Урок русского языка по теме "Значение междометий и их роль в речи. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока:

  • знакомство с междометием как особой частью речи;
  • сформировать у учащихся понятие о междометии как особой части речи;
  • дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;
  • научить находить междометие в тексте;
  • формировать умение отличать междометие от других частей речи;

Оборудование: проектор, компьютер, толковый словарь С.И.Ожегова.

Эпиграф к уроку (на слайде):

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.

 Ц. Ангелов.

ХОД УРОКА

Организация класса к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Объяснение нового материала

Запись темы урока.

Повторение изученного.

Слово учителя:Из изученного курса русского языка вы знаете, что все части речи делятся на две неравные группы, какие?
– Знаменательные или самостоятельные части речи и служебные.
– Почему они получили такое название?
– Знаменательные или самостоятельные – слова, обладающие самостоятельным лексическим значением, то есть служащие названиями предметов, действий, качеств, свойств.
– Служебные – служащие для связи слов, предложений, образования наклонений глагола. Нам необходимо определить место междометия среди всех этих частей речи.

Стихотворение А. Тетивкина «Междометие» (на слайде):

Мне, – сказало Междометье.
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово: Ах!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово: Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово: Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово: Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово: Ух!

Историческая справка

От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”. Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие. В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения:

1) восклицание,
2) грамматическое междометие.

Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.

Что выражает междометие? Работа с толковым словарем.

– Назовите междометия, с помощью которых можно выразить чувства и эмоции: страх (ой), радость (ах), сомнение (да ну), удивление (о), восторг (слава богу). Являются ли слова “эмоции” и “чувства” синонимами? Какие слова называются синонимами?
Эмоции – чувства, переживания человека (эмоции ужаса, отчаяния).
Чувства – способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности;  ощущение, испытываемое человеком (чувство боли, озноба, страха, брезгливости).
Теперь обратим внимание на междометия, выражающие побуждения к действию, т.е. использующиеся для выражения команды, приказа.
Какими междометиями вы будете выражать команду животным, птицам? (Фас, кис-кис, цып-цып, тпру, на.)
Примечания: не путать со звукоподражательными словами, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животным, предметами (топ-топ, гав-гав, тик-так).
– Какими междометиями воспользуются строители при подъеме каких-либо грузов
(майна – вниз, вира – вверх).
– А сейчас обратимся к сфере речевого этикета. Выясним лексическое значение слова “этикет” и способ его образования. Этика – этикет. Работа с толковыми словарями.
– С помощью каких междометий вы поприветствуете человека? (Здравствуй, мое почтение, привет.) А попрощаетесь? (До свидания, всего хорошего, пока.)

Задание: Прочитайте текст (на слайде). Найдите в нем служебные слова.

– Петь, здорово!
– Здравствуй, Вова!
– Как уроки?
– Не готовы:
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт!
Только было сел за стол,
Слышу: "Мяу".

Закрепление материала на практике

Задание 1. Учитель читает слова. Учащиеся распределяют их в две колонки, работая в тетради. Один ученик работает с обратной стороны доски. В конце обучающиеся приходят к выводу, что служебные слова типа звукоподражательных и междометий являются материалом для образования новых слов в русском языке. Затем идет оценивание учащегося, работающего у доски. (Оценивание может сделать сильный ученик в классе).

Глаголы, образованные от звукоподражательных слов Глаголы, образованные от междометий
Хрюкать Ахать
Кукарекать Ойкать
Баюкать Нукать
Квакать Ухать
Каркать Аукать
Тявкать Охать

Задание 2. Запишите текст. Укажите в нем самостоятельные части речи и служебные части речи. Сделайте вывод. (Обучающиеся должны прийти к выводу с помощью наводящих вопросов учителя или путем собственных наблюдений, что служебных частей речи в тексте меньше, чем самостоятельных).

Он спал очень мало, что все удивлялись; если нечаянно уснет днем на полчаса, то потом не спит всю ночь и после бессонной ночи, как ни в чем не бывало, чувствует себя бодро и весело.

(По А.П.Чехову.)

Речевой этикет

Добро пожаловать – приветствие
гм – сомнение
о-ох-хо – огорчение
ха-ха, хи-хи-хи – радость
о-бе-хе-хе – неприятие, досада
эй, брось – побуждение.

– В какой форме речи прозвучали междометия?

Сфера употребления междометий.

Сфера употребления междометий – устная речь, потому что значение может быть часто передано только с помощью интонации, жестов, мимики.
– Многие междометия являются многозначными, т.к. с их помощью выражаются различные чувства. Например: ой может выражать боль, испуг, страх, удивление, радость, сожаление, огорчение и другие чувства. Эти значения передаются с помощью интонации.

Знаки препинания при междометии.

Слово учителя: Сфера употребления междометий – устная речь. Но мы с вами должны уметь оформлять ее письменно. Для этого необходимо познакомиться со знаками препинания при междометии.

Задание классу(два человека у доски): вставить подходящие по смыслу местоимения, расставить знаки препинания.

Псари кричат: (Ахти), ребята, вор!
(Увы), он счастия не ищет и не от счастия бежит.
(Ух), жарко! До полдня грибы собирали.
(Чшш), – произнесла татарка, сложив с умоляющим видом руки.
(У), баловень! – тихо ворчит нянька.
(Чу), песня! Знакомые звуки.

Образование междометий.

Слово учителя.Давайте обратим внимание на то, что некоторые междометия состоят из 1–2–3 звуков, а некоторые представляют собой слова и словосочетания. Таким образом, все междометия делятся на производные и непроизводные. Эти термины вам знакомы, давайте вспомним, чем производные слова отличаются от непроизводных.

Справка: производные – образованные путем перехода из самостоятельных частей речи.

– Назовите междометия, образованные путем перехода из существительных, глаголов, наречий, словосочетаний, фразеологизмов, заимствованных слов.
– Если в русском языке существуют междометия, образованные от разных частей речи, следовательно, мы должны уметь их отличать от этих частей речи.

Синтаксическая роль междометий

Предложения для анализа. (Синтаксический разбор, устная характеристика, составление схемы второго предложения).

Далече грянуло “ура”.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
Заладил ты свое “ох” да “ох”.

Чайнворд. Подберите антонимы. (Слова написаны на слайде).

Юг, поздно, закрыт, здесь, сухо, принёс, трус, начало, разбит, зима, согрел, грубо, привык, прямо, весной, север, мелко. (Материал взят из книги А. Т. Арсирия «Занимательные материалы».)

Обобщение, вывод по теме урока

— Прав ли эпиграф нашего урока?
— Для чего служит междометие?
— Что выражают междометия?
— С какой буквы нужно писать слова, если после междометия находится восклицательный знак?
— Отвечает ли междометие на какой-либо вопрос?

Домашнее задание:Придумайте и составьте связный текст (диалог), используя в нём междометия. Междометия подчеркните, укажите их тип по значению.