Интегрированный урок литературы и истории по теме "Уникальное место – Архаринская писаница"

Разделы: Литература


Цель: формировать у учащихся навыки исследовательской работы в ходе разработки экскурсионного маршрута к историческому памятнику Архаринского района, Амурской области.

Образовательная задача: приобщение школьников к культурному наследию нашего региона; обучение навыкам экскурсовода.

Развивающая задача: развитие познавательных интересов, исследовательских и способностей.

Воспитывающая задача: воспитание патриота своей малой родины, человека с активной жизненной позицией, способного уважать историю родного края, рассказывать и популяризировать знания о ней широким массам.

Практическая цель интегрированного урока: исследовать уникальное место Архаринского района с точки зрения истории, составить маршрут и подготовить экскурсоводов.

Ход урока

Актуализация:

Почти четыре столетия назад землепроходцы начали осваивать российские земли за Уральскими горами. Таёжными тропами двинулись и семьи староверов, на немудреных плотах добирались переселенцы вместе с домашним скарбом, скотом. И вот на месте кедрачей появились первые землянки. Так, в 1898 году переселенцами из Белоруссии, Могилёвской губернии, на берегу реки Архара было основано село Грибовка. Место для заселения было отведено землеустроителем Грибским, по имени которого названо село Грибовка. Но на территории района есть уникальное место, история которого начинается более 2 тыс. лет назад.

Сегодня мы совершим исторический экскурс именно в те заповедные места.

Работа исследователей-историков:

История здешних мест сохранила лишь малые крупицы информации о противодействии христиан новинам патриарха Никона на Дальнем Востоке непосредственно в 17 веке. Одной из самых ярких страниц истории Забайкалья и Приамурья является ссылка протопопа Аввакума Петрова (1620-1682) в Даурию. Последние исследования известного этнографа и историка Фирса Федосовича Болонева показали, что в Амурской области староверы переселялись во второй половине XVIII века.

В настоящее время в селе Грибовка проживает около десяти семей староверов.

В 19 веке по реке Архара в верхнем течении была построена землянка, потом появился дом, затем – деревня, и называться она стала Дыды, что означает следующее: с эвенкийского – дыды – горный хребет. На протяжении 10 км горный хребет выложен каменными породами.

В 40 км от Грибовки сохранилось селище Татакан. Деревня была выстроена староверами – переселенцами на сопке, в тайге, где в изобилии росла корейская сосна, которую на Дальнем Востоке называют кедром. И с эвенкийского Татакан означает “корейская сосна”.

Селище – общее название мест поселения человека. Поселения в древности часто возникали среди лесных массивов, на таких участках, где к реке или озеру близко подходили гористые возвышенности. Здесь осваивались их подножия или ложбины между горами.

Работа исследователей-литераторов:

Наскальные рисунки были обнаружены в Архаринском районе в конце 19века, но достоверные сведения появились только в 1930 году. Рисунки раннего железного века расположены на правом берегу р. Архара, между устьями рек Талакан и Дыда. На гладкой скале высотой 7-8 м красной охрой нанесены изображения людей, животных, зверей. Архаринская писаница — памятник культуры эпохи неолита. Скала на берегу Архары, покрытая нарисованными охрой петроглифами. Значение их до сих пор неизвестно. Расположена скала в 70 км от с. Грибовка вверх течения реки Архары.

Рисунки на камне изображают фигуры людей, животных, небесные светила, ладьи, на которых души умерших передвигались по небу. Некоторые фигуры до сих пор не "расшифрованы" - вероятно, это пока не известные ученым мифологические персонажи и духи. Особыми художественными способностями наши предки не обладали. Рисунки неуклюжие, забавные, будто рисовал ребенок. Только находятся они высоко, туда ребенку не дотянуться - на расстоянии от полутора до шести метров от земли. Совсем непросто представить, что эти изображения украшают скалу уже много-много веков.

Практическая работа – составление экскурсионного маршрута:

Введение

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приглашаем вас на экскурсию к уникальному памятнику археологии Писаному камню, что находится в верховьях реки Архары. Наша экскурсия будет пролегать через потерянные в тайге деревни 19века Дыды и Татакан, вы увидите уникальное явление в природе – Голубой ключ, и самым интересным и таинственным местом нашего путешествия будет скала, на которой мы будем наблюдать письменность

Продолжительность экскурсии – 6 часов. Вашими экскурсоводами будут учащаяся 8 класса школы села Грибовка Воробьёва Алёна и учитель литературы Марина Валентиновна Курилова.

