Урок ИЗО по теме "Народные промыслы. Их истоки и развитие. Гжель"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, народным промыслам; уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Познакомить с росписью гжель, её характерными особенностями, элементами росписи.

Задачи: Обучить умению выделять и анализировать характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров. Научить расписывать гипсовые формы разделочных досок в традициях гжельских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование: Для учащихся: гипсовые формы разделочных досок, кисти, гуашь белого и синего цвета, баночка для воды, салфетка для рук.

Для учителя: ноутбук, проектор, экран; презентация “НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИХ ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ. ГЖЕЛЬ”, видеоролик “Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла”, видеотанец ансамбля Русь “Гжель”, стихотворение С.Ледковой “Гжель”, мелодии: “Гусли”, “Балалайка”, “Песня про сувенир”, “Русский сувенир” в исполнении анс. Русский узор, стеллаж для выставки работ

План урока

1. Организационный момент. (1 мин)

Вступительное слово учителя.

2. Изучение теоретического материала по плану (15 мин):

1. Народные промыслы. Их истоки (3 мин)

2. История Гжели. (3 мин)

3. Элементы росписи Гжель. Отличительные особенности росписи (4 мин)

4. Гжель в стихах, картинах художников (5 мин)

3. Практическая работа (20 мин)

Роспись гипсовых разделочных досок в стиле Гжель гуашью

Физминутка (2 мин)

4. Рефлексия (4 мин)

Гжель и современность.

5. Подведение итогов. Выставка работ (3 мин)

1. Организационный момент

На фоне Слайда 1 звучит мелодия “Гусли”

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами окажемся в удивительном мире народных промыслов, научимся выделять и анализировать характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров.

2. Изучение теоретического материала по плану

1) Народные промыслы. Их истоки.

- Как вы понимаете значение слова “Народные промыслы” (ответы детей)

- Что можно отнести к народным промыслам? (ответы детей)

Слайд 2

Народные промыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. Народное ремесло берет некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости.

- А что значит “Истоки народных промыслов”? (ответы детей)

- По толковому словарю Ожегова - 1. Начало, зарождение чего-либо. 2. Причина, основа чего-либо.

- Какие вы знаете народные промыслы? (ответы детей)

- Сегодня мы ближе познакомимся с одним из народных промыслов. Но вам нужно будет разгадать его название.

Слайд 3 Ребус

2) История Гжели.

- Сможет ли человек, который не знавший что такое Гжель, рассказать о ней, выполнить роспись?

- Какие знания необходимы для работы? (знать историю, элементы росписи, особенности, видеть роспись)

- Что необходимо сделать для этого? (узнать историю, выделить элементы росписи, увидеть изделия и подметить особенности)

Слайд 4. Видеоролик “Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла” (1.45 минут из этого видео)

- Где расположен город Гжель? (Недалеко от Москвы) Слайд 5

- Откуда пришло такое название, от какого слова? (По преданию из старины, от слова “жечь”)

- Какую особенность заметили в росписи? (роспись синей краской по белому фону)

- Какие элементы заметили в изделиях на данный момент? (ответы детей)

3) Элементы росписи Гжель.

На фоне Слайда 6 учитель рассказывает об элементах росписи

- Гжель пользуется необычайно широкой популярностью у нас в стране и за ее пределами. Гжель является символом России.

Цвет кобальта от интенсивного до нежно-голубого словно возникает из глубины сверкающей белизны. Легкая линия сочетается с прозрачными мазком, что придает росписи характер быстрого акварельного рисунка и делает гжельский орнамент неповторимым. Любимая всеми гжельская посуда: чайники, кувшины, масленицы, сахарницы, медовницы, конфетницы. Гжельские персонажи узнаются и запоминаются.

Роспись можно по долгу рассматривать, фантазии художников неистощимы. Любимые сюжеты Гжели "за самоваром", деревенские улицы, избы, крестьяне, деревенские музыканты, гармонисты, влюбленные парочки, соседушки.

Гжельский орнамент - это бусины-ягоды легкие светло-голубые усики, тонущие в фарфоровой белизне, словно брызги, это - декоративные цветы. Цветочные композиции симметричны и спокойны. От крупного цветка расходятся в стороны тонкие стебли с бутонами. Пышные травки, легкая спираль усиков. Пышные гвоздики, лилии, розы, простые полевые цветы. Гжельский орнамент превращается в сказочно-декоративные узоры, лишь отдаленно напоминающие реальные растения.

- Посмотрим внимательнее Слайд 7

Мы видим элементы росписи “капелька”, “гжельские листики”, один из видов цветка, соединение элементов в простые узоры.

- И все же названия этих элементов встречаются и в других росписях. Что же отличает Гжель от них? (роспись только синей краской по только белому фону)

4) Гжель в стихах, картинах художников.

- Ребята, Гжель воспета в работах многих мастеров своего дела.

Поэты выразили свое восхищение в стихах…

Читают стихотворение Светланы Ледковой “Гжель” (Екатеринбург) 2 ученика

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.

В работах художников также можно встретить изделия Гжели:

Слайд 8,9,10

  • Работа Грохотовой Светланы (Москва) “Гжель и зефир”
  • Работа Игоря Белковского (Челябинск) “Гжель и васильки”

Это натюрморты. А сколько в них света, гармонии, тепла и любви к родному краю!

3. Практическая работа

Давайте, ребята и мы украсим сегодняшний день своими работами, выполненными в стиле Гжель.

Перед вами на партах – гипсовые разделочные доски. Ваша задача расписать их. Можете ли вы сразу нанести элементы росписи? (Нет.)

Что необходимо сделать? (Покрыть поверхность доски белым цветом)

Роспись гипсовых разделочных досок в стиле Гжель гуашью

Пока вы заняты интересным делом, для наших присутствующих гостей

Слайд 11 (3 мин 40 сек) выступит ансамбль Русь с танцем “Гжель”

Проектор выключается, во время практической работы играют мелодии: “Гусли”, “Балалайка”, “Песня про сувенир”, “Русский сувенир” в исполнении анс.Русский узор.

4. Рефлексия  (4 мин)

Гжель и современность.

- Ребята, востребована ли эта роспись в современное время? (Да)

- Где можно использовать, где бы вы использовали? (ответы детей) Слайд 12

В работах мастеров мы можем наблюдать искреннюю любовь к данной росписи. Работа их может быть выполнена в стиле Гжель.

  • Модульное оригами и квиллинг Слайд 13
  • Лепка из полимерной глины и картины из кожи Слайд 14
  • Декупаж и вышивка атласными лентами Слайд 15
  • Аэрография Слайд 16

В предстоящей олимпиаде, в российском городе Сочи, которая пройдет с 7 по 23 февраля 2014 года, Гжель также не останется в стороне. Олимпийские сувениры распишут под гжель

Слайд 17

Гжель приступила к выпуску своей фирменной продукции, украшенной теперь олимпийской символикой. Гжель стала очередным народным промыслом, получившим право выпускать продукцию с олимпийской символикой. Кроме символов Игр 14-го года, это еще и посуда.

5. Подведение итогов. Выставка работ (3 мин)

- Понравился вам урок?

- Что вам показалось интересным, а что стало познавательным?

- Что ж время посмотреть на ваши получившиеся сувениры.

- В чем вы испытали трудности?

- Что далось вам с легкостью?

Учитель:

...Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворить руками
Все то, что может радовать друзей.

Урок окончен. Всем спасибо.