Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка: физкультминутки

Разделы: Русский язык


На уроках русского языка ученики много пишут. Поэтому обязательным и важным элементом урока являются физкультурные минутки. Когда проводить её, определяет учитель при появлении первых признаков утомления: дети начинают отвлекаться, происходит потеря внимания, интереса, ослабевает память, нарушается почерк. Это происходит примерно через 15-20-25 минут после начала урока. Длительность физкультурных минуток обычно составляет от 1 до 3 минут.

Упражнения для физкультминуток подбираю для конкретного класса, учитывая индивидуальные особенности учеников.

На уроках русского языка активно применяю следующие виды физкультминуток: упражнения для снятия общего и локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика и др.

Предлагаю подборку физкультминуток.

Упражнения для снятия общего и локального утомления.

Буратино
Буратино потянулся,?
Раз - нагнулся,?
Два - нагнулся,?
Три - нагнулся.?
Руки в стороны развел -
Ключик, видно, не нашел.?
Чтобы ключик нам достать,?
Нужно на носочки встать.

Лягушки
На болоте две подружки,?
Две зеленые лягушки,?
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись?
И обратно возвращались.?
Вот здоровья в чем секрет.?
Всем друзьям физкультпривет!

Котенок
  • котенок крадется (движение на цыпочках);
  • котенок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
  • котенок танцует (различные танцевальные движения).
Упражнения для кистей рук. Аплодисменты.?Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Упражнение выполняется 15-20 секунд.

"Аплодисменты" могут быть предназначены конкретному ученику, отличившемуся в работе. Это поможет создать доброжелательную атмосферу на уроке.

Бабочка (сказка).? Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом - другое (безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)

Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)

Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)

Полотенцем вытираться. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)

Каждый пальчик вытираем, не один не забываем. (Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)

Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями)

Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)

И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).

Гимнастика для глаз. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.

Круговые движения глаз-от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.

Изменение фокусного расстояния:

Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.

Заканчиваем гимнастику массажем век:

Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потрите ладони и легко, без усилий, прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представьте себе погружение в полную темноту.

Бег глазами.?Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают "пробегать" глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.
Филин.?Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3-4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 секунд.
Упражнения, корректирующие осанку Выпрямиться. Раз - посмотреть налево; два - посмотреть направо. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка - высший класс!

Кузнечики. Спина прямая, руки на поясе.

Поднимают плечики,
Прыгают кузнечики!?
(Прыгают на носках легко.)
Выше, выше, высоко,
Ниже, ниже, низко.?(Приседают.)
Сели, посидели,?
Травушку покушали,?
Тишину послушали...

Дыхательная гимнастика Нужно сесть прямо.

Закрыть глаза.

Представить, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Скороговорки музыкальные (речитатив). Скороговорки - благодатный материал на уроках словесности. Они уместны на орфографической пятиминутке для актуализации каких-либо орфограмм, на физкультминутке - как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Чудо-нос. После слов "задержу дыхание" учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо -
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре -
Снова дышим:
Глубже, шире.

Гимнастика для улучшения слуха.
  1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.?
  2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек - отпустили, нажали, отпустили.?
  3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.?
  4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.?
  5. Начинаем дёргать себя за ушки - сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.?
  6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
  7. Потяните ушки в сторону - снова 20 раз.
  8. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Ученики с большим восторгом выполняют веселые физкультминутки, одновременно повторяя правила:

"Гласные И, А, У после шипящих"

"ЖИ" и "ШИ" мы повторили,
ШИре руки развели,
На ладоШИ посмотрели
И захлопали в тиШИ.

"Деепричастие"

По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"

Литература:

  1. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004 г.
  2. Напреев С.Г. От физкультминуток до гимнастики.//Спорт в школе. ? 2007 г. ? №14. ? с.9 ? 13.

27.07.2014