Тематические родительские собрания в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


О современной семье много пишут и говорят. По данным социологических опросов 7,5% педагогов обвиняет семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радушно оценивают действия педагогов.

Какую бы информацию не давали нам различные социологические опросы, взаимодействие между родителями и педагогом должно быть направлено на создание единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной человека.

К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда-либо страдает болезнью под названием “безразличие” по отношению к своим собственным детям. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было, если помнить о родительской ответственности. Как мы заметили – вопрос стоит очень остро, поэтому я решила работать над такой темой: “Тематические родительские собрания”.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями обучающихся ничего, кроме недоверия и тревоги не могут вызвать у родителей.Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др. Тематическое планирование родительских собраний необходимо для организации целенаправленной и востребованной работы с родителями. На первом родительском собрании можно предложить родителям ответить на такие вопросы:

  • о чем вы хотели бы поговорить на собрании?
  • с какими сложными ситуациями в вопросе воспитания, общения с детьми вы сталкиваетесь?
  • необходима ли вам профессиональная помощь (консультация педагога, психолога?

Полученная информация – основа тематических фрагментов собраний. Желательно завести такую традицию на собраниях: положите на каждую парту чистые листки бумаги, на которых родители могут задать вопрос, поделиться тем, что их волнует. Родители не очень отличаются от детей, им тоже нужно, чтобы было интересно и познавательно одновременно.

Взаимодействие педагога с родителями обучающихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении обучающегося.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

Приведем примерные темы родительских собраний.

В первом классе:

  • "Особенности интеллектуального и личностного развития детей";
  • "Леворукость и праворукость"; "Как развить у ребенка желание читать";
  • "Подвижные и медлительные дети";"Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением".

Во втором классе:

  • "Особенности учебников, по которым учатся ваши дети";
  • "Утомляемость ребенка: как с ней бороться"; "Поощрение и наказание в семье";
  • "Как научить ребенка говорить правду".

В третьем классе:

  • "Семейные праздники и их значение для ребенка"; "Если ваш ребенок часто болеет";
  • "Как развивать память ребенка"; "Домашние задания и их назначение".

В четвертом классе:

  • "Ваш ребенок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании";
  • "О чем может рассказать школьный дневник"; "Нравственные уроки начальной школы";
  • “Как научить дочь или сына говорить "нет"”; “Выбор дальнейшего пути: "за" и "против"”.

Каждый год – что-то новое.

Результаты учебы, творческие успехи, поведение ученика – это минимум того, о чем готов рассказать учитель на родительском собрании.

Не менее интересным будет разговор о свободном времени малыша. Учитель подскажет, чем можно занять ребенка, какие игры помогут с пользой провести время.

Родителям первоклашек учитель подскажет, что необходимо сделать, чтобы ребенок легче преодолел период адаптации, как правильно организовать уголок школьника в доме, как помочь ему справиться с первыми трудностями, расскажет о правильном режиме дня. Ведь от первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы этот год стал удачным стартом всей школьной жизни.

Начало второго года обучения для детей во многом определяется тем, насколько успешным был для них первый год. Младший школьный возраст – узловой в становлении самооценки. Поэтому внимание родителей второклассников учитель обратит на то, что позитивная самооценка школьника зависит не только от его собственных успехов в учебе, но и от положительного отношения к нему со стороны близких взрослых. Он посоветует, как правильно построить отношения с ребенком в случае его неуспеваемости.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учебе, проявлять активный интерес к знаниям. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Родителям третьеклассников учитель напомнит, что важно не упустить это время, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка.

Четвероклассники – выпускники начальной школы, и именно этот факт во многом определяет акценты, которые расставит учитель на собрании для родителей. Он подскажет, что нужно делать, чтобы без стресса перейти в среднюю школу, даст рекомендации для налаживания успешной учебы ребенка, посоветует, какие способности вашего ребенка нужно развивать.

Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:

  1. Организуйте приглашение на собрание (открытка, дружеский звонок, официальная записка). Дайте понять каждому родителю, что его ждут, он нужен.
  2. Столы расставьте так, чтобы родители видели друг друга – это сформирует коллектив.
  3. Хорошо бы украсить класс творческими работами детей (выставки, стенгазеты и др.)
  4. Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие. Это сразу создает определенное настроение и атмосферу.
  5. Отведите на собрание не больше 1,5 часа.
  6. Тщательно продумайте “сценарий” собрания.
  7. Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.
  8. Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.
  9. Поблагодарите родителей, кто нашел время прийти, особенно  отцов.
  10. Помните “золотое правило” педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.
  11. Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.
  12. Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает “плохой человек”.
  13. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребе

Чего не стоит делать на собрании:

  • осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;
  • сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;
  • давать негативную оценку всему классу;
  • переоценивать значение отдельных предметов;
  • использовать для общения с родителями назидательный тон;
  • вступать в конфликт с отдельными родителями (агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).

Рекомендации для родителей:

Прежде, чем делать замечание ребенку, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. В каком состоянии я нахожусь?
  2. Что даст ребенку и мне мое замечание?
  3. Хватит ли мне времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему так нельзя поступать?
  4. Хватит ли мне терпения и выдержки довести дело до конца?

Приложения