Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


1. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли.

2. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников.

3. Систематизация в работе по развитию орфографической зоркости.

4. Главное в формировании орфографической зоркости - обозначение орфограмм, применение занимательности.

5. Компоненты, составляющие структуру орфографической зоркости.

В результате работы с учащимися начальных классов сложилась определённая система формирования орфографической зоркости детей. В результате анализа, отбора, поиска и наблюдений появился "багаж" интересных наработок по данной теме, о чём хочу рассказать.

Проблема орфографической зоркости всегда волнует и вызывает интерес учителей начальных классов, учителей-словесников. Прочитана ни одна статья, изучено ни одно методическое пособие, а результаты не всегда утешительны.

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. В орфограмме всегда есть не менее двух предлагаемых написаний, один из этих вариантов должен выбрать ученик. Как научить ребёнка сделать правильный выбор, т.е. научить грамотно писать. Прежде всего надо определиться, что такое орфограмма и почему она стала орфограммой? Разные авторы толкуют понятие орфограмма по разному. Например, орфограмма - это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил (словарь- справочник, автор Розенталь). Из учебника "Русского языка" Бабайцевой: орфограмма - это написание, соответствующее определённому правилу. В учебнике Т.Г.Рамзаевой определения нет. В учебнике Поляковой (система Занкова) говорится, что орфограммы - это буквы, которые пишутся в словах по правилам и по мере изучения того или иного правила указывается какие именно. Используя это определение, считаю его доступным для понимания детьми.

Одним из главных направлений формирования орфографической зоркости является применение орфографического правила, т.е. решение орфографической задачи. Это возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы. именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо "воспринять" слово и осознать в нём опасное место. Значит, слово и орфограмма в нём, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями.

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ.

Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Поэтому, необходимо у детей развивать фонематический слух, т.к. это является решающим условием при постановке орфографической задачи.

Как показывают исследования А.Р. Лурия, Л.К. Назаровой и др., на начальных ступенях обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализом большое значение имеют речевые кинестезии (проговаривание); они позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

В современной школе распространяется методика П.С.Тоцкого учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его методики орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребёнок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.

Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии.

Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.

Зрительное, слуховое, кинестезическое и руководительное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. К.Д. Ушинский считал, что чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.

При обучении орфографии в начальных классах необходимо строить работу над такими группами опознавательных признаков:

  1. Фонетические признаки, включающие в себя фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению, например: для гласных - положение в безударном слоге, для парных согласных -(положение в абсолютном конце слова или перед парными согласными);
  2. Звуки, звукосочетания, буквы, содержащие возможность выбора верного написания из графически возможных, например: гласные а, о ,е, и, я; парные звонкие и глухие согласные б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с;
  3. Морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место "опасных" звуков или букв в приставке, корне, суффиксе или окончании;
  4. Морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определённой части речи, например: безударное падежное окончание имени существительного;
  5. Семантические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными;
  6. При переносе слов с одной строки на другую учитывается слоговой и морфемный состав.

Всем известно, что фонетика - один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Поэтому, чтобы предупредить фонетическую ошибку, работу над развитием орфографической зоркости надо начинать с самых первых шагов обучения грамоте. Смешание понятий "буква" и "звук" является наиболее частой ошибкой. Прежде всего надо научить ребёнка слышать звуки, определять их количество в слоге, потом в слове, различать гласные и согласные; твёрдые, мягкие; ударные, безударные. Это предостережёт ребёнка от множества ошибок (пропуск букв, их замена; правильное обозначение мягкости согласных и т.д.)

Эффективным упражнением считаю работу по "ленте букв". Каждый урок начинается с этого упражнения в первом классе и "лента букв" "переходит " с нами во второй класс; работа по "ленте" продолжается, когда изучаем тему "Звуки и буквы", когда проводится звуко-буквенный анализ слова; при работе над ошибками, если допущены фонетические ошибки. Если есть необходимость, продолжаем работу и в третьем классе.

1. Показываю указкой буквы и задаю вопросы:

- Какие буквы назвали?(Буквы гласных звуков.)

-Как читаются буквы гласных?(Как буквы называются, так и читаются.)

-Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)

-Какие буквы имеют два варианта чтения? (я, е, ё, ю).

-Когда они читаются по-разному? (Например, в словах "яблоня", "земля".)

