Интегрированный урок по теме "Тема раскола в литературе и искусстве"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • расширить знания по истории России, показать влияние церковной жизни на процессы, происходящие в стране и в сознании людей;
  • познакомить обучающихся с памятником древнерусской литературы “Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”;
  • показать влияние исторических событий на искусство и их отображение в литературе и живописи;
  • отметить нараставшее в искусстве стремление показать личность, раскрыть ее внутренний мир.

Задачи урока:

  • активизировать творческие способности учеников и умение выступать перед аудиторией;
  • развивать навыки поисковой деятельности с целью самостоятельного нахождения и изучения материала;
  • развивать устную монологическую речь обучающихся.

Межпредметные связи: история, литература, мировая художественная культура.

Наглядные материалы: В.И. Суриков “Боярыня Морозова”, отрывки из “Жития”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Вторая половина XIX века в русском искусстве прошла под знаком реализма, уделявшего внимание проблемам отражения социальной жизни русского общества. Передовое русское искусство, движимое стремлением освободиться от цензурного контроля со стороны государства, видело эти нужды в разоблачении темных уродливых сторон российской действительности. Предоставим слово историку.

2. Выступления учащихся

Ученик-историк:

Наивысшие достижения русской живописи 1870-х годов связаны с деятельностью художников, входивших в состав Товарищества Передвижных художественных выставок. Возникновение Товарищества Передвижников было для русского искусства фактом большой исторической важности, положившим начало новой эпохи активной демократизации искусства, обретения им живой связи с обществом, эпохи освобождения искусства от контроля со стороны самодержавно-бюрократического государства, осуществляющегося через Имперскую Академию Художеств. Главную цель своей деятельности Товарищество видело, как это было записано в его уставе в “развитии любви к искусству в обществе”. Передвижники чрезвычайно расширили аудиторию русского искусства, включив в неё многочисленную русскую провинцию, и тем заслужили всенародное признание и горячее сочувствие общества к своей деятельности.

Ученик-искусствовед:

Одним из активных членов Товарищества Передвижников был выдающийся русский художник В.И. Суриков. Кто хотя бы один раз видел картины, написанные Василием Ивановичем Суриковым, запомнит это имя навсегда. Это великий русский художник, исторический живописец и портретист.

К какой бы картине Сурикова мы ни прикоснулись, будь это исторические полотна, автопортреты и портреты детские - все они трогают нашу душу.

Ученик-историк:

Начиная разговор о знаменитой картине Сурикова “Боярыня Морозова”, обратимся к русской истории. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения в церковных обрядах. Если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Раскольников жестоко преследовали: отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем. Среди раскольников были люди всех слоев общества, некоторые из них пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Такой была боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы. Перед вами шедевр русской исторической живописи.

Ученик-искусствовед:

Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. В русской истории можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи. Судьба Морозовой давала возможность прославить самопожертвование ради убеждений. Художник окружил Морозову различными людьми, чтобы выразить, как народ относиться к ее подвигу. В центре и в левой части показаны насмехающиеся, издевающиеся над боярыней, хохочущие купчины. Сочувствующие даны в правой части картины. Странница с посохом - человек, характерный для Руси. Юродивый также типичный персонаж старой Руси. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.

Интересно решение картины в цвете. Художник создавал образ толпы с помощью групп, а не отдельных лиц. В правой части холста люди характеризуются сочетанием темных цветов. Затем следует группа в светлых, ярких одеждах. Стрелец и княгиня Урусова (сестра Морозовой) организуются в особую группу. За ними несколько человек даны в темной цветовой гамме. Следом - девушка в светлом платке, повязанном поверх шапки, и розовое смеющееся лицо подростка. Далее головы, написанные в общем голубоватом тоне. Таким образом, вся толпа разделена на части объединенные цветовым решением.

Ученик-историк:

Старообрядчество стало всесословным явлением. Верность старым русским традициям, твердость убеждений, неприятие церковных новшеств — главное для раскольников. Они отгородились от мира. Причиной тому была враждебность к ним светских и духовных властей. Еще одним примером самопожертвования во имя идеи является протопоп Аввакум. Решением церковного собора 1666 г. протопоп Аввакум был осужден, лишен сана и предан анафеме (проклятию). Затем Аввакум был отправлен в ссылку в северный Пустозерск. Пятнадцатилетнее пребывание в земляной тюрьме не изменили его веры и в 1682 г. за великие на царский дом хулы Аввакум был сожжен на костре вместе со своими сподвижниками. “Аввакума называют первым ссыльным всероссийской каторги, потому, что он вынес все мучения и не предал своей веры”. Его подвиг не раз повторили русские люди в тяжелые для России годы.

Ученик-чтец: зачитывает отрывки из “Жития”; другим обучающимся розданы заранее приготовленные тексты этих отрывков. На основании прочитанного материала обучающиеся делают выводы о характере Аввакума, приводят примеры непреклонности воли, верности героя своим убеждениям, необычайной его жизнестойкости, позволяющей ему переносить физические и нравственные мучения, издевательства, пытки, голод, побои, тюремное заключение, и вместе с тем о его человеколюбии и доброй душе.

Ученик-литературовед:

Из прочитанного материала мы можем сделать вывод, что автор (протопоп Аввакум) — талантливый художник, воссоздающий с помощью портретных зарисовок, диалогов, описаний и прямых оценок характеры людей, раскрывающий свой внутренний мир. Его повествование отличается силой, краткостью, выразительностью. Отрывок о берегах Енисея, о горах, в которых обретаются разные звери и птицы, исполнен трагического лиризма. В посланиях к царю Алексею Михайловичу, к своим единомышленникам Аввакум выступает как трибун, как философ. Верующий в торжество истины и бессмертие праведников. В письме к боярыне Морозовой сказывается необузданный нрав Аввакума, не желающего даже в мелочах идти на уступки. И в тоже время - его мягкость и гуманность. Аввакум владеет и высокой ораторской речью проповедника, и просторечием человека из народа. Его слова, сказанные перед страшной смертью: “Из каждой золинки их, из пепла, аки из золы феникса, изростут миллионы верующих” - оказались пророческими.

Ученик-историк:

Кроме старообрядцев, раскол Церкви послужил убежищем для тех, кто был недоволен политикой царя и крепостническими порядками в стране. Государство и Церковь преследовали староверов, поэтому раскольники уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения - скиты. Фанатично преданные своей вере, они нередко устраивали коллективные самосожжения в скитах. Отвергли церковные нововведения и монахи Соловецкого монастыря. Восемь лет продолжалась осада монастыря. Восставшие не поступились своими убеждениями. Более того, они отказались молиться за государя. Преследование старообрядцев стало делом государственным и продолжалось еще три столетия. Только в 1971 г. Русская Православная Церковь отменила решения церковных соборов, предавших старообрядцев проклятию.

3. Подведение итогов занятия

Слово учителя:

Дорогие друзья, мы едва прикоснулись к миру Высокого искусства и поняли его познавательную силу. Мне бы хотелось продолжить начатое дело, но в несколько ином варианте. Я предлагаю к следующему уроку подготовиться ученикам-биографам, ученикам-искусствоведам и ученикам-литературоведам. Тема выбирается вами произвольно, но в соответствии с программой изучения Отечественной истории. О сделанном вами выборе прошу оповестить меня заблаговременно. А сейчас прошу дать оценку работе обучающихся, выступивших сегодня и поблагодарить их за проделанную работу.