Прослушайте небольшой инструктаж по технике безопасности. Во время движения автобуса пассажиры должны оставаться на своих местах, пристегнув ремни безопасности. По прибытию на место экскурсии нельзя удаляться от группы, необходимо быть в поле зрения руководителей, нельзя без специального обучения и не имея снаряжения подниматься на скалу

Прекрасна наша Родина, великая страна! Замечателен наш край – Приамурье! Много тайн хранит наша земля, и загадка всегда влекла человека. Сегодня мы отправимся в путешествие в далёкое прошлое – открытие этого памятника было сделано в прошлом столетии. Но своими корнями оно уходит 2тыс лет назад…

Основная часть

Наш Архаринский район замечателен тем, что на его территории обнаружили раскопки динозавров, есть у нас и реликтовые растения, сохранившиеся в водной среде с древних времен третичного периода. Но наше путешествие будет связано с памятником археологии, мы увидим древние письмена и жилище 19 века, Голубой ключ и окаменевшее дерево.

Мы верим, что у вас появится желание больше узнать об истории своей малой родины, и все мы будем стремиться сохранить первозданную красоту природы.

Остановка № 1. “Грибовка – село староверское…”

Почти четыре столетия назад землепроходцы начали осваивать российские земли за Уральскими горами. Таёжными тропами двинулись и семьи староверов, на немудреных плотах добирались переселенцы вместе с домашним скарбом, скотом. И вот на месте кедрачей появились первые землянки.

В 1800 году переселяются сюда малороссы. Одни из них поселились у Читы, вверх по Ингоде, другие двинулись на восток и создали поселения по Амуру. Это были цветущие, богатые общины староверов на Амуре. Здесь поселились староверы - беспоповцы и жили они, “блаженствуя вдали от вмешательства властей”

В настоящее время в селе Грибовка проживает около десяти семей староверов.

Прошу обратить внимание на подворья староверских семьи Борисовых, Логиновых, Веховых.

История расселения семей староверов очень трагична: здесь принял мученическую кончину от советской власти пастырь Тимофей Афанасьев (с. Бардагон Амурской области), иерей Сергий Думнов умер в 1943 г. от истощения в лагерях.

Одним из первых переселенцев, основавших село, были семьи Игнатовых, Масниковых, Шурановых, Смоляковых. Жители села ставили небольшие дома, распахивали землю, сеяли пшеницу, овёс, просо, гречку, а также сою, позаимствовав у китайцев. Староверы разводили коров, овец, лошадей, пчёл. Большей частью занимались охотой, рыбалкой, сбором ягод, грибов, орехов в лесу. Жизнь была тяжелой и без помощи соседей, сплоченности больших семей выжить было невозможно.

На сегодняшний день состояние староверов можно назвать застойным, и даже плачевным. Сейчас возрождать уже прерванную духовную традицию приходится подвижникам веры, многие из которых молоды, многие из которых своеобразно представляют себе старообрядчество.

В нашем селе дружно живут между собой люди любой веры.

Остановка № 2. “Татаканкое селище”

Мы приближаемся к селению 19века, на высоком берегу реки слева вы видите дом, который сохранился до наших дней. Селение называется Татакан, что означает следующее: с эвенкийского Татакан – кедр. Деревня была выстроена староверами – переселенцами на сопке, в тайге, где в изобилии росла корейская сосна, которую на Дальнем Востоке называют кедром.

(Приближаемся к горе, на которой стоит дом, построенный в 1890 году)

Остановка № 3 “Дыды – горный хребет”

В 19веке по реке Архара в верхнем течении была построена землянка, потом появился дом, затем – деревня, и называться она стала Дыды, что означает следующее: с эвенкийского – дыды – горный хребет. На протяжении 10 км горный хребет выложен каменными породами. В настоящее время деревня не сохранилась.

Остановка № 4. “Голубой ключ”

Удивительное явление природы мы можем наблюдать: в летнее время этого не увидишь, потому что ключ, впадает в реку, и воды сливаются.

А зимой перед нашими глазами открывается замечательная картина: с вершины горы огромная голубая глыба льда неровными буграми спускается к подножию. Жители села называют это место “Голубой ключ”.

Остановка № 5. “Писаный камень – тайные письмена”

Приближаемся к тому самому месту, где таится тайна времён железного века. На этой остановке мы расскажем о наскальных рисунках. Они были обнаружены в 1930 году в Архаринском районе.

