Способы формирования музыкально-исполнительской культуры ученика на занятии с педагогом и во время домашних занятий

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Я остановлюсь на некоторых аспектах формирования основ музыкальной культуры современных учеников. Особенности индивидуальных занятий педагога с ребенком позволяют не только развить хороший художественный вкус, интерес к музыкальному искусству, но и достигать серьезных успехов в саморазвитии личности, совершенствовании его самообучения. Итак, на что стоит педагогу направить свои методические усилия.

Мне кажется, что изучению формы музыкального произведения уделяется еще недостаточное внимание - особенно в занятиях с младшими детьми.

Как показывает практика, на зачетных уроках и классных вечерах, школьных мероприятиях и выездных концертах в исполнении юных пианистов иногда бывают срывы, запинки, остановки. Мы нередко пытаемся объяснить подобные случаи сценическим волнением. На самом же деле, одной из основных причин этих неудач является неосведомленность учащихся в вопросах строения музыкального произведения.

Разумеется, не следует заниматься изучением музыкальной формы в отрыве от практики. Разучивая, например, менуэт ре минор из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах” И.С.Баха, педагог может непосредственно подойти к объяснению двухчастной формы, показать границы каждой части, пояснить значение цезуры между ними, указать на изменение характера музыки в связи с появлением мажора, провести аналогию с другими, уже знакомыми ученику двухчастными пьесами или теми, которые он мог слышать в исполнении других.

Уже самые младшие ученики должны знать такие музыкальные термины, как цезура, фермата, реприза, акцент, каданс (каденция), секвенция, модуляция и т.д., иметь представление о строении музыкальной фразы.

Педагог помогает ученику определить логический акцент в данной фразе, а для этого нужно проследить направление мелодии, ее интервальный состав. Самый высокий звук в мелодии обычно является кульминационным. Но подойти к нему можно по-разному. Иногда это плавный ход, при котором и крещендо будет плавным, постепенным. Если же кульминация взята скачком вверх, допустим, на малую сексту, то здесь потребуется особо выразительное пропевание этого интервала.

Поэтому в художественное исполнение фразы должен включаться уже и на этой ступени обучения элемент агогики, иначе впоследствии, при исполнении более крупных построений учащиеся не смогут показать гибкость фразировки, а в дальнейшем - естественное рубато.

Добившись возможно более выразительного исполнения музыкальной фразы, педагог должен вести ученика дальше, показать и объяснить закон сцепления фраз в одно целое - то есть раскрыть понятие о фразировке как осмысленном прочтении музыкального текста. Если учащийся уже ознакомился с произведением в целом, то он сможет, конечно, представить себе его мелодию, как он представляет, например, текст знакомого стихотворения. Однако ребенок, особенно на начальной стадии обучения, воспроизводя свое звуковое представление на клавиатуре, может допустить ряд неточностей, прежде всего ритмических: “недослушивание” длинных звуков, пауз, фермат.

Не следует легко относиться к подобным ритмическим ошибкам. Следует проявить требовательность, поскольку иначе вместо правдивой и внятной музыкальной речи ученик привыкнет к бездумному “бормотанию” за фортепиано.

Проводя аналогию, уместно привести ему пример из обыкновенной речи с укорачиванием окончаний слов или с чтением стихотворения скороговоркой, без знаков препинания. Полезно продекламировать разбираемое стихотворение выразительно, со всеми знаками препинания, с интонацией.

Такие аналогии помогают ученику понять значение цезуры, дыхания между фразами, а также уяснить выразительную роль ударений, то есть выделения наиболее важных по смыслу акцентов в музыкальной речи, соответственно логическим ударениям в разобранном стихотворении.

При объяснении значения общей кульминации музыкального произведения педагог может специально сыграть какую-либо пьесу “без кульминации” - гладко, благополучно, но скучно... А затем исполнить ее ярко, с воодушевлением. На вопрос, когда пьеса лучше прозвучала, ученик, конечно, ответит, что во второй раз. И это “наглядность” показа педагогом за инструментом заложит в воображении учащихся представление о музыкальном образе - содержании кульминации, способствуя формированию их исполнительской воли.

Необходимо с каждым учеником много работать над пониманием целостности и формы музыкального произведения - стройности, внутренней логичности его развития. Известно, что перед началом исполнения рекомендуется мысленно “пропеть” несколько тактов вперед. Для точного определения темпа полезно вспомнить характер музыкального движения одного из центральных разделов пьесы.

В процессе пробного исполнения, направленного на охват всего произведения в целом, очень важно сразу же не допускать ученических “запинок” и “поправок”: лишняя деталь нарушает установленный автором закон формы - при этом неизбежно разрушается и содержание музыкального произведения. Если педагог будет считать погрешности против целостности формы недопустимой ошибкой, то и ученик направит все внимание на эту важнейшую сторону исполнения. Постепенно он добьется безошибочной игры. Придет к нему и вера в свои силы.