Изучению этих букв и их звуков уделяю особое внимание. Читается и разбирается много слов с этими буквами. Подробно изучается роль этих букв в словах.

2. Далее идёт работа с буквами согласных звуков:

-Назовите буквы. (Показываю указкой.)

-Какие буквы назвали? (Буквы согласных звуков.)

-Почему они называются согласными?

-Как они читаются? (Твёрдо и мягко.)

-Прочитайте твёрдо, мягко.

-Какие буквы согласных звуков читаются одинаково? Как? (ч,щ,ш,ж,ц,й)

-Прочитать парные, непарные.

3. Провожу специальные упражнения.

1)-Какая буква лишняя? Почему?

а, о, у, ы, е; б, в, г, ж

2) -Найди в парах одинаковые буквы.

-Какой звук обозначают?

Дыня - Дина, нос - нёс, лук - люк и т.д.

-В этих же словах найди разные буквы, которые обозначают один и тот же звук.

3) -Прочитай слова, запиши с буквой "а" или "я". м_ма, шл_па, л_па

-Подчеркни буквы согласных, которые читаются мягко.

-Почему? Или, подчеркни буквы гласных, обозначающих мягкость согласного.

4) -Прочитай, объясни какую работу выполняют буквы "я", "ь" в словах яблоня, якорь, ягоды, вишня, осенняя.

-Спиши. Подчеркни слова, в которых число букв не совпадает с числом звуков. Почему?

5) Игры "Магазин", "Рынок". Купи овощи в названии которых есть звук "р" (мягкий).

6) Игры "Что изменилось?", "День-ночь", "Хлопки" и др. упр.

7) Звуковые схемы.

В приложении есть разработка открытого урока по теме "Обозначение мягкости согласного буквами я, е, ё, ю, ь".

Следующий этап работы - постановка ударения. Неумение выделить ударный слог объясняется тем, что учитель не вооружил его специальными приёмами, не провёл достаточного количества упражнений или они были неинтересными. Я провожу такое игровое упражнение "Посади корешок"(Круговое движение руки, имитирующее выбор лунки в земле, столько раз, сколько слогов в слове, до ударного. На ударном руку резко опускаем вниз - "садим".) В результате никогда не бывает ошибки в нахождении ударного звука.

Стихи - рифмовки привлекают внимание детей. Например, такие:

- Если буква гласная вызвала сомнение

Ты её немедленно поставь под ударение!

-Ударный слог! Ударный слог! Он назван так недаром. Эй, невидимка - молоток, Отбей его ударом!

Большое внимание уделяю проблеме деления слов на слоги для переноса. Навык слогоделения важен для ребёнка, он является базовым на первоначальном этапе обучения грамоте и письму. В учебниках правила переноса раскрыты достаточно полно и все авторы придерживаются одного и того же мнения о правилах переноса.

-По слогам.

-Нельзя оставлять и переносить одну букву.

-Правило переноса слов с "й".

-Правило переноса с "ь".

-Слова с двойными согласными.

-Слова из одного слога не переносятся.

Правил много, запомнить все правила не для всех учащихся (второклассников - изучение начинается во втором классе) возможно. Я начинаю вести эту работу с первого класса и продолжаю в следующих классах. Провожу тренировочные упражнения в виде тестов. Например:

1)-Подчеркни правильный вариант деления слова на слоги:

1. крок-о-дил

2.крокодил

3.кро-коди-л

При проверке все варианты обосновываются.

2)- Найди верный вариант деления слова на слоги, обведи кружком:

1. за-йка 1.стуль-чик

2. зай-ка 2. стул-ьчик

3. зайк-а 3. стуль-чик

- Объясни. Затем правила повторяются.

Необходимым условием успешного применения правил письма является умение видеть и узнавать орфограммы. Отсутствие этого "видения" даже при знании правила приводит к ошибкам. Навык грамотного письма является результатом многократных действий. Поэтому орфографическую зарядку провожу на каждом уроке, чаще всего совмещаю с чистописанием. На первом этапе работы даю упражнения, которые убеждают детей, что произношение не совпадает с написанием. Рассуждаем так: говорю "сава", пишу сова. Почему? Может напишем с буквой "а"? Нет, потому что совы, а не савы. Путём многократных повторений, упражнений, приходим к выводу, что буквы, т.е. орфограммы надо проверять и верный наш помощник - ударение. В письменных работах сначала даю дробную запись проверяемой буквы ро/аса; флак/г, убедилась, если ребёнок не знает орфограмму, то напишет любую, не задумываясь, а при такой записи кто-нибудь да задумается: так "а" или "о"? А если ещё спросит себя или учителя "Почему?", то это уже успех. Работаем с безударными гласными по алгоритму. (Сначала он имеет развёрнутый вид, потом работаем по схеме, свёртываем действия. Понятие "морфема".)

