Интегрированный урок (информатика + ИКТ) по теме "Обработка результатов социологических опросов"

Разделы: Информатика


Тип урока: урок применения знаний.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить знания о табличном процессоре MS Excel;
    • создавать, преобразовывать, извлекать информацию из графических объектов MS Excel;
    • узнать новости рынка труда;
    • обрабатывать данные социологических опросов;
    • работа в MS Publisher.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение к разным видам профессий;
    • воспитывать аккуратность при вёрстке макета газеты.
  • Развивающие:
    • развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать.
    • развивать умения работы с графической формой представления информации

Этапы урока

Вид деятельности

Время
Актуализация знаний Рассказ учителя, выбор профессии

5

Применение знаний Выполнение заданий

10

Работа за компьютером Физкультминутка, обработка результатов опросов, работа в MS Publisher, MS Excel

20

Рефлексия Беседа с учителем, записи в РЛ

5

Для научной организации труда ученики использовали рабочие листы – Приложение 2, ПК.
Для сопровождения урока были задействованы: ПК, Проектор с интерактивной доской, локальная сеть.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией Notebook – Приложение 1.
В ходе урока строго соблюдается техника безопасности, для здоровья сбережения выполняется физкультминутка.

Межпредметные связи с математикой, географией.

Методы обучения: рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, работа с источником информации (таблицей, диаграммой), индивидуальная работа с информацией, практическая работа за компьютером.

Источники информации: Опрос учащихся, сеть интернет, учебники и пособия по подготовке к ГИА.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний:

– Кем вы хотите стать в будущем? Составим список профессий.
Рейтинговое агентство Head Hanter представило рейтинг  профессий с высокой зарплатой в следующем году.

ТОП-10 профессий с самым высоким потенциалом роста зарплаты (в скобках дан прогноз роста зарплаты в наступающем году):

1. Сервисный инженер (+36%)
2. Веб-дизайнер (+32%)
3. Консультант SAP (+32%)
4. IT-директор (+25%)
5. Главный инженер в нефтегазовой отрасли (+23%)
6. Блогер (+23%)
7. Веб-редактор (+22%)
8. Эколог (+20%)
9. Верстальщик (+20%)
10. Менеджер по работе с социальными сетями (+19%)

– Во всех этих видах деятельности необходимо знание компьютера и различных программ. Сегодня на нас сыплется огромное количество разных социологических опросов, рейтингов и все эти данные нуждаются в обработке. Я в конце урока расскажу вам о рейтинге самых необычных профессий.
С помощью какой программы, можно ускорить работу над числовыми данными? MS Excel. Давайте в вами узнаем, как вы знаете этот табличный процессор.

2. Применение знаний:

Задание 1. Перечислите через запятую в порядке возрастания номера выражений,  не являющихся формулами с точки зрения электронных таблиц.

1) =D3^4+A3$
2) =K45+A$3/B5
3) =3A3+B$4
4) =2*G5/$C5
5) =M2*5 – AA7
6) =S6 – $4*S6

Задание 2. Соотнесите тип диаграммы и название.

  Тип диаграммы   Название
A

1 Диаграмма с областями
Б

2 Гистограмма
В

3 Точечная диаграмма
Г

4 Круговая диаграмма

 

А                 Б                 В                 Г                
       

Задание 3. На диаграмме показано количество запросов со словом СНЕГ, сделанных на поисковом сайте Yandex. ru   во все месяцы с марта 2011 по октябрь 2012 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали – количество запросов в месяц за данный месяц. Определите по диаграмме разность между наибольшим и наименьшим месячным количеством запросов со словом СНЕГ в указанный период.

Задание 4. На рисунке жирными точками показан курс доллара, установленный Центробанком РФ  на конец каждого месяца 2009 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – цена доллара в рублях. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, сколько месяцев из данного периода курс доллара был меньше 30,5 рубля.

Задание 5. На диаграмме показано распределение земель Приволжского Федерального округа по категориям.

Используя диаграмму, продолжите фразы:

  1. В ПФО преобладают земли категории__________________________
  2. В ПФО наименьшую площадь занимают земли___________________
  3. В ПФО земли, которые занимают от 10 до 15% это категория_______

Задание 6. Диаграмма была построена по диапазону ячеек A1:C4. При построении диаграммы ряды данных располагались в строках. Восстановите содержимое ячеек B3 и С3.

4. Применение знаний

К нам пришло сообщение по электронной почте!

Физкультминутка:

  • Встаньте возле компьютера и потянитесь «Высоко-высоко», ступни от пола не отрывать
  • Сядьте и выполните наклоны головы к левому и правому плечу
  • Поставьте ладони перед собой, смотрите сквозь них, повороты головы влево-вправо

Задание 7. Работа с опросными данными.

Задание 8. Составьте круговую диаграмму, которая будет показывать распределение вашего времени в сутках.

Задание 9. В сети Интернет (http://socio.rin.ru/) проводился социологический опрос. Результаты приведены в виде таблицы.

С какого возраста ребенка надо привлекать к домашнему хозяйству? 
Всего отдано голосов 277
Как можно раньше. 155
Лет с четырех-пяти. 66
Если девочка-то хоть с года, мальчика – лет с трех. 8
Детей вообще не надо приучать к домашнему хозяйству. 14
Затрудняюсь ответить. Это от ребенка зависит. 34

Представьте результаты опроса в виде Гистограммы.

Задание 10. Опрос: Как вы будете отмечать Новый Год? Работа с доской, создание диаграммы.

Демонстрация номера журнала

5. Рефлексия

– Что мы с вами сегодня сделали на уроке?
– Продолжите фразы:

  • я познакомился с ...
  • было непросто ...
  • я добился ...
  • у меня получилось ...
  • хотелось бы ...
  • мне запомнилось ...
  • я попробую ...

Международный кадровый портал HeadHunter исследовал поступившие за период 2010–2012 годов резюме и сформировал рейтинг наиболее необычных профессий.

  • Президент компании
  • Сотрудник органов
  • Переворачиватель пингвинов
  • Детектив
  • Министр
  • Потомственный аристократ
  • Маг
  • Трудоголик
  • Офисный акробат
  • Геймер

– Выберите ту, которая вам понравилась из предложенного списка.

Литература

  1. Ярцева О.В., Цикина Е. Н. Информатика. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. [Текст]: пособие для учителя/ О. В. Ярцева, Е. Н. Цикина. – Ярославль: Академия развития, 2010
  2. Семакин И. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. [Текст]: учебник для 9 класса: И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М.: БИНОМ, 2005
  3. Семёнов А. В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2013. [Текст]: Учебное пособие/ А. В Семёнов, А.С. Трепалин, И. В. Ященко, П. И. Захаров, под ред. И. В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. – М.: Интеллект-Центр, 2013
  4. URL: www.hh.ru
  5. URL: http://socio.rin.ru