Жестокие игры (по повести В.Железникова "Чучело")

Разделы: Литература


Вид: урок внеклассного чтения

Цели и задачи:

  • обучать умению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; показать, как ложное понимание чувства солидарности приводит к жестокости; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков;
  • развивать умение тонко чувствовать слово, улавливать его значение через понимание текста, способствовать воспитанию навыков вдумчивого чтения; развивать творческое воображение, чувство музыки, цветовое восприятие;
  • приобщать детей к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; вырабатывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать честно и объективно.

Эпиграф:

Что есть красота?..
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
Не позволяй мне, сердце, стать глухой,
К чужой беде, нахлынувшему горю,..
Не позволяй завидовать другим –
Чужой удаче, непомерной славе…
Не позволяй спокойной пребывать,
Пока в душе горит еще огарок…

В. Потапова

Опережающее домашнее задание:

  • выписать из текста слова, словосочетания, предложения, на которые стоит обратить внимание, которые понравились;
  • выписать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы.

Индивидуальное задание: выразительное чтение монолога Ленки Бессольцевой.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

(Звучит на фоне тихой медленной музыки)

– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада видеть вас, надеюсь, что минуты общения принесут определенную пользу как детям, так и взрослым.
– Вам, наверное, доводилось слышать фразу: “Детство – самая счастливая пора”.
(Презентация)
– Можете ли вы согласиться с этим утверждением?
– Как вы думаете, можно ли слово “счастливая” в данном предложении заменить словами “безоблачная”, “беспроблемная”?
(Обсуждение)
– Все же некоторые из взрослых думают, что и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям.
Тема переосмысления поступков интересовала писателей разных поколений, в том числе и современных, например, В.Железникова.
Вы познакомились с его произведением “Чучело”, в котором воспроизведена похожая, однотипная ситуация: много детей, целая группа, обижают, унижают, бьют одного. Читая текст, я надеюсь, вы обратили внимание на поведение всех участников конфликта.
Сегодня мы попробуем объяснить те или иные их поступки, понять, кто из персонажей задумывается о последствиях своих действий, кто выступает в роли мстителя, но, конечно же, попытаемся выразить свое отношение к происходившему на страницах книги, к сделанному героями повести.

2. Индуктор

– Подберите ассоциации с слову ЧУЧЕЛО до чтения и после чтения произведения. Какие вопросы возникли у вас?
(Все записывают в тетради).
Ассоциации, возникшие до чтения: неизвестность, непонятность, смех, юмор, чучело огородное, весело, задорно и другие.
Ассоциации, возникшие после чтения: грусть, ненависть к мстителям, жалость, облегчение, когда прочитал: все хорошо кончилось, радость, блаженство, умиротворение и так далее.

Проверка домашнего задания: прозвучали вопросы: Почему Ленка так долго выгораживала Димку? Почему бездействовали остальные учащиеся, ведь их было более сорока? Что будет дальше с героями повести? Изменится ли Димка? Может ли так поступить мой одноклассник?

Учитель (вывод): Появились вопросы, значит, чтение не прошло бесследно. Я думаю, что в ходе урока мы попытаемся ответить на них. Но вначале обратимся к тексту.

(Читается учителем I глава повести)