Первая запись алгоритма остаётся в классе для слабых. В классе есть ученики, которые умеют найти орфограмму, но не могут решить орфографическую задачу, и даю задание: Пиши с пропуском, например: св_ сток свист свисток. Упражнение: реши орфографическую задачу- провожу 1) по необходимости; 2) по ходу урока.

При изучении парных согласных слова читаются орфоэпически и орфографически. При списывании обязательно подчёркиваем. В результате наблюдений делаем вывод: надо проверять. Для проверки выполняем упражнение "Один- много": ложка- ложечки, сапог- сапоги.

После изучения склонения имён существительных предлагаю найти проверочное слово, изменяя слово по падежам.

Провожу диктант с обоснованием, что способствует предупреждению ошибок. Например: снега - снег, стрижи - стриж.

При изучении темы "Непроизносимые согласные" выполняются упражнения с их подчёркиванием. Если ученик пропустил согласную, ему и подчёркивать будет нечего. При изучении правописания таких слов как вкусный, интересный, полезно проводить диктанты с обоснованием: вкус - вкусный. Допиши свои слова.

Провожу выборочные диктанты, выборочное списывание.

Например, на доске записаны слова на все изученные орфограммы в корне слова. Задание: выпиши слова только с безударными гласными или только с парными согласными. Допиши два примера с этой орфограммой.

В начальной школе изучается достаточно много орфограмм, но если ребёнок усвоит, что главным оружием против ошибок является ударение, то многих пробелов в познаниях русского языка, можно избежать и надо помочь ему в этом. Объясняю, что ударением можно проверять не только букву в корне слова, но можно проверить и безударную гласную в некоторых приставках ( "три золотых правила написания корня"). Например, прорубил- прорубь, помог- помощь; безударную гласную в окончаниях имён существительных, имён прилагательных, кроме существительных в И. и В. падежах мужского рода, тоже поможет выбрать ударение. Составление схем, чтение схем способствует развитию речи, мышления.

Правильно выбрать безударные окончания глаголов поможет опять ударение, так как у глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые ( схема).

Особое внимание уделяю обучению письму с непроверяемыми написаниями. Связываю с чистописанием. Слова изучаются по темам.

В приложении есть разработка открытого урока по теме "Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, ь" с опорой на языковой материал по теме "Одежда". При работе с непроверяемыми написаниями такие упражнения как спиши, подчеркни, запомни, ничего не дают. Ребёнок правильно его напишет через запятую десять раз, а в одиннадцатый раз напишет с ошибкой, встретив слово в предложении или тексте. Надо, чтобы слово "заработало", т.е.раскрылось его лексическое значение; "показало" морфемный состав, раскрылись грамматические особенности, семантические признаки ( у глаголов).

Привожу фрагмент урока.

1) Чистописание.

-Сегодня мы будем писать буквы Мм.

Рр-мМм мм м РррРМ//Р

2)-Отгадайте загадку: Этот город знают все

И о нём идёт молва,

Он - столица всей Руси

Имя городу... Москва.

3) Читаю стихотворение о Москве. "Град, что строил Долгорукий...

-О чём говорится в стихотворении? (0 далёком прошлом и современной Москве.)

-Что ещё можете сказать? (Столица.)

-Кто назовёт слова, которые будем писать? (Москва, Родина.

4) -Пишем пословицу, обозначаем орфограммы.

Москва - всем городам мать.

5) Подобрать однокоренные слова к слову Москва -москвич, москвичка, московский - Им. п., муж. р.

6) Составить словосочетание П + С.

московский музей - м.р.

московская жизнь - ж.р.

московское время - ср.

-Обозначить орфограммы.

7)- Просклонять словосочетание

московский музей.

-Выделить окончание имени прилагательного.

8) Пословица: Нет в мире краше Родины нашей.

Работу со словарными словами провожу с опорой на этимологический анализ.

