Урок математики по теме "Вычитание трехзначных чисел с двумя переходами через разряд"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока:

педагогическая: создание условий для рефлексивного освоения способа сложения и вычитания многозначных чисел с переходом через разряд;

ученические: овладеют способом вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд; научатся решать задачи и уравнения с трёхзначными числами; будут понимать принцип поразрядности в сложении и вычитании многозначных чисел.

Универсальные учебные действия:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Образовательные ресурсы: графические модели, рисунки.

Ход урока

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Терпение и труд дивные всходы дают.

– Какое отношение это имеет к нам? (ответы детей)

– Сегодня на уроке мы будем много трудиться, поэтому нам пригодится такое личное качество как терпение и в работе, и по отношению к окружающим. ---– Как мы будем работать? (ответы детей)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  1. Математический диктант
  2. – запиши число, в котором 4 сотни, 2 десятка и 7единиц;
    – найди сумму чисел 68 и 4;
    – я задумала число, вычла из него 20 и получила 646. Какое число я задумала?
    – запишите предыдущее число трёхсот десяти;
    – сколько десятков в числе 583?
    – первое значение в диктанте уменьшите на 15 и запишите ответ.
    – Проверяем значения выражений.
    (427, 72, 666,309, 58 д.,412)
    – Какое число, на ваш взгляд, лишнее и почему?

  3. Мозговой штурм (верно//неверно)
    – сегодня 30 октября (н)
    – в 40 десятках 4 сотни (в)
    – ты учишься в школе №57 (н)
    – в числе 545 3 разряда (в)
    – периметр разность всех сторон (н)
    – времен года 6 (н)
    – Кто может сказать, сколько верных ответов прозвучало? (2)
  4. Постановка учебной задачи.

– Решите самостоятельно примеры, записав их столбиком. Если какой – либо пример решить не сможете, возле него поставьте знак проблемы?!

225+342
138+124
320-210
334-135 ?!

Проверка.

– Все согласны с результатами?

– При вычислении какого выражения вы столкнулись с проблемой?

– Расскажите, как вы действовали, и в каком вы месте почувствовали, что знаний не хватает?

– В чем же причина ваших затруднений? (не умеем вычитать трехзначные числа с двумя переходами через разряд)

– Сформулируйте тему нашего урока. (вычитание трехзначных чисел с двумя переходами через разряд)

– Какую цель мы поставим перед собой? (научиться выполнять вычитание трехзначных чисел с двумя переходами через разряд).

III. Открытие нового знания.

  1. Знакомство с новым приемом вычисления.
    – Как легче разобраться в решение данного примера? (решить его, используя графическую модель)
    – Запишите числа, представив их графически.
    243 – 114

 

  1. Первичное закрепление. (Учебник-тетрадь №1 с.60)
    – Что особенного заметили при решении второго примера? (не хватает десятков. “Дробим сотню”)
    – Третьего примера? (не хватает единиц и десятков)
    – Посмотрите на высказывания. Поменяйте их так, чтобы получился алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.

 

  1. Вычитаем сотни (помним о том, что занимали 1 сотню).
  2. Записываем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
  3. Вычитаем единицы. Если нельзя вычесть, занимаем 1 десяток.
  4. Вычитаем десятки (помним о том, что занимали 1 десяток).
  5. Читаем ответ.

С. 60 № 2 самостоятельно. Самоконтроль по образцу на доске, выполненному учащимися.

Физкультминутка.

Выполняется под расслабляющую музыку. Ученик говорит слова: “сотни”, “десятки”, “единицы”. Учащиеся стоят и при помощи рук показывают сотни – руки сомкнуты над головой в виде большого треугольника, десятки – соединены попарно большие и указательные пальцы рук, образующие маленький треугольник, единицы – имитируется работа пальцев на клавиатуре компьютера.

IV. Повторение пройденного.

  1. Действия с именованными числами:
    с.60 №4. Работа у доски с комментированием.
  2. Сравнение чисел и выражений:
    с.61 №8. Самостоятельная работа с последующей поверкой.
  3. Решение задачи у доски с комментированием:
    с. 61 №6(б).
  4. Решение уравнений:
    с.60 №5. Выберите уравнение на нахождение уменьшаемого и решите его, сделав проверку.

Физкультминутка.

Игра “Мои друзья” (ТРИЗ компонент). Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на листе. Если ученик вышел неправильно, то сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.

  • Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.
  • Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.
  • Мои друзья те, у кого в числе 2 сотни.
  • Мои друзья те, у кого в числе отсутствует разряд десятков.
  1. Составь задачи по выражениям:
    с.61 № 7.

Преобразование задачи (применение технологии УДЕ).

– Составьте обратную задачу по третьему выражению (предварительно было задание найти значение выражений).
– Измените задачу так, чтобы она решалась в 1 действие.
– Дополните задачу так, чтобы она решалась в 3 действия.

V. Итог урока.

Назовите тему нашего урока. (Вычитание трёхзначных чисел с двумя переходами через разряд).
– Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться вычитать трёхзначные числа с двумя переходами через разряд)
– Удалось ли нам её выполнить? (да)

VI. Рефлексия.

– Мне удалось …
– Мне понравилось …
– Я порадовался за …
– Я хочу поблагодарить … за…
– Я могу похвалить себя за …

VII. Домашнее задание.

С. 61 №6(а), №5 (2 уравнение).

Литература:

Л.Г. Петерсон Методические рекомендации к учебнику “Математика” 2 класс, М. “Ювента” 2013 г.

Презентация