3. Работа с текстом

– Прежде чем ответить на поставленные писателем вопросы: “Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?”, постараемся понять, с помощью каких языковых средств автор заставляет нас так волноваться за героиню уже с первых строк повести?
– Попробуйте представить траекторию движения Ленки по городу в виде ломаной линии. Какие слова помогают нам представить это? (Антонимы верх – вниз).
– Как вы думаете, зачем писатель повторяет их дважды: в начале и в конце главы? (Линия напоминает кардиограмму, которая показывает, как бьется сердце. У Ленки оно прыгало в груди. Автор хотел показать, как девочке больно, в ее душе произошел надлом. И это в 12 лет.)
– В этой главе есть еще наречие, которое автор сознательно повторяет. Найдите его. (Прочь)
– Попробуйте определить лексическое значение слова ПРОЧЬ. (В словаре С.Ожегова: “В сторону, дальше от какого – нибудь места, долой).
– Давайте попробуем заменить его другим, подходящим по смыслу, например, ПОДАЛЬШЕ.
– Какое из них точнее выражает состояние Ленки? (Прочь)
– Наверное, вы заметили, что в этом отрывке есть и другие наречия, относящиеся именно к глаголам. Не 1 и 2, а 18 – в таком небольшом тексте. Для чего автор использовал столько наречий? Что они помогают понять и почувствовать читателю? (Наречия понадобились автору не только для того чтобы показать стремительный бег девочки по городу, но и помочь читателю понять внутреннее состояние героини: она переживает момент наивысшего душевного напряжения (бегущей девочке плохо, больно. Хочется узнать, кто ее так обидел?)
– Ну что же она такое страшное сделала, что ребята оттолкнули ее от себя; презрели и гоняли, как зайца? - зададимся и мы таким вопросом вместе с Николаем Николаевичем.
– Что пережила Ленка до того события, когда было сожжено чучело? (Первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшими ей прозвище “Чучело”, несправедливое обвинение, бойкот).
– Давайте посмотрим фрагмент из фильма. Самого волнующего эпизода в повести.

4. Просмотр  фрагмента из фильма Р.Быкова «Чучело»

(Глава  11 со слов Шмаковой: “Давайте устроим им очную ставку” до слов Железной Кнопки: “Молодец, Сомов”.)

5. Монолог ленки Бессольцевой (читается подготовленной ученицей)

(Глава 11 со слов: “Они подтащили меня вплотную к огню” до конца главы.)

Учитель: Еще чуть-чуть и случилась бы беда, свершилось бы преступление…

6. Работа с текстом

– Ребята, как вы думаете, почему Ленка не ответила оскорблением на нанесенное ей оскорбление? (Ребята отвечают).
– Чтобы более точно ответить на этот вопрос, давайте вновь обратимся к тексту. Предлагаются три отрывка из повести (см. Приложение) с пропущенными словами (наречиями). Попробуйте вместо точек подобрать такое наречие, которое не нарушит ни логику, ни стиль писателя. Докажите свою мысль.

(Учитель хвалит тех, кто нашел интересные наречия и оказался ближе всех к оригиналу).

7. Беседа с классом

– Обратите внимание на последнюю фразу в карточке: Он стал вдруг легким, праздничным и красивым.
– Кто? Николай Николаевич Бессольцев?
– Этот з а п л а т о ч н и к, как его все называли? Или автор? Или ребята, сидящие в классе?
– Давайте обратимся к тексту повести, чтобы правильно ответить на вопросы. Прочитайте отрывок, где говорится, какой поступок Николая Николаевича сделал его красивым.
(гл.14 со слов “– Я только что узнала, – сказала Маргарита Ивановна” до слов “Они с восторгом и большим удивлением смотрели на Ленку как на человека, имеющего отношение к чему – то непонятному, но чудесному).
– Когда Николай Николаевич вошел, он понял, что все уже знают о его решении, а на вопрос Ленки он ответил громко и свободно и стал красивым. Так кто видел его красивым? (Прежде всего, Ленка, потому что она знала, как дороги ему эти картины. Он сам чувствовал себя свободным и красивым от правильности своего поступка. Маргарита Ивановна: “Вы такой человек!..” Да и ребятам в классе Н.Н., наверное, показался красивым, только многие еще не понимали этого.)
– Да, не понимали… многого не понимали, травили его внучку, издевались над ним, стариком… А он дарит им последнюю картину, которая была ему очень дорога. Кому? Этим “деткам из клетки”? Зачем? Попробуйте найти ответ в тексте. (Гл. 14 “Н.Н. улыбнулся… Но ведь есть такие, у которых бьется, бьется и пробивается пытливая мысль, и это будет всегда!..)
– Только ли таким пытливым ребятам оставлял Н.Н. свою картину? А злым и равнодушным? (Да, и им тоже, потому что на картине была изображена девушка, очень похожая на Лену Бессольцеву. Это картина злым ребятам будет напоминать о жестокости и заставлять их раскаиваться.)
– А вы, читатели, увидели Н.Н. красивым? К кому из героев можно отнести слова  эпиграфа?
– Поступок, который сделал красивым Н.Н., мы назвали. А когда Ленка стала к р а с и в ой? В какой момент? (Гл.11 “Вот в это время в класс и вбежала Ленка…. А теперь оно было вдохновенно – решительным)
– При описании кого автор еще раз употребляет это слово? (При описании дедушки, когда Н.Н. все – таки удалось приобрести картину и он спешил домой: “Лицо его вдохновенно светилось и молодело”)
– Попробуйте объяснить значение этого слова, выяснив, как оно образовано?
(Вдохновенно <—— вдохновенный, <—— вдохновение высокое чувство большого эмоционального подъема, свойственное людям творческим, духовно богатым).
– Почему же автор ни разу не употребил для характеристики Димки или Шмаковой, Вальки или Мироновой этого слова? (Подбирая такие слова, автор помогает нам понять, что жестокие и злые люди просто не способны испытать такие чувства)
– Ну что-то же они испытали. Что же? (Угрызения совести. Гл.14 (по мере чтения эти строчки появляются на доске) Рыжий: “Я все буду делать по – своему, как считаю нужным”; Лохматый: “Хорошо бы себе морду набить”; Железная Кнопка: “Голос у Мироновой сорвался, и она заплакала…”; Маргарита Ивановна: “Что заслужила, то и получила”. “Все до единого бросились к окнам… на котором уезжала Ленка Б. – чучело огородное, - которая так перевернула их жизнь”.)
– Что испытывали, чувствовали вы, когда читали повесть, знакомились с ее героями и их поступками?

