Урок русского языка по теме "Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Планируемые предметные результаты:

Воспроизводит правило. Работает со схемами. Обосновывает постановку знаков препинания. Находит в тексте союзы. Правильно определяет грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения.

Универсальные учебные действия:

"Читает" схемы. Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос.

Личностные результаты:

  • Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе.
  • Характеристика деятельности детей:
  • Выполнять задания по определению связи между однородными членами, исправлению ошибок в употреблении однородных членов.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный урок.

Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.

II. Повторение материала.

Распределите слова по столбикам. В первый запиши слова с сочетанием ци в корне, во второй - слова-исключения с цы в корне, в третий - слова с окончанием -ы. (Проверка)

Циркач, спицы, куницы, цыплёнок, традиция, циклон, цыган, рукавицы, нарцисс, зайцы, концы, цыплячий, цилиндр, цыкать, акация.

Какие слова ты не выпишешь? (Слайд№2)

III. Новый материал.

1. Создание проблемной ситуации

Появляется первое слово: ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Слайд№3)

- Что вы знаете о предложениях?

(Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

По цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

По интонации- восклицательные, невосклицательные

Предложения бывают распространенные, нераспространенные)

Появляется словосочетание: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(Слайд№3)

- Что вы знаете об однородных членах предложения?

(Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.

Однородные члены не зависят друг от друга.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Однородные члены являются одним и тем же членом предложения.

Однородные члены произносятся с особой интонацией перечисления. Эта интонация связывает однородные члены. А разделяет их запятая.)

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с однородными членами предложениями.

- Чуть позже вы сами мне назовете тему урока, а сейчас мы будем работать в группах.

3. Работа в группах.

Вы уже умеете ставить запятые между однородными членами, если между ними нет союзов. А какие знаки ставятся, если однородные члены соединены союзами? Понаблюдайте и сделайте выводы.

Задание 1 группы.

Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.

  • Волк погнался за зайцем, но не догнал его.
  • Миша вышел в школу очень рано, но опоздал.
  • Федя быстро шёл, а не бежал.
  • У Маши есть запасной карандаш, а не ручка.

Задание 2 группы.

Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.

  • Дельфин в последний раз выпрыгнул из воды и уплыл.
  • На уроках математики ребята решают примеры и задачи.
  • На столе лежали тетрадь и карандаш.
  • Лена выскочила из дома и побежала к снежной крепости.

Задание 3 группы.

Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.

  • Я очень люблю и Новый год, и Восьмое марта, и все дни рождения.
  • В зоопарке мы видели и слонов, и тигров, и львов, и жирафов.
  • Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
  • В марте бывает или снег, или дождь.

Задание 4 группы.

Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.

  • На новогодней ёлке висели шарики, и пряники, и гирлянды, и хлопушки.
  • Школьники умеют читать, и писать, и считать, и рисовать.
  • Мы с мамой очень любим бродить по лесам, и полям, и перелескам.
  • В наших лесах водятся медведи, и зайцы, и лисы, и лоси.

4. Проверка заданий.

Поделитесь своими наблюдениями с другими группами.

Выступление групп.

Проверка.

Вы заметили, что:

Между однородными членами, соединёнными союзами а, но, ставится запятая.

Между однородными членами, соединёнными одиночными союзами и, или, запятая не ставится.

Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или, запятая ставится перед вторым и последующими союзами.

Но если перед первым из повторяющихся союзов уже находится однородный член, то запятая ставится и перед первым из повторяющихся союзов.

5. Вывод.

Сообщение темы урока и целей урока.

Чтение правила по учебнику на С.131.

IV. Закрепление материала.

1. Самостоятельная работа упражнение 1 на странице 132.

2. Проверка. " Консультанты" проверяют у остальных правильность выполнения задания.

3. Работа в парах. Упражнение 3 на странице 132.

4. Проверка.

V. Итог урока.

-Какие новые знания вы "открыли" для себя на уроке, что тренировали , выполняя задания.

- Оцените себя.

Приложение.

23.07.2014