Разработка открытого урока русского языка по теме "Могу ли я определить способ проверки написания сложного прилагательного?"

Разделы: Русский язык


Цель урока: создание условий для организации учащимися поиска способа проверки написания сложного прилагательного.

Задачи урока:

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Организация поиска способа действия.
  3. Организация самоконтроля.
  4. Закрепление навыков слитного и дефисного написания сложных имён прилагательных.
  5. Умение работать по алгоритму, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

Оборудование: Техническое оборудование урока – компьютер, экран, проектор.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте. Я рада видеть вас. Все готовы к уроку? Записываем число. Классная работа. Итак, начнем.

Ребята, на уроке русского языка ученики 6А класса выполняли задание. При проверке два ученика заспорили. Дима утверждал, что слово “каменноугольная” пишется слитно. Миша настаивал, что оно пишется через дефис.

Как, по-вашему, мог рассуждать каждый из учеников, делая такие выводы? Предлагаю 1 задание.

Задание 1.

(Карточки. Слайд.)

Письменно объясни, как рассуждали Дима и Миша, делая такие выводы (каким способом пользовался каждый из них).

Дима:

Миша:

Я согласен со способом проверки__________

Учитель: Всем понятно, что нужно делать? Выполняйте.

Учитель: Кто готов представить свой результат? (1 ученик говорит, учитель фиксирует на доске, спрашивая, есть ли другие версии) Кто согласен?+ У кого есть другая версия?

Учитель: Пришли вы к единому мнению?

Дети: Нет.

Учитель: Разве вы не знаете, как пишутся сложные имена прилагательные?

Дети: Знаем.

Учитель: В чем вам нужно разобраться? Какой возникает вопрос?

Дети: Могу ли я определить способ проверки написания сложного прилагательного?

Учитель: (записать тему на доске и в тетрадях). Что будем делать дальше?

Дети: Надо вспомнить эти способы.

Учитель: Разве вы их не знаете? Что вам необходимо, чтобы правильно определить способ проверки написания сложного прилагательного?

Дети: Написать план. Составить алгоритм. Построить модель. Написать инструкцию. Составить памятку.

Учитель: Действуйте. Чтобы рационально использовать время, предлагаю работать в группах (листы А3, фломастеры).

2. Задание-эксперимент.

Составьте памятку “Как правильно выбрать способ проверки написания сложных имен прилагательных”.

Чтобы выбрать способ проверки, мне нужно определить:

Если прилагательное образовано от сложного имени существительного, которое пишется через дефис, то буду писать через дефис.

Если прилагательное обозначает оттенок цвета, ставлю дефис.

Если между равноправными частями можно поставить союз и, то пишу дефис.

Если прилагательное имеет значение усиления (повторения), то ставлю дефис. (фигурная скобка)

Если слово образовалось от словосочетаний, то пишу слитно.

Если нет варианта ответа, посмотрю в словарь.

Кто выполнил работу, поместите свой результат на магнитную доску.

Учитель: Кто бы хотел выступить в роли эксперта? Пожалуйста.

(На доске и в тетрадях записывается памятка).

Учитель: Давайте вернемся к слову, которое вызвало затруднения. Можно ли к нему применить памятку?

Дети: Да.

Учитель: Проверяем. Все согласны?

Учитель: (если нет разногласий). Мы ответили на вопрос урока: “Могу ли я определить способ проверки написания сложного им прилагательного?”

Учитель: (если есть разногласия) Что будем делать?

Дети: Обратимся к Интернету, словарю.

Учитель: У нас появился еще один способ. Можем добавить его в памятку (записываем).

3. Тест-задание: карточка и слайд Задание 3. 10

Учитель: Всем понятно, что нужно делать? Кто готов объяснить?

Учитель: Данная памятка применима только к этому слову?

Дети: Нет.

Учитель: Как мы это проверим?

Дети: Выполним задание.

Учитель: Вот вам задание.

Карточка.

  1. Выполни задание “Найди и подчеркни “третье лишнее”, используя памятку. Слайд.
    а) (Немецко) французский, (садово) огородный, (железно) дорожный.
    б) (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.
    в) (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный.

  2. Проверь себя по образцу.

  3. Заполни оценочный лист. В случае затруднения смотри памятку.

Оценочный лист______________________

Я умею/ не умею/сомневаюсь выбирать способ проверки написания сложного прилагательного, так как:

Моя оценка (+/-)

Оц учителя

1.

   

2.

   

3

   

4.

   

 

   

Проверь себя! Слайд.

1)  железнодорожный; 2) ярко-желтый; 3) судостроительный.

Учитель: Кто готов представить выводы по своей работе?

Учитель: Какое домашнее задание вы для себя определите, исходя из выводов?

(Ответы детей)

Учитель: Спасибо за урок.

Перечень заданий для самоподготовки к проверочной работе.

1. Объясните правописание сложных прилагательных.

а) Алма-атинский, анархо-синдикалистский, бурят-монгольский, вице-президентский, генерал-губернаторский, иваново-вознесенский, камер-юнкерский, нью-йоркский, обер-кондукторский, пол-литровый, северо-западный, статс-секретарский, штаб-офицерский, экс-председательский.

б) Выпукло-вогнутый, желудочно-кишечный, ликеро-водочный, мясо-молочный, научно-исследовательский, научно-фантастический, отчетно-выборный, партийно-комсомольский,, рабоче-крестьянский, сердечно-сосудистый, сине-бело-зеленый, учебно-воспитательный, фабрично-заводской.

Раскройте скобки и запишите сложные слова.

Блекло)розовый, бутылочно)зеленый, голубовато)серый, добродушно)хитрый, золотисто)желтый, кисло)сладкий, пепельно)серый, приторно)сладкий, светло)серый, темно)коричневый, торжественно)угрюмый, тускло)коричневый, уныло)скучный, фиолетово)синий, ярко)красный.

г) Восточно)Европейская равнина, Восточно)Китайское море, Восточно)Казахстанская область, Западно)Корейский залив, Западно)Сибирская низменность, Северо)Тихоокеанское течение, Юго)Восточные Каракумы, Южно)Австралийская котловина, Южно)Уральская железная дорога.

Объясните правописание сложных существительных.

Автошкола, авиабилеты, автомотовелогонки, аэросани, библиография, велотрек, гелиотерапия, геополитика, гидроузел, зоомагазин, киноплёнка, лжепророк, радиоволны.

Запомните написания слов, составляющих исключения из правил написания сложных слов (сложные слова, вторая часть которых – имя собственное).

Лже-Иванов, лже-Анастасия, лже-Дмитрий (но истор.: Лжедмитрий), авиакомпания “Аэро-Мехикан”, кино-Остап.

Раскройте скобки и запишите сложные слова.

Ярко)красный, бледно)розовый, горько)солёный, русско)немецкий, Юго)восточный, санкт-петербургский, белый)белый теплоход, широко)экранный, дальне)восточный, (диван)кровать, (сине)зеленый, зоо)ветеринарный, засухо)устойчивый, сложно)сочинённое, светло)русые, добро)душный, двадцати)этажный, (древне)русский, (северо)запад, (кино)звезда, (само)кат, (перво)цвет.