Наскальные рисунки раннего железного века, расположены на правом берегу р. Архара, между устьями рек Талакан и Дыда. На гладкой скале высотой 7-8 м красной охрой нанесены изображения людей, животных, зверей. Архаринская писаница — памятник культуры эпохи неолита. Скала на берегу Архары, покрытая нарисованными охрой петроглифами. Значение их до сих пор неизвестно. Расположена скала в 70 км от с. Грибовка вверх от течения реки Архары. Добраться можно летом в хорошую воду на лодках будет проблематично, так как на пути встречаются пороги и крутые перекаты. В летнее время к скале можно подплыть, но уже подняться будет проблематично. Очень крутой и высокий берег.

Зима – самое удобное время для экскурсии — по реке добираемся на автомобиле.

Итак, перед вами высокая, десятиметровая скала, она одиноко возвышается посреди леса, на высоком берегу реки. "Удивительно, что наскальные рисунки не обнаружили раньше, ведь столб стоял в нескольких метрах от лесовозной дороги, - удивляется Андрей Забияко, завкафедрой религиоведения АмГУ. - И замечательно, что они до сих пор остались нетронутыми - такими, какими их видели древние люди". Находку обнаружили благодаря местным жителям - старожилы рассказывали, что эвенки ходили к этой скале молиться.

В 2003 г. на Писаный камень приезжала экспедиция, были учёные –археологи из столицы. Они изучали петроглифы, и было зафиксировано современное состояние памятника. Нынешнее состояние писаницы можно признать удовлетворительным. Рисунки на большинстве плоскостей просматриваются отчетливо. На ряде плоскостей изображения расплывчаты и бледны, часть рисунков повреждена в результате естественного (вода, камнепад, лед и т.д.) или механического воздействия (сколы зубилом, выбоины от огнестрельного оружия, надписи туристов и т.д.). Разрушение писаницы было отмечено еще в 1954 г. В.Е. Ларичевым, обнаружившим несколько отколовшихся камней с рисунками у подножья скалы.

Заключение

Дорогие друзья! Наше путешествие в далёкое прошлое подходит к концу. Мы верим, что история всегда будет нас интересовать, и ещё много белых пятен, которые, может быть, кто – то откроет из вас. Берегите то, что оставила нам история, преумножайте богатства родной стороны.

Организация исследовательской работы в ходе экскурсии:

Остановка № 6. “Юные исследователи”

1. Исследование наскальных рисунков через калькирование.

Цель: Изучить наскальные рисунки и понять их религиозно – магический смысл.

Ход работы: На выступы поднимаются со специальным страховочным снаряжением и снимают кальку с рисунков. Изучение рисунков и сопоставление их.

2. Наблюдение за сходством иероглифов архаринской писаницы с китайской письменностью.

Цель: Доказать наличие сходства графем и на основе научных данных сделать попытку расшифровать язык иероглифов.

Ход работы: При замерах мы обнаружили, что на отдельной плоскости расположен написанный черной краской единичный иероглиф – рис. 5 (размер 9х10 см). По начертанию этому знаку близок ряд китайских иероглифов.

3. Исследование знаков, написанных охрой: их временное отношение и связь с китайской письменностью.

Цель: Понять смысл красных “охристых” знаков,

Ход работы:

После калькирования и наблюдения были сделаны следующие выводы:

  1. По большей части охристые, “красные”, графемы расположены на отдельных плоскостях и имеют размеры в среднем 10х12 см. Эти знаки имеют сходство с элементами китайской иероглифики, однако, как нам представляется, правильнее в данном случае искать решение в ином ракурсе.
  2. Вероятно, написанные охрой “красные” знаки нанесены в более ранние времена в сравнении с “черными” иероглифическими надписями. Возможно, их создатели не были знакомы непосредственно с образцами китайского письма.
  3. Район, в котором расположена архаринская писаница, в древности находился в ареале миграций народов, знакомых с двумя другими типами письменности.
  4. В X в. значительная часть Приамурья входила в сферу влияния киданей – протомонгольской этнической группы, создавшей на востоке Азии огромное государство.В киданьском государстве Великое Ляо в 920 г. было создано “большое” киданьское письмо, а в 925 г. – “малое” киданьское письмо. Графика обоих типов киданьского письма в своих основных формах была построена на основе китайской иероглифики. Среди народов, подвластных Ляо, были чжурчжэни, территория расселения которых частично захватывала и Приамурье. Обособившись от киданей и провозгласив в начале XII в. свое государство Цзинь, чжурчжэни создали в 1119 г. свою письменность. Начертание графем чжурчжэньского письма имело сходство с киданьской графикой ивосходило к китайским иероглифическим образцам.
  5. Вполне вероятна связь архаринских знаков с киданьской или чжурчжэньской иероглификой. Архаринские графемы могут быть заимствованными элементами либо локальным изводом одного из этих типов письма.