Очень важно, чтобы учащиеся разучили как можно больше разнообразных пьес, написанных в самых различных формах. Это необходимо, чтобы стать действительно культурным слушателем концертной аудитории или успешно продолжить занятия музыкой.

Помощь и указания, данные преподавателем на уроке, являются основными предпосылками для того, чтобы научить ученика осмысленно и самостоятельно работать. Упражнения, заданные на дом, должны так же сознательно и систематически прорабатываться, как это делалось на уроке.

К сожалению, большая часть наших учеников не в состоянии перенести интенсивность работы на уроке в домашние занятия. Обнаруживается множество недостатков, относящихся как к внешним условиям, так и к качеству занятий.

Внешние условия

Для того чтобы тренировка могла стать действительно обучением, необходимо следующее:

  • достаточное количество времени каждый день в неделю;
  • необходимая бодрость, духовная и физическая энергия;
  • внутреннее спокойствие;
  • инструмент, соответствующий требованиям.

На эти внешние условия преподаватель должен обязательно обратить внимание, особенно при работе с маленькими детьми. Можно, например, вместе с учеником установить часы для занятий в соответствии с расписанием уроков. Это поможет преподавателю поставить требования, имеющие целью систематическое воспитание самостоятельности и интенсивности в работе.

Время для занятий должно быть выбрано так, чтобы в помещении, где занимается ребенок, были обеспечены условия для хорошей концентрации и покоя. Как правило, это нельзя обеспечить в том случае, если ребенка заставляют упражняться после выполнения школьных заданий и игр. Часто к концу дня в комнате, где стоит фортепиано, собирается вся семья, и неизбежны разговоры. При таких условиях ребенок не может удовлетворительно работать.

Самоконтроль

Вся совместная предварительная тренировка на уроке бесполезна, если ученик не обладает нужной дисциплиной и зрелостью, чтобы дома “быть самому себе учителем”. Для этого он должен проявить способность к самоконтролю и стремление к совершенствованию.

Чем меньше ребенок, тем меньше можно предположить эти качества. Поэтому при возможности нужно воспользоваться помощью родителей.

На втором, третьем году обучения помощь родителей может быть все более ограниченной и должна проявляться лишь в том, чтобы родители контролировали добросовестное выполнение указаний преподавателя. Уже если ребенок будет знать, что его дневник дома просматривается и что иногда он должен проигрывать то или иное задание кому-нибудь из взрослых, он будет относиться к занятиям с большим вниманием, чем без такого промежуточного контроля.

Постепенно ребенок должен привыкать к тому, что он должен сам нести ответственность за свои занятия. Большую помощь в этом ему могут оказать записи в дневнике. Они поэтому должны содержать подробные и детальные указания о характере тренировки. Замечания общего типа, повторяющиеся от урока к уроку, не производят впечатления на ребенка и не вызывают в памяти проработку материала на уроке. В отличие от этого особенно запоминающимися являются указания, сформулированные самими учащимися.

Чтобы проверить способность ученика к самостоятельной работе, преподаватель может иной раз уделить часть урока на самостоятельное разучивание учеником недостаточно проработанной музыкальной пьесы. Для этой цели лучше всего сесть отдельно, как бы занимаясь каким-либо другим делом. Результат работы оценивается сначала самим учеником, потом преподавателем.

От старших и успевающих учеников, у которых интеллектуальное и музыкальное развитие достигло уже определенного уровня, можно требовать самоконтроля во всех являющихся уже для них простыми элементах (например, высота звука, ритм, артикуляция и т.п.).

С усложнением прорабатываемых произведений растут и требования к самоконтролю. Совершенно необходимыми при этом являются заблаговременно натренированный слух и способность сознательно владеть двигательным аппаратом. Играть без того, чтобы постоянно слушать, думать, чувствовать, значит бессмысленно бренчать. Игра без достаточного звукового представления и критического обдумывания - пустая трата драгоценного времени. В итоге внимание вообще ухудшается до такой степени, что это грозит нарушить даже и нормальный до тех пор контакт с клавишами. В результате - неуверенность, незнакомые прежде промахи и чувство скованности пальцев.

Стремление к быстрой игре и неумение сдерживать себя часто приводит к тому, что учащиеся оказываются ниже своих музыкальных и технических способностей. Нередко в этих случаях они придерживаются того мнения, что успех исполнения зависит больше от их настроения и состояния, чем от упорного труда. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что уверенность в исполнении, так же как и способность к яркому воплощению музыкальных образов, всегда находится в большой зависимости от общих физических и духовных данных играющего. Однако ничто не может заменить систематического труда. Наоборот: даже при боязни эстрады или при других неблагоприятных условиях основательная тренировка с осознанием всех технических процессов всегда является залогом успешного выступления. Залогом будущего большого успеха маленькой личности всегда является маленькая победа сегодня, и наша педагогическая задача – создать для этого все необходимые условия.