Урок русского языка по теме "Члены предложения"

Разделы: Русский язык


Описание урока

Тип урока (мероприятия, занятия) Повторительно-обобщительный
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 минут
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Цели урока:

Образовательные: актуализировать понятия синтаксис, предложение, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения.

Развивающие: развивать критическое мышление через чтение художественного поэтического текста; логическое мышление, языковое чутьё; умение работать в группе

Воспитательные:  формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи. Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой).

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:
  • Знать главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
  • Уметь определять главные и второстепенные члены предложения в тексте

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической деятельности

Метапредметные:

УУД

которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия

  • Личностные УУД:  дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и “незнания”
  •  Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки.
  •  Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
  • Познавательные УУД: формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, делают обобщения и выводы.

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Урок “Члены предложения” содействует реализации новых ФГОС, так как
  • учитель продумал цели урока как результат ученика,
  • организовал работу по мотивации обучающихся.

Ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу,

  • спроектировали средства достижения поставленных целей,
  • оценили результаты своей работы.

Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью, тем самым, направляя учеников к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.

Аналитическая информация.

Обоснование целесообразности использования технологии активных методов обучения (АМО) для данного урока

Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?

Активные методы обучения позволяют достичь поставленных целей и задач урока за счет мотивированности обучающихся на положительный результат, что, своим образом, служит сигналом учителю в определении дальнейшей стратегии в выборе методов обучения.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО?

За счет использования технологии АМО были достигнуты следующие образовательные эффекты:
  • мотивированность обучающихся к обобщению материала;
  • заинтересованность в достижении цели урока;
  • аргументированные ответы обучающихся.

Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия

В целом сильный класс, но есть и учащиеся с низкими и средними способностями (4 человека). С учётом этого в содержание урока включён творческий материал различного уровня сложности. Планируемое занятие направлено на повышение уровня познавательной активности детей, развивает умение работать в режиме творческого поиска.

Способствует развитию самостоятельности детей в организации своей деятельности, целеполагании и самооценке своих достижений. Прививает навыки здорового взаимоотношения. Опираясь на творческую активность детей, стимулирует её развитие, а также развитие связанной речи.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, магниты.
Список учебной и дополнительной литературы Русский язык 5 класс под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, 2009 г.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М., Просвещение, 2012 г.

Дидактическое обеспечение урока Дидактические карточки
Ссылки на использованные интернет-ресурсы нет
Дополнительная необходимая информация нет

 

Фаза 1 “Начало образовательного мероприятия” Этап/ы (в зависимости от типа урока

– инициация (приветствие, знакомство)

– вхождение или погружение в тему (целеполагание),

– формирование ожиданий обучающихся

3 мин.

– Название метода: “Цепная реакция”

– Цели и задачи метода: задать позитивный настрой

– Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет

– Предварительная подготовка (если требуется): нет

– Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: обучающиеся по цепочке (соседу по парте) говорят слово, характеризующее их эмоциональный настрой.

– Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): атмосфера в классе

– Варианты проведения метода: нет

– Происхождение метода: авторский

– Ребята, сейчас Вы по цепочке (соседу по парте) скажите друг другу слово, которое будет характеризовать Ваше настроение.

5 мин.

– Название метода: “Ключевые слова”

– Цели и задачи метода: выявление цели урока

– Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет

– Предварительная подготовка (если требуется): нет

– Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся:составление кластера. – Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): уровень знаний по теме.

– Варианты проведения метода: нет

– Происхождение метода: заимствованный. С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова “Методический ларец”, Петрозаводск, “ПетроПресс”, 2002, с. 12

Обучающиеся в парах составляют приблизительную схему в виде ключевых слов. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Дети самостоятельно формулируют цели урока.
   

2 мин.

– Название метода: “Самооценка. Самоощущение”

– Цели и задачи метода: выявление эмоционального настроя учеников

– Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: вырезанные из цветной бумаги кружочки синего и желтого цветов.

– Предварительная подготовка (если требуется): нет

– Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся:.оценка ощущений происходит при помощи вырезанных из цветной бумаги двух фигурок разного цвета: желтый цвет обозначает положительный настрой, синий цвет – нейтральный. – Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): атмосфера в классе.

– Варианты проведения метода: нет

– Происхождение метода: авторский

-Ребята, давайте оценим свои ощущения. Если Вам все понятно, Вы довольны началом урока, поднимите, пожалуйста, желтый кружочек. Если у Вас плохое настроение, что-то непонятно – синий кружочек.
Фаза 2 “Работа над темой” Этап/ы (в зависимости от типа урