Способы снятия напряжения при сдаче экзаменов

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: преодоление трудностей при сдаче экзаменов

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации
  • овладеть навыками саморегуляции
  • отработать упражнения, направленные на упрочнение связей между мышлением, эмоциями и телом.

Материалы: доска, мел, лист А4, клей, картинки.

Этапы Время

мин

задачи Методы комментарии Вопросы для обсуждения
1 5 Настрой на работу Организационный момент, упражнение для разминки Упражнение "Ассоциации"   Экзамен?
2 5-7 Реализовать свои чувства Метод символического самовыражения Создание коллажа "экзамен" Работа в группе Что испытываете перед контрольной работой или диктанте?
  5 Метод построения диспозиций

Комментируют свои работы

3 5-7 Выделить эмоции, мешающие сдаче экзамена Групповое решение проблемы  
4 10-15 Познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации Метод обмена опытом   Что происходит с нами во время стресса?
5 10-15 Обучить

навыкам саморегуляции

Метод концентации присутствия    
6 5-10 Снять

напряжения

Метод групповой рефлексии    

Ход занятия

Участники (учащиеся 11-го класса) занимают места на стульях в кругу.

Ведущий. Сегодня мы продолжаем наши занятия. Тема занятия "Способы снятия напряжения при сдаче экзаменов". (Записывает на доске)

Начнем наше занятие с упражнения "Ассоциации".

Участники получают инструкцию: "Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен..." .......

Хорошо! Посмотрите, какие разные ассоциации с этим связаны.

Экзамен - это всегда испытание и любой человек испытывает волнение перед событием, влияющим на его судьбу. Поэтому даже для хорошо подготовленного человека, экзамен - это испытание сил, знаний и находчивости.

Хочу вам предложить небольшое творческое задание.

Для начала давайте подойдем к столам (налево и направо) поровну с каждой стороны.

Когда учащиеся подошли к своим местам ведущий продолжает:

Вы видите лист, на котором изображены чувства.

Вам необходимо в течении 2-3 минут выбрать и наклеить на лист со словом "экзамен" три картинки, отображающие те чувства, которые могут возникнуть при написании диктанта, контрольной работы и т.п.

(показать образец выполнения на примере заготовленного листа

ЛИСТ со словом "ЭКЗАМЕН")

Ведущий. Все хорошо и быстро справились с этим заданием. Молодцы.

Прошу взять ваши работы и вернуться в круг.

Обсуждение: Давайте посмотрим на ваши чувства. Как они Вам? Кто может сказать, почему выбрал именно эти чувства?

Обобщение: Именно эти чувства можно испытывать и при сдаче экзамена. Ситуация экзамена, не простая сама по себе, усложняется ещё и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.

Ведущий. Сейчас нам надо разбиться на две группы.

Предлагаю это сделать с помощью игры "вишенки-малинки" (проходя по кругу, указывает на каждого участника и называет его либо вишенкой, либо малинкой - "Ты будешь...").

Все малинки - поменялись местами, все вишенки - поменялись местами, теперь все ягоды перемешались...

Очень хорошо, немного оживились.

Теперь вишенки подходят к правому крылу доски, а все малинки - к левому.

Обсудите в группе и запишите на доске, чувства, которые встречаются у вас наиболее часто.

(во время обсуждения ведущий подходит к каждой команде)

Ведущий. Итак, посмотрим, что получилось......обобщает написанное. И пишет на доске слово "СТРЕСС". ....разберём ситуации, вызывающие стресс, для того, чтобы вы осознали, что с вами происходит.

Присаживайтесь.

Что же происходит, когда мы попадаем в ситуацию, которая становится для нас стессовой?

Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную или угрожающую чем-то человеку (боюсь. Ничего не знаю.......

Включаются эмоции, которые сигналят: Тревога. Опасность. Страх, паника, злость, стыд.

В ответ на эти импульсы тело запускает древнейшую программу поведения в опасных ситуациях, доставшуюся нам в наследство от животных. Программа эта очень простая: мы или нападаем, или убегаем, или замираем. Вернее, хотим это сделать, но....... Как можно убежать с экзамена? Нельзя.

И тогда неизрасходованная энергия продолжает оставаться в теле в виде химических веществ, выделенных организмом для спешного отражения опасности, и накапливается в определенных зонах тела, в мышцах.

Эти "накопления" стресса мы можем заметить по привычным для нас позам: плечи опущены, голова втянута в плечи, поясница скрючена, невозможно сосредоточиться, глаза бегают, провалы в памяти.

Либо другой набор внешних проявлений стресса: плечи и голова избыточно отведены назад, поясница прогнута, и для равновесия отрастает животик, зрение сфокусировано на одной точке.

А поскольку человек - система взаимосвязанная, то в результате через зажатые мышечные зоны с трудом начинают проходить сигналы от мозга к важным органам тела и обратно.

