Урок русского языка по теме "Буквы З–С на конце приставок". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: познакомить с орфограммой и условиями выбора букв з-с на конце приставок.

Задачи:

образовательные:

  • сформировать представление о зависимости написания орфограммы от следующего за приставкой согласного или гласного;
  • учить находить орфограмму, пользоваться составленным алгоритмом проверки.

развивающие:

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • обогащать речь детей.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к материалу изучаемой темы

Универсальные учебные действия:

  • развивать умение анализировать проблемную ситуацию, определять пути решения;
  • извлекать информацию из прослушанного текста, выделять главное, обобщать;
  • устанавливать причинно-следственные связи, планировать свои действия, контролировать способ действия и результат;
  • развивать умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении сложных вопросов;
  • повышать самооценку.

Навигация.

Переход к следующему заданию на слайде и проверка заданий по управляющей кнопке.

Переход на следующий слайд по управляющей кнопке.

Завершить показ.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, презентация, учебник "Русский язык. 5 класс. Учебный комплекс по русскому языку"/ В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина и др./ М.: Дрофа, 2011.

Ход урока

I. Повторение изученного материала. Работа с презентацией.

Слайд 1. Давайте вспомним. (Приложение 1)

Учитель.

Задание 1. Назовите в словах звонкие и глухие согласные звуки.

Морозы, бочка, избушка, вода.

Дети читают первое задание, работают по таблице, уточняют, какие согласные звонкие, какие - глухие. Затем называют в словах звонкие и глухие согласные, обращают внимание на пары звонких и глухих согласных.

Задание 2. Запишите слова и выделите приставки. Что знаете о написании этих приставок?

Поехать, отбежать, добраться, сотрудник, подготовить, облететь, надрезать

(Поехать, отбежать, добраться, сотрудник, подготовить, облететь, надрезать). Выделяют приставки и говорят о том, что они пишутся всегда одинаково.

II. Проблемная ситуация.

Учитель.

Задание 3. Запишите слова и выделите приставки. Что заметили необычного в написании приставок?

Изрезать, испугать.

Бесплатно, безрадостно.

Распилить, разрезать.

(Изрезать, испугать; бесплатно, безрадостно; распилить, разрезать).

Учащиеся обращают внимание на то, что на конце приставок встречается и буква з, и буква с. Это противоречит правилу написания приставок, которое дети знают.

Почему так пишутся слова? (Причину дети назвать не могут).

Определите тему урока.

III. Изучение нового материала.

Слайд 2.

Учитель.

Прослушайте диалог (читают подготовленные ученики).

- Приставки из-, воз-, низ-, раз-, без-, чрез-, через- иногда могут менять могут менять звук [з] на [с].

- От чего это зависит?

- От звука, который находится рядом с приставкой.

О чём идет речь? Какое наблюдение необходимо провести?

Дети говорят, что нужно выяснить, при каких условиях происходит замена звуков.

Слайд 3. Попробуем сделать маленькое открытие.

Учитель.

Задание 4. Сравните слова первого и второго столбика. Подумайте, почему приставки оканчиваются разными согласными. Сделайте вывод.

  • изрезать
  • возложить
  • разбег
  • безоблачное
  • испугать
  • воспеть
  • рассказ
  • бескорыстный

Учащиеся проводят наблюдения и делают вывод, что перед звонкими согласными и гласными пишется буква с, а перед глухими -з.

Задание 5. Понаблюдайте, отличается ли произношение приставок от написания. Как можно дополнить ваше правило?

После наблюдения за произношением вносят дополнения. В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими пишется буква С в соответствии с произношением.

IV. Составим алгоритм рассуждения.

Слайд 4.

Учитель.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы. Как будем рассуждать?

Ра.писать, ра.бить.

И.печь, и.дать.

Во.ложить, во.петь.

(Не забудьте, что приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без- перед согласными глухими быстро сменят з на с).

Пользуясь таблицей согласных и рифмовкой, дети составляют алгоритм. Сначала им нужно найти приставку, потом посмотреть, с какого согласного начинается корень. Перед звонкими согласными и гласными нужно писать букву з, перед глухими - с. Алгоритм - подсказка составлен.

(Расписать, разбить; испечь, издать; возложить, воспеть).

Затем дети записывают слова, вставляя пропущенные буквы.

V. Учимся писать приставки.

Слайд 5.

Задание 7. Замените неизменяемые приставки приставками, оканчивающимися на з (с). Запишите предложения.

Бутоны открылись. Яблони зацвели. Мы потратили деньги.

(Бутоны раскрылись. Яблони расцвели. Мы истратили деньги).

Задание 8. Подберите к данным словам антонимы с приставками на з (с).

Порядок, одарённый, честный.

(Беспорядок, бездарный, бесчестный).

Приставка или нет? Зачеркните слова без приставок.

  • Разбитый, разваленный, разный.
  • Расписание, растение, расколоть.
  • Роскошь, росчерк.
  • Исследовать, история.

(Разбитый, разваленный, разный; расписание, растение, расколоть; роскошь, росчерк; исследовать, история).

Дети находят в словах приставки, выделяют их, слова без приставок зачеркивают. Задание выполняется в тетрадях.

Слайд 6.

Задание 9.

Игра "Прятки с приставками". Найдите приставки на з (с), объясните их правописание.

Нераспустившийся, перераспределение, неиспользованный.

(Нераспустившийся, перераспределение, неиспользованный). Дети устно объясняют значения слов, находят приставки, отбрасывают первую приставку, обращают внимание на изменение значения. Записывают слова.

Чем отличается написание приставок в парах слов?

Раздать - сдать, разжечь - сжечь, разговор - сговор.

Указывают, что приставка с- является неизменяемой и пишется всегда одинаково. Написание приставок, оканчивающихся на з (с), зависит от согласного звука в корне.

Задание 10. От каждого из "отрезков" слов образуйте по два слова: одно с приставкой с-, другое - с приставкой раз-.

...бегаться, ...борный, ...говорчивый, ...двинуть, ...двоенный.

(Сбегаться, разбегаться; сборный, разборный; сговорчивый, разговорчивый; сдвинуть, раздвинуть; сдвоенный, раздвоенный). Вспоминают правило, рассуждают, вставляют пропущенные приставки.

VI. Запомните написание слов здесь, здание, здоровье.

Учитель. Есть три слова в русском языке, в которых буква З напоминает приставку, но не является ей. Запомните эти слова и запишите их.

Работа с раздаточным материалом.

1. Найдите слова с приставками.

Избежать, здесь, сдать, здоровье, здание. (Избежать, сдать).

2. Вставьте нужные буквы.

(З, С)дешний житель, (з, с)гореть дотла, новое (з, с)дание, желаю (з, с)дравия, (з, с)доровый ребёнок, лежит (з, с)десь.

Вы сказали: "(С, З)дравствуйте!" Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней (с, д)делалась жизнь? (Здешний житель, сгореть дотла, новое здание, желаю здравия, здоровый ребёнок, лежит здесь.

Вы сказали: "Здравствуйте!"

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?)

3. Игра "Третий лишний". Выпишите слова без приставок.

  • Сбросить, сжаться, здание.
  • Разбитый, разваленный, разный.
  • Исследовать, история, издавать.

(Здание, разный, история).

Домашнее задание: подобрать 15 слов для словарного диктанта с изученной на уроке орфограммой.

Рисунки.