-Как называется наша страна? (Россия.)

-Древнее название? (Русь.)

-Как вы думаете, как появилось это слово?

-Русь - русло - русалка(3начение слов.)

-Наши далёкие предки - люди, жившие по берегам рек.

Роса - росяница (Значение.)

Русь - сторона, где много рек и озёр, русский - человек, живущий у воды.

Дети знают, что слова: русло, русалка, русак не являются однокоренными в современном языке. Записывают слова: Русь Россия россияне русские.

-Составляют предложения.

Другая группа слов, правописание которой подчиняется одному историческому корню коло - круг - около - колесо-околица - колесница- коляска- околыш

Пословица: Ходить вокруг да около.

Комментированное письмо с указанием орфограмм в наибольшей степени развивает орфографическую зоркость. Достигается высокий уровень самоконтроля, это один из приёмов работы по предупреждению ошибок: развивает мышление, память, речь учащихся; осуществляется систематическое повторе- ние. Частичное комментирование при письме трудных орфограмм. Например, имена существительные в форме родительного падежа множ. числа. Комментированное письмо невозможно без тщательной систематической подготовки.

Различные виды диктантов развивают орфографическую зоркость - выборочные по орфограммам, "Проверяю себя", диктанты с творческой работой и др.

Большое внимание уделяю работе над ошибками. Начинаем с типичных ошибок. Вспоминаем три "золотых" правила орфографии, др. написания, алгоритмы. На доске записаны два-три предложения, в которых были допущены ошибки. Дети работают в парах (в том случае, если отработан или частично отработан алгоритм работы над ошибками). Решают орфографические задачи вместе. Двое сильных учеников работают на обратной стороне доски с этими же орфограммами. Ученики быстро могут проверить выполненную работу. Такой способ проверки провожу и на уроках математики. Потом идёт работа над индивидуальными ошибками. В тетради у детей есть памятка по работе над ошибками:

  1. Выпишу слово.
  2. Определю вид орфограммы.
  3. Выделю морфему.
  4. Подберу проверочное слово.
  5. Приведу пример.

Использую в работе графическую наглядность - алгоритмы, схемы - опоры, памятки, таблицы. Они выступают в роли справочника, опоры действий, как средства запоминания, способа обобщения. Работаем с перфокартами при закреплении правописания безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Провожу тесты, мини-тесты. Например: записаны числа 123456789 10. Я читаю имена существительные в разных падежах. Дети должны определить падеж и обозначить буквой И., В., Д. и т.д. соответственно порядку чтения. После выполнения пишу или показываю табличку с правильными ответами. Идёт быстрая проверка и самооценивание. Провожу такой тест "Отметь" - окончания имён прилагательных ж.р.; существительные, которых не склоняются, имеют форму только множественного числа и много других. Работаю с кроссвордами, ребусами.

Способов обозначения орфограмм много. Умение обозначать орфограмму любым способом для ученика процесс длительный и сложный. В первом и во втором классах предлагаю выполнить игровое упражнение "Зажги огоньки", "Поймай птичку", подчёркивание, морфемно - графический способ, способ дроби, пробельное обозначение и др. Это способствует не только развитию орфографической зоркости учащихся, но и развитию мышления.

При изучении новой темы урока не даю готовых знаний, выводов, не сообщаю задач урока и не называю тему. Подвожу к тому, что дети сами называют тему урока, задачи: - чему должны научиться? - что должны знать?, делают выводы, по выводу составляется схема или таблица, в конце урока - итоговое обобщение.

Изучая работы учёных - психологов А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др., кандидат педагогических наук Л.А. Фролова, отметила и выделила такие компоненты, которые составляют структуру орфографической зоркости: мотивационный, операционный, контролирующий.

Мотивационный компонент предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.

Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания её признаков и их определением в речевой ситуации. Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах - целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

Также, на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние некоторые психические процессы:

  • активное зрительное и слуховое восприятие;
  • логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
  • зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
  • непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, как уже было показано, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Работая над формированием орфографической зоркости, добилась положительных результатов по повышению качества знаний учащихся. Думаю и дальше работать по этой теме, больше практиковать разноуровневое обучение.

Литература:

  1. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников // Начальная школа. - 2001. - №5. - С.18-19.
  2. Фролова Л.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников.- Магнитогорск, 1995.