Волновой эффект в океане Бытия

Разделы: Школьная психологическая служба


“Волновой эффект”1 в океане Бытия2.

“Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться”3, - писал Э. Эриксон, теоретик в сфере психологии развития. Но даже существование супругов, “отпрысков”, друзей, не может оградить от столкновения с одиночеством, не говоря уж о горькой утрате. Волна одиночества в огромном жизненном океане Бытия, может внезапно обрушиться и накрыть с головой, затягивая на самое дно.


1 Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / Ирвин Ялом; [пер. с англ. А. Петренко], - М.: Эксмо, 2010.

2 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

3 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

Известный экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом, выделяет три типа одиночества/изоляции (от франц. isolation — отделение, разобщение):

1) межличностная - изоляция от других индивидуумов;

2) внутриличностная, когда происходит буквально удушение собственных чувств, и человек, доверяя лишь социальным нормам и общественному мнению, теряет свое Я;

3) экзистенциальная – изоляция от жизни. Одиночество, которое остро ощущается при потере родных и близких людей, рождает чувство беспомощности от осознания конечности Бытия.

Человек настолько одинок, насколько свободен. Свобода дает возможность выбора: просто смотреть, убегать, бороться или найти подходящий способ для со-существования с данностями, и стать серфером своей жизни. Бесстрашно и свободно, используя природную мощь, дать себе возможность почувствовать собственную силу. Абсолютов нет, люди создали их, чтобы не утонуть в бурлящем потоке жизни. Любой выбор подразумевает ответственность самого человека, ведь только он сам может знать, что на самом деле ему нужно, что поможет развитию, а что, наоборот, поспособствует увяданию.

Третья данность, после одиночества и свободы, сопровождающая человека с рождения – это смерть. “Смерть есть также конец моих возможностей дать еще что-то людям, позаботиться о них”, - писал выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, продолжая: “Таким образом, наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, в обязательство, срок выполнения которого может истечь в любой момент”. Мысли о смерти заставляют задуматься об ответственности за собственную жизнь, об “основной этической задаче, как реализации всех возможностей”4, в которой кроется смысл.


4 Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2012.

Смысл жизни - последняя данность человеческого существования. Смысл создает волнение в нашем море жизни, он становится девятым валом в океане Бытия. Человек – “монада”5, он сам есть смысл жизни, несет смысл и создает его, передавая через выражение себя в деятельности. Смысл рождается, одновременно порождая феномен “волнового эффекта”, который в свою очередь заключает в себе смысл жизни. Желание найти форму смысла приводит человека в отчаяние, когда он осознает, что самого смысла нет, но стоит бороться, чтобы отыскать русло, по которому будет перемещаться вся энергия жизни одного человека и человечества в целом, это поможет жить полной жизнью в заданных условиях, а значит самореализовываться.


5 Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989.

С осознанием потребности в заботе о Другом наступает зрелость, но и в этот период жизни человеку необходимы внимание и бережное отношение. Что можно сделать для того, чтобы зрелость стала украшением нашей жизни, а не уродливым недостатком, от которого хочется избавиться? Что сможет помочь подойти к черте жизни, бесстрашно взглянув в глаза смерти? Какие отношения помогут позаботиться о старости?

Тема развития и воспитания детей в совместной деятельности с людьми старшего поколения рассматривается как в работах известных отечественных психологов, так и в изысканиях рядовых педагогов общеобразовательных учреждений нашей страны. Множество проектов нацелено на развитие у детей таких чувств как доброжелательность, милосердие, уважение к пожилым людям, сопереживание. Но если переместить фокус внимания непосредственно на вторую сторону данных отношений, а именно людей преклонного возраста, что можно сделать для них, используя благотворное влияние от общения с детьми? Ведь не у каждого есть собственные “отпрыски” или возможность видеться с ними так часто, как хотелось бы, кто-то уже потерял супругу или супруга, и в этот момент возникает чрезмерная сосредоточенность на себе и своем здоровье, неизбежно приводящая к ощущению незащищенности, чувству одиночества и страху перед смертью.

С целью помощи одиноким старикам можно создать такие центры развития для детей, где пожилые люди могли бы делиться своим опытом с детьми, и на правах ведущих сами выбирали бы направления и тематику кружков. Такая деятельность также станет возможностью получения дополнительного приработка к пенсии. Со временем возможна организация “выездных кружков” в дома престарелых.

Пожилые люди смогут передавать свой жизненный опыт во всех смыслах: в рассказах, например, через истории своего детства, да и всей жизни; в обучении ремеслу; в особенностях своей профессиональной деятельности. Таким образом, человек останется в жизни других, он продолжит жить в людях иногда неуловимо, но через колебания от его жизни возникнет волна, которая может достигнуть самых далеких горизонтов. В этом и заключается феномен “волнового эффекта”. Человек преклонного возраста – это кладезь жизненных знаний, ему есть, что сказать, передать, чем поделиться. Особенно остро у человека возникает “потребность в близости с другими людьми перед лицом смерти”6.


6 Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / Ирвин Ялом; [пер. с англ. А.Петренко], - М.: Эксмо, 2010.

Дополнительным развитием, как в межличностных отношениях, так и внутриличностным, для каждого участника проекта может стать создание группы встреч, где и дети младшего школьного возраста и взрослые (не родители участников) в обстановке понимания, безопасности и принятия смогут делиться своими проблемами и переживаниями. В данной группе необходимо присутствие опытного психолога, практикующего ведение группы встреч (от англ. encounter group) как особого вида групповой психологической работы, “фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и не на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, сколько на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях”7. В виду физических особенностей участников группы, длительность встреч, продолжительность которых в обычном формате составляет 1,5-2 часа, может быть сокращена до 45-60 минут.


7 Орлов А.Б. http://www.ipp-hse.ru/dictionary?rash=g1

Данный проект рассчитан на пожилых людей в возрасте от 60-65 лет и детей дошкольного (4-6 лет) и младшего школьного (6-12 лет) возраста.

Если данный проект будет официально признан и легализован, то такая деятельность поможет пожилым людям не только ощутить свою нужность и избежать дефицита общения, но и получить дополнительный доход к пенсии.

Список литературы

  1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000.
  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Орлов А.Б. Глоссарий http://www.ipp-hse.ru/dictionary?rash=g1
  4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2012.
  5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
  6. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
  7. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / Ирвин Ялом; [пер. с англ. А. Петренко], - М.: Эксмо, 2010.
  8. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.