.Байтурсынов;
  2. А.Маргулан и Ш.Валиханов;
  3. А.Кунанбаев и А.Тевкелев;
  4. Курмангазы и А.Затаевич;
  5. Кенесары Касымов и Амангельды Иманов.

• Тесты с выбором ответа на формирование и проверку умений соотносить факты с определённым периодом исторического развития:

Отметьте событие, которое произошло в годы правления хана Тауке: а) начало присоединения Казахстана к России; б) Анракайская битва; в) образование Джунгарского ханства; г) первый курултай в Каракумах; д) Годы великого бедствия.

• Тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий:

Каменный век 2,5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.
Палеолит II-I тыс. до н.э.
Мезолит 12-5 тыс. до н.э.
Неолит с I тыс. до н.э.
Бронзовый век 2,5 млн. лет – 12 тыс. до н.э.
Железный век 5-3 тыс. до н.э.

• Тесты на группировку хронологической информации для развития и проверки умения соотносить исторические факты с определёнными периодами времени:

Соотнесите изобретения и открытия, характерные для следующих периодов

Палеолит Появление “звериного стиля”
Мезолит Возникновение скотоводства и земледелия
Неолит Изобретение лука и стрел
Бронзовый век Переход от материнского рода к отцовскому
Железный век Добывание огня трением

• Тесты на определение хронологической последовательности для проверки знания дат и событий,

Разместите события в хронологической последовательсноти:

  1. Завершение присоединения Казахстана к России;
  2. Отмена ханской власти в Казахстане;
  3. Принятие “Временных положений об управлении Сырдарьинской и Семиреченской областями”;
  4. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева;
  5. Основание укрепления Верное;
  6. Реформа барона О.Игельстрома;
  7. Национально-освободительная война под предводительство Кенесары Касымова.
  • Тесты для развития и проверки умений определять последовательность и взаимосвязь исторических событий:

Отметьте события современные правлению хана Абулхаира:

  1. Битва у реки Аягуз;
  2. Курултай в Ордабасы;
  3. Запрещение кочевать по правому берегу реки Яик;
  4. Булантинская битва;
  5. Восстание под предводительством Сырыма Датова;
  6. Завоевание Джунгарии Цинской империей;
  7. Курултай в Каракумах;
  8. Принятие Младшим жузом российского подданства.

• Тесты на исключение лишнего для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:

Определите принцип образования хронологического ряда и вычеркните лишнюю дату:

1822, 1824, 1867, 1868, 1870, 1886, 1896 (реформы царской власти в Казахстане).

• Тесты на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:

Определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:

1511-1518, 1538-1580, 1580-1582…

Эффективным средством формирования хронологических знаний и умений являются также игры с правилами на хронологическом материале: чайндаты, домино, лото, кроссворды, вордингворды.

Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Что бы учащиеся знали историческую хронологию, могли свободно оперировать датами, необходимо постоянно работать над этим. Об этом важно не забывать при проектировании учебного процесса.

Литература

  1. Акатынов К. Ненавязчиво, интересно, увлекательно. Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://his.1september.ru/article.php?ID=200402209
  2. Вяземский В.В., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Курс лекций для дистанционного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602311
  3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов-наДону: Феникс, 1996.
  4. Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции “ключевые учебные компетенции”. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2011/0831-03.htm
  5. Меренюк Н.В. Развитие метапредметных компетенций на уроках истории (методические рекомендации). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kolpschool5.edu.tomsk.ru/wp-content/plugins/download-monitor/download.php?id=75
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998.
  7. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – Москва, 1964.
  8. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eidos. ru/journal/2005/1212.htm
  9. Штукерт Н.М. Методика преподавания истории. Создание представлений об историческом времени. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=8248