Урок математики по теме "Процентные расчеты". 5-й класс

Разделы: Математика


Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации знаний и способов деятельности по теме “Проценты”.

Проблемный вопрос: как применяются проценты в практической деятельности.

Цели по содержанию:

  • обучающие: продолжить знакомство с процентами, закрепить умения учащихся решать все типы задач на проценты, а именно отработать навыки нахождения процентов от числа, числа по его процентам, а также сколько процентов составляет одно число от другого.
  • развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию; работать по алгоритму.
  • воспитательные: воспитывать познавательный интерес и прививать навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся c обширным применением процентов в повседневной жизни;
  • Научить решать процентные задачи;
  • Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • Развивать внимание, воображение учащихся.

Методы:

По источникам знаний: наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Презентация Power Point к уроку по заданной теме.

Учебник: Математика. 5 класс: учеб для общеобразовательных учреждений с / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. –2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013,

Математика. 5-6 классы. Дидактические материалы к учебникам Г.К. Муравина, О.В. Муравиной “Математика. 5 класс”, “Математика. 6 класс” / Г.К. Муравин, О.В. Муравина.– М.: Дрофа, 2013.

Компьютер, рабочие тетради учащихся, комплект заданий для работы в группах, листки с изображением зданий по числу учеников,

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
  • Конверты с раздаточным материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.

Планируемые результаты:

предметные: уметь записывать десятичные дроби в виде процентов и наоборот, находить несколько процентов от величины, величину по ее проценту, уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

метапредметные: Уметь выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; применять приёмы самоконтроля и взаимоконтроля по образцу решения; соотносить условия задачи с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Слайд № 1, 2 Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей:

“Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
И удача пусть ждет вас.
За работу, в добрый час!”

Включаются в деловой ритм урока, слушают учителя и проверяют готовность к уроку Регулятивные: умение организовывать себя, настраиваться на работу.

Развитие эрудиции, знакомство с областями применения процентов.

Развитие внимания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: мотивация учения.

2. Мотивация Определить цель занятия Слайд № 3, 4 Мотивирует обучающихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к цели и теме урока

Загадка:

“Одной я сотою зовусь,
В расчетах вам всем пригожусь.
Но лишь три буковки убрать,
Могу я денежкою стать”.
Проценты очень нам полезны,
Мозги не надо напрягать,
Без калькулятора железно
Их даже можно сосчитать.

Отвечают на поставленный вопрос учителя, делают выводы, формулируют тему урока, отгадывая загадку. Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

3. Актуализация знаний и умений Актуализация опорных знаний и способов действий Cлайд № 5, 6, 7 Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

а) как перевести проценты в десятичную дробь и наоборот на примерах устного счета

б) На какие типы делятся задачи на проценты

Формулируют правила.

Выполняют задания.

Отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные: формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: структурирование собственных знаний.
4.Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях. Углубление знаний учащихся при решении задач по теме “Проценты” и показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни Cлайд № 8 Групповая работа учащихся по рядам, каждой группе дается задание

а) В школе 900 учащихся. Из них 60% – девочки. Сколько девочек в школе?

б) Покупатель истратил в магазине 32% своих денег, что составляет 120 руб. Сколько денег было у покупателя?

в) Надо вспахать участок поля в 500га. В первый день вспахали 150га. Сколько процентов составляет вспаханный участок от площади всего поля?

Выполняются задания учащимися и проверяются с помощью презентации Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Познавательные: структурирование собственных знаний, формирование интереса к данной теме.

5. Физкультминутка Смена деятельности. Cлайд № 9 Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

“Дружно с вами мы считали, о процентах рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.”

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.  
6. Контроль усвоения материала Дать качественную оценку обучаемых   Самостоятельная работа.

На столе у каждого из учащихся лежат карточки.

(По истечении положенного времени проводим взаимопроверку самостоятельной работы с помощью слайда)

Кто справился с работой без ошибочно, может поставить себе “5”, кто же сделал одну-две ошибки, получает “4”.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Выполняют самостоятельную работу.

Взаимопроверка. Сравнивают результаты. Оценивают успешность своей работы.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

7. Подведение итогов урока, рефлексия Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых   Подводит итоги работы групп и класса в целом.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Где в практической жизни используются проценты.

Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свои успехи.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: структурирование знаний.

Развитие внимания.

8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Cлайд № 10 Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают задание, задают вопросы.  
9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Cлайд № 11 Оцените свою успешность на уроке в процентах: от 0 до 35 % – мне не все понятно; я мог работать лучше от 36 % до 70% – мне все понятно, но я мог бы работать лучше от 71 % до 100 % – мне понятен и полезен урок, я доволен своей работой на уроке

Спасибо за урок.

  Регулятивные: Оценка качества и уровня знаний.

Презентация

5.08.2014