Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества знаний учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, что необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. “Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно... Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни”, - отмечается в Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана “Стратегия “Казахстан-2050”: Новый политический курс состоявшегося государства”.

Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или  компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным   критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, рубежный и итоговый. [1]

Каждая школа работает над повышением качества знаний учащихся. Для этого необходимо использовать новые технологии обучения, в том числе ИКТ. Увеличение умственной нагрузки на уроках физики, информатики, биологии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес  к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. [6]

Современный этап развития казахстанского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.. [7]

Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса. [6]

Компьютер можно использовать в различных режимах обучения, а самое главное – в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, т. к. возможности компьютера при иллюстрировании намного превосходят возможности любого бумажного учебника, рисунков на школьной доске. Высокоточные наукоёмкие технологии во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современной школой новые цели и задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие педагогические цели использования средств новых информационных технологий:

- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

- эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

- развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером);

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

Использование средств новых информационных технологий в качестве средства обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

- реализация возможностей программно-методического обеспечения современных компьютеров в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки и контроля за результатами обучения;

- использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;

- реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем.

- использование информационных технологий в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

- использование информационных технологий в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики);

- использование информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;

- использование информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием. [5]

Информационные технологии неизбежно внесут в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно применяя их. Наиболее важно определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Многомиллионные затраты на оснащение школ компьютерами еще не гарантируют обеспечения элементарной компьютерной грамотности учащихся, не говоря уже о том, что называется информационной культурой современного человека. Помимо доступа к той или иной технологии требуются фундаментальные исследования ее возможностей и способностей. Необходимо отойти от традиционного распределения ролей между учителем и учеником, внести изменения в организацию учебного процесса, предпринять попытку по-настоящему глубокой содержательной интеграции учебного материала. [3]

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательный интерес.  [4]

Привлекательность информационных технологий еще и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. И в этом смысле новые технологии ни в коем случае нельзя считать нейтральными и не затрагивающими нашу сущность.

При использовании на уроке ИКТ, структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При работе с мультимедийной установкой необходимо придерживаться санитарно – гигиенических норм организации урока. Их неукоснительное соблюдение, а так же проведение во время урока физкультминуток, включающих гимнастику для глаз и осанки, позволяет сохранить здоровье школьников и эффективно применять электронные учебные материалы в учебном процессе. [2]

Эффективность применения зависит от этапов уроков. Использование ТСО, как правило, длится на уроке подряд не более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. В начале урока презентация сокращает подготовительный период с 3 до 1 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На наш взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде “бумажной копии”. При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, мои ученики делают это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублируют друг друга только там, где это действительно необходимо.

Отдельно хотелось бы остановиться на применении на уроках интерактивной доски. Педагогические возможности интерактивной доски, как средства обучения, по ряду показателей, намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

В нашей школе-лицее появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением интерактивных досок и мультимедийного проектора для оборудования кабинета физики, биологии и информатики, в которых учителя могут проводить интерактивные уроки.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом, получая возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - показывать слайды, использовать виртуальные лабораторные работы, создавать и перемещать объекты, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока в компьютере для дальнейшего просмотра, анализа, использования и редактирования.

Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность  в уроке особенно ценна для работы с гиперактивными детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснению учителя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся пассивных, все предметы становятся увлекательными, повышается качество знаний по предмету.

Отслеживая эффективность применения интерактивной доски, был проведен мониторинг изучения некоторых тем по биологии, информатике и физике в 9 классах, в одном из которых преподавание велось с использованием традиционных методов в 9б, в другом – с   интерактивной доской – 9а (классы по способностям примерно одинаковые).

Качество знаний в классе, где использовалась интерактивная доска, выше, так как  объяснение материала позволяет быть ярче, информативнее и увлекательнее.

Каждый, кто, уже хотя бы немного проработал с ИД, найдёт  свои приёмы, выработает  свой стиль. Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно.

Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. В центре поля деятельности педагога находится ребенок, которому нельзя передать сумму готовых знаний и дать установку на их запоминание. Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Учитель новой школы – это тот, кто умеет увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: “В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить”.

Литература

[1] Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. – Учеб. Пособие для учеников высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: издательский центр “Академия”, 2001. – 256 с. 

[2] Мануйлов В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point/ В.Г. Мануйлов// Информатика и образование. – 2010. – № 5 – с. 128.

[3] Моисеева М.В. Современное состояние и перспективы развития мультимедиа в образовании/ Моисеева М.В.// Школьные технологии. – 1998. – № 4 – с. 128

[4] Применение новых информационных технологий в образовательном процессе/ С.П. Новиков//Педагогика. –2003. - №9. с. 25–28.

[5] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат. – М: Издательский центр “Академия”. – 1999. – с.224.

[6] Рупакова Л.О. Power Point на уроках в школе/ Л.О. Рупакова// Информатика и образование. – 2011. – № 3 – с. 128.

[7] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.