..Однако существуют простые и эффективные методы, с помощью которых можно справиться с ситуацией. Одним из них является метод "образовательная кинестетика".

Благодаря этим упражнениям, тело настраивается на предстоящую учебную деятельность, а мышление подключается, т.к. вы осознавали, на что направлены выполняемые вами действия.

Сядьте за парты, как будете сидеть при сдаче экзамена. (учащиеся садятся)

Продолжает:

Люди так устроены, что чем дольше длится стресс, тем надёжнее мы запоминаем это состояние на разных уровнях:

  • на уровне тела - в виде привычных зажимов
  • на уровне эмоцией - в виде привычного "соскакивания" в неприятные переживания
  • на уровне мышления - в виде невозможности найти выход из тупика.

Рассказывает когда и как можно использовать упражнения. Учащиеся делают вместе с ведущим.

ДУМАТЕЛЬНЫЙ КОЛПАК.

Берём оба уха руками таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные спереди.

Мягко массируем край уха сверху вниз, чуть выворачивая назад (в сторону затылка). Затем разминаем мочку уха.

Повторить 4 раза.

Дыхание в привычном режиме.

Способствует лучшему усвоению информации на слух.

КНОПКИ МОЗГА

1. Ноги стоят удобно, параллельно друг другу. Если вы стоите. То колени расслаблены. Одна рука кладется на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний - на другой.

2. Далее слегка массируем эти точки пальцами. Рука на пупке просто спокойно лежит.

3. Меняем руки и повторяем упражнение.

Продолжительность выполнения - по собственному ощущению. Дышим в обычном темпе.

Выполнение "Кнопок мозга" способствует обогащению мозга кислородом, за счет этого улучшается восприятие информации. Как мы говорим детям при выполнении этого задания: "Мозг просыпается".

ПОЗИТИВНЫЕ ТОЧКИ

Указательный и средний пальцы обеих рук кладутся на точки на лбу, расположенные посередине между линией бровей и линией волос.

Можем просто держать пальцы на этих точках. Можно представлять позитивное разрешение предстоящей стрессовой ситуации.

ДЫШИМ в привычном режиме.

Упражнение вызывает ослабление процессов торможения в памяти. Благодаря этому мы легко вспоминаем выученную информацию. Упражнение помогает сбалансировать стрессовое состояние. Происходит ослабление эмоциональной реакции.

В заключении практической части ведущий спрашивает: Как вам? Что ощущаете?

Ведущий. Экзамены пройдут успешно, со стрессом умеете справляться. Вы на себе отработали эти, на самом деле уникальные: простые и эффективные упражнения, и выполнять их даже во время экзамена, очень даже возможно.

Немаловажной является также способность переключать своё внимание, активизировать мышление.

Попрошу вас встать и остаться у своих мест.

Упражнение: "Колпак"

Цель: Снятие напряжения после занятий, тренировка внимания, умения ориентироваться в стрессовой ситуации.)

Ведущий. Есть такая скороговорка: "Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". Повторите её за мной, но вместо слова "колпак" дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово - "мой". Вместо слова "мой" покажите на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями. Так последовательно меняются на жесты все остальные слова, причем слово "треугольный" заменяется в два приема. Сначала вместо слога "тре-" все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова "угольный" каждый выпячивает локоть.

Главный итог упражнения - общее приподнятое настроение, но можно поздравить тех, кто сумел сделать минимальное количество ошибок.

Ведущий.Ребята, а теперь возьмите лист с изображением чувств. Выберите 3 картинки, которые соответствуют тем чувствам, которые вы испытываете сейчас, в данный момент, связанные с предстоящим экзаменом и наклейте на обратной стороне над словом "экзамен".

АНАЛИЗ: Что изменилось в ваших чувствах? Какие перемены произошли?

Значит можно испытывать и .... (перечислять чувства, указанные ребятами).

Значит, возможно, справляться с трудностями? Самое главное знать как.

Желаю вам чаще ощущать себя в гармонии со своим телом!

Надеюсь, упражнения, которые мы с вами отработали, пригодятся...

Рефлексия:

Ведущий.

Попрошу Вас в заключении нашего занятия вернуться в круг.

Садятся. Пусть каждый по очереди скажет, что каждый сделает уже сегодня для того, чтобы успешно сдать предстоящие экзамены.

(берутся за руки и делают взмах) СПАСИБО!!!

Используемая литература:

  1. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные
  2. С.С. Смирнова "Образовательная кинестетика". Проект Центра развития русского языка "Школа без стресса", М., 2009 г.
  3. Журнал "Здоровье школьника"
  4. А.Колесников. Гимнастика мозга, или лёгкие способы развития ребёнка. М., Центрополиграф, 2009 г.
  5. Интернет-ресурсы.