8. Заключительный этап

– Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки?
– Появилось ли такое желание сейчас? Возьмите листки бумаги и напишите: «Прости меня,  …»
– Вы можете просто дописать эту фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться. И если этот человек находится в классе, вы можете отдать ему сразу же.

(Работают на фоне музыки)

Вывод: Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

Не позволяй мне, сердце, стать глухой,
К чужой беде, нахлынувшему горю,..
Не позволяй завидовать другим –
Чужой удаче, непомерной славе…
Не позволяй спокойной пребывать,
Пока в душе горит еще огарок…

В. Потапова

9. Оценивание учащихся

Список использованных ресурсов:

1. Железников В. К. Чучело: Повесть // В. К. Железников. – М.: Современник, 1988.– 108 с.: ил. – ( Отрочество. Серия книг для подростков).
2. Железников В. К. Чучело: Повесть / В. К. Железников // Школьная роман – газета. - 1996. – №4. – С.: 3-95.
3. Железников, В. Чучело//Отрочество: Вып. 1. – М.: Дет. лит., 1981. – С. 231-398.
4. Орбакайте К. Милосердствуйте / К. Орбакайте // Школьная роман – газета. - 1996. - №4. – С.: 2.
5. Жагрова, В.В. Уроки достоинства и человечности по повести В.Железникова «Чучело». Урок-дискуссия в 6 классе. http://tempwww.edurm.ru/modules.php?name=econtent&book=337   
6. Кочеткова, С.И. Надо быть милосердным: Урок литературы по повести В. Железникова "Чучело". http://school13-nov.narod.ru/kohetkova.htm
7. Кустова, Ирина. Урок внеклассного чтения по повести В. Железникова «Чучело» в 7 кл. // Литература. – 2005. – № 1. – С. 7–8. – (Я иду на урок).
8. Сила. Как стать сильным. http://www.xapaktep.net/program/virtues/knightly/strength/desc.php
9. Смирнова, Ирина Георгиевна. На чём держится мир?: Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова "Чучело". 6-й класс. http://festival.1september.ru/articles/520358/
10. Урок внеклассного чтения по повести В. Железникова «Чучело». http://lit-book.narod.ru/nrav.htm
11. Чмирь, Ольга Богдановна. Жестокие игры: Урок на тему «Проблема милосердия в повести В. Железникова «Чучело». http://www.gym5cheb.ru/lessons/index.php-numb_artic=314508.htm