Игра по станциям "Экологический светофор"

Разделы: Внеклассная работа


1. Станция: “Экологический светофор”

Для проведения мероприятия используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут на разные столы. Учащиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Зеленые карточки - помогаете природе.

2. Красные карточки - ясно, что вредите ей. 3. Желтые карточки - вас предупреждает.

2. Станция художественная: “Мои соседи по планете”

Командам предлагают выполнить на листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить своих соседей по планете (ведущий не уточняет, кого именно). Время выполнения – 5-6 минут. Затем Организаторы оценивают рисунки по 5-балльной системе.

3. Станция музыкальная: “С песней по жизни”

Заранее команды получают задание подготовить песню связанную с экологией. Можно предложить для исполнения (учащимся младших классов) следующие песни: “В траве сидел кузнечик”, “Жили у бабуси два веселых гуся”, “У дороги чибис”, “Не дразните собак”, “Аист на крыше”, “Люси”, “Скворушка”.

4. Станция “Легенды о цветах”

ВЕДУЩИЙ: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Цветы способны "задеть" самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка... Знаете ли вы названия цветов?

Итак, задание командам.

ПЕРВОЙ КОМАНДЕ:

1. Латинское название этого цветка "галактус" происходит от греческих слов "гала" - молоко и "актус" - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник.)

2. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан.)

3. У каких народов есть национальные праздники, посвященные цветам?

(Болгария - розабир, Германия - фиалка, Югославия - мимоза, Япония - хризантема, Англия - незабудка. Россия - почитание всего растительного мира в Троицу, в ночь на Ивана Купалу - папоротник.)

ВТОРОЙ КОМАНДЕ:

1. По народному преданию этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название его - "Сцилла", что в переводе означает - морской лук, наверное, потому что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком веселого настроения. В наших краях появляется одним из первых. Стебелек его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. (Пролеска.)

2. Ее родина - Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная... (Сирень.)

3. Где родилось искусство составления букетов? Какие страны славятся умением составлять букеты? (Япония, Франция.)

4. Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии? (Хризантема.)

ТРЕТЬЕЙ КОМАНДЕ:

1. Рассказывает легенда, что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога Солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите. И Великий Громовержец укрыл ее в тенистой роще, превратив в цветок. Римские поэты воспевали красоту этого цветка. В Сицилии его изображали на монетах. У древних галлов он считался символом скромности и невинности, ими усыпали ложе новобрачных. Им восхищался Шекспир и Шелли. Гете мечтал, чтобы его родной Веймар утопал в благоухании этого цветка и, выходя на прогулку, рассыпал его семена, где только возможно. (Фиалка.)

2. По одной из легенд Геркулес смертельно ранил владыку загробного мира Плутона, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и назвали именем врача. Цветок этот считается царем цветов и символом долголетия. (Пион.)

3. Что означает понятие "икебана"? (Живые цветы или цветы, которые "живут".)

4. Какой цветок считают последней улыбкой осени? (Астру.)

ЧЕТВЕРТОЙ КОМАНДЕ:

1. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыш.)

2. Она присутствует в гербе города Родоса. Древний Иран, страну персов, назвали в честь ее Полистаком. По словам Анакреона, родилась она из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Кто она - царица цветов? (Роза.)

3. Что такое бутоньерка? (Миниатюрный букет цветов, которым украшают прическу, одежду, ставят на праздничный стол рядом с каждым прибором.)

4. Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться? (Нарцисс.)

Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

Командам предлагаются задачи. Те команды , которые правильно решат их, получат от 1 до 3 баллов (учитывается полнота ответа).

Приложение №1

Вопросы на желтых карточках:

1. Почему собак нельзя выгуливать на детских площадках? (Дети могут заразиться глистами. Животные могут укусить.)

2. В лес зелёный я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой
- Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

3. Завтра утром в лес пойдем
И опята, и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

4. Я кузнечика ловил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

5. Огонь траву с цветами вместе выжег
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

6. Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?

(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)

7. Зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят
Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

8. Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам? (Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)

9. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной? (Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

Вопросы на красных карточках:

1. Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет ...
Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

2. Вот как плачет травушка-муравушка.
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зеленую,
Да все детушки, да все малые,
Во зеленом саду гуляючи,
Бегая, играючи ...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?

3. Мы пыхтим и морщимся:
- Что мы вам - уборщицы?
Газон никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

4. Убита белка! На снегу Она распластана лежала, Как будто все еще бежала ... Да вдруг застыла на бегу.
Почему нельзя убивать животных?

5. Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

6. Какой вред приносит дым из фабричных труб? (Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)

7. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается.)

8. Едем на автомобиле
И гордимся, как красиво
Позади клубится дым.
Чих-чих-чих!
Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

9. Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

Вопросы на зеленых карточках:

1. Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.

Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

2. Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы,
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

3. Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

4. В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)

5. О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы!
- Живы мы!

Как можно помогать выжить зимой птицам?

(Кормушки развешиваются по деревьям, корм. им регулярно подсыпается

6. Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось  деревьев?

(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)

7. Почему в парке, в деревне желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

8. Воду носят все из лужи,
Выливают в реку вновь.
Что за шутки?
Что им нужно?
Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

9. Поливаем клумбы дружно.
Траву выполем на спор.
А зачем все это нужно?
Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

Использованная литература

1. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. Издательство “Учитель”. 2001.

2. М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по экологии в 5 классах. Волгоград. Издательство “Учитель”. 2008.

Интернет ресурсы

ЦОР. Электронное учебное пособие. Экология 5-6 классы. Под редакцией А.К.Ахлебинина, В.И.Сивоглазов. Лицензионная копия от “1 С” и “Дрофы” 20

Интерактивные задачи по экологии.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/

Презентация "Сохраним природу "www.openclass.ru/dig-resource/74318