Урок-дебаты по истории на тему "Многонациональные конфликты в современной России – кто виноват?"

Разделы: История и обществознание


Цель урока - организовать повторение, обобщение ранее изученного материала, пытаться привести знания в систему через применение интерактивных средств обучения.

Задачи:

  • Развивать умения работать с источниками, дополнительной литературой в поисках аргументов для обоснованного суждения, формулирования позиций.
  • Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия материала.
  • Воспитывать толерантность, уважение к другой точке зрения.
  • Развивать сотрудничество и партнерство в процессе целенаправленной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, презентация (Приложение 1), анкеты.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы изучали тему "Социальные взаимодействия". Социальная система общества состоит из различных социальных групп и между ними возникают различные типы отношений. Одним из них является конфликт.

Россия - многонациональное государство, следовательно, в нашем отечестве в любой момент могут вспыхнуть конфликты между различными народами.

Если мы посмотрим на сообщения российских СМИ, текущие аналитические и научные материалы, послушаем высказывания высокопоставленных лиц на столь скользкую тему, то обнаружится полнейший хаос различных мнений по данному вопросу.

В связи с этим постараемся внести в видение национально-религиозной проблемы некоторую ясность.

Вопрос: почему это происходит? Почему ксенофобия и межнациональная рознь накрывает Россию, как чума, а проблемы в этой области нарастают со скоростью лавины, катящейся с горы? В чем дело?

Итак, межнациональные конфликты в России - кто виноват? (слайд 1)

Вот такую сложную тему мы и попытаемся разобрать на уроке.

Класс разделится на две группы: первая команда выступит с заявлением, что в межнациональных конфликтах виноваты приезжие иностранные граждане. Вторая команда выступит со своими доводами о виновности правительства в данном вопросе.

На уроке присутствует группа экспертов, которые дадут объективную оценку работе обеих команд. Они оценят работу групп по нескольким критериям, это и умение четко и аргументировано отстаивать свою позицию, представлять доказательства своей точки зрения. (Приложение 2)

Правила проведения дебатов вы видите на слайде. Еще раз скажем о них. Кроме того, дебаты ведутся по строго определенным правилам и среди нас будет тайм-кипер, следящий за временем. На высказывание своей точки зрения будет выделятся3 минуты, на вопросы и ответы от 1 до 2 минут. После выступлений команд и ответов судьи подведут итоги дебатов, определят победителей, выскажут свою точку зрения.

Победителем становится команда, представившая более убедительные аргументы, доказательства своей позиции.

Итак, начнем.

Проведение дебатов.

I. Раунд 1.

1. Представление команды утверждения (У1)

Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды ("Мы считаем, что..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т.?е. начинает представлять кейс своей команды; завершает речь повтором позиции команды - четкой формулировкой тезиса.

Вопросы аудитории к утверждающей стороне.

2. Представление команды отрицания (О1)

Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды "Отрицания" ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем, что..." + антитезис).

Вопросы аудитории к отрицающей стороне.

II. Раунд 2.

1. Представление команды утверждения (У2)

Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса.

Вопросы аудитории к утверждающей стороне.

2. Представление команды отрицания (О2)

Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса.

Вопросы аудитории к отрицающей стороне.

III. Раунд 3.

1. Представление команды утверждения (У3)

Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Не называет новых аргументов. Завершает четкой формулировкой тезиса.

Вопросы аудитории к утверждающей стороне.

2. Представление команды отрицания (О3)

Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и поддержки. Не дает новых аргументов. Завершает четкой формулировкой антитезиса.

Вопросы аудитории к отрицающей стороне.

IV. Раунд 4.

1. Представление команды утверждения (У4)

Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Возвращается к аспектам своего первого спикера и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать большую логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме.

2. Представление команды отрицания (О4)

Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Возвращается к аспектам своего первого спикера и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать большую логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме.

После завершения дискуссионная часть урока, судьям предоставляется время для вынесения вердикта. Пока эксперты решают, учитель выясняет, какую пользу учащиеся извлекли из урока, используя метод неоконченных предложений.(слайд 3)

Я научился ...

Я узнал, что...

Я был разочарован тем, что...

Самым важным для меня было...

Мне пригодится в жизни...

Теперь я знаю, что...

V. Выступление судей.

Заключительное слово учителя.

В завершении урока нужно сказать следующее. Действительно, проблема, поднятая сегодня на уроке очень сложная. Это очередной "вызов" нашей стране. От того, как Россия ответит на этот вызов, зависит будущее России. Необходимо более терпимо относится к представителям иной культуры, иной нации. Именно в сохранении многообразной многонациональной культуры Россия возможно дальнейшее развитие страны.

Рефлексия.

В заключение нашего занятия, проведем небольшое анкетирование. (Приложение 3)

Анкета для участников дебатов

Что больше всего понравилось во время дебатов?

Какие умения и навыки вы приобрели во время занятий?

Что вам пригодится в практической деятельности из того, что мы делали на занятии?

Что заставило вас задуматься? О чем вам хотелось бы поразмышлять после занятия?

Итоги урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: напишите эссе на тему:"Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути".(Н. Бердяев).(слайд 4)

27.07.2014