Петроглифы с элементами письменности – явление довольно распространенное. Эта практика уходит корнями в глубокую древность. Возможны и другие истоки смысла архаринских “красных” и “черных” графем.

Они могли быть знаками родовой территории, метками охотничьих угодий, декларацией прав, записью знаменательного события.

Ясно, что архаринские петроглифы во всей полноте их элементов несут важную информацию о длительной и многогранной истории религиозного развития Приамурья, существенное значение в котором играли этнические миграции и контакты разных народов востока Азии

Портфель экскурсовода: фотографии, калька, канцелярские принадлежности, костровое оборудование, набор для похода (стол, стульчики), бинокли, фотоаппарат.

Познавательные, подвижные игры во время экскурсии, которые можно предложить гостям:

Остановка № 7. “Привал у древнего дерева”.

Грибовское проявление окаменелого дерева Расположено близ деревни Грибовка. Специально не изучалось. Обломки стволов окаменелого дерева рассредоточены в массе делювиальных отложений. Длина ствола до 67 см, диаметр - 19 см. Окаменелое дерево в наружной части имеет желтоватую светлую окраску мощностью 1,5 см, что создает впечатление древесной коры. Центральная часть ствола окрашена в светло-коричневые тона, сохраняет рисунок годовых колец. Находки окаменелого дерева единичны.

И вот у этого дерева, очень древнего мы предлагаем сделать привал.

Природа всегда помогала человеку восстановить силы, дать энергию.

Предлагаем обед и игры.

“Помоги расколдовать лес”

Мы с вами находимся у окаменелого дерева, и чтобы вес лес вот так не окаменел, мы должны помочь Лесовику расколдовать лес. К нам пришло письмо от хозяина леса – Лесовика. Давайте прочитаем, что же он нам пишет.

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Лесовик. У меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. И теперь в нашем лесу очень скучно и грустно. Деревья перестают быть живыми и некоторые превращаются в камень. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы исполните все задания, то лес будет расколдован. Спешите. Я вас жду".

1 задание. Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте поможем им вспомнить их названия. (Показ картинок - деревьев). Клён, рябина, берёза, дуб, ёлка. Что общего у этих деревьев? Ствол, ветки, листочки. Чем отличается берёза от ёлки? Правильно, у берёзы - листочки, ствол белый, а у ёлочки- иголочки, ствол коричневый. Справились с 1 заданием, деревья ожили, и появляется первый лучик в лесу.

2 задание. Смешались дикие и домашние животные. Нужно домашних расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка. Где живёт лиса в лесу? (в норе) Медведь? (в берлоге). Белка? (в дупле). Волк? (в логове). Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом? А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие). Домашние: свинья, лошадь, кошка, корова. У свиньи кто детёныш? (поросёнок) А если их много? (поросята) У лошади? (жеребёнок) У кошки? (котёнок) У коровы? (телёнок) Что нам корова даёт? Как можно сказать одним словом какие это животные? (домашние) Почему мы называем их домашними? Правильно, потому что они живут в сарае, около дома. Справились и со 2 заданием.

А чтобы Лесовик был нами доволен, предлагаем вам запомнить

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки - не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Список используемой литературы.

  1. Кулемзин А.М., Бородкин Ю.М. Археологические памятники Кемеровской области.
  2. Ларичев В. Памятники далекой старины // Амурская правда. 5 сентября 1954 г. № 211.
  3. Мазин А.И. Древние святилища Приамурья. Новосибирск, 1994. С. 31.
  4. Мартынов А.. Писаница на Томи. - Кемерово, 1988.
  5. Меньщикова Н.Е. Изучение почв своего края. Методические рекомендации. Благовещенский гос.пед.инс-т, 1990.
  6. Окладников А.П., Ларичев В.Е. Археологические исследования в бассейне Амура в 1954 году (дневник экспедиции) // Традиционная культура востока Азии. Вып. 2. Благовещенск, 1999. С. 4–29.
  7. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. Определитель. Пособие для учителей. М.Просвещение”, 1972.
  8. Саенко. Писанный камень // Записки окружного музея и краеведческого общества. Благовещенск, 1930. Вып.1. с. 34. Инициалы автора, к сожалению, в публикации не приведены.
  9. Себин В.И., Себина А.И. Природа Амурской области в вопросах и ответах: Справочные материалы и рекомендации по физической географии. Благовещенск гос. пед. ин-т.1990.
  10. Газета "Амурская правда". № 160 (26248) 31 августа 2007 года.
  11. http://ru.mobile.wikipedia.org/wiki/Архара
  12. http://геоамур.рф/sources/peoples/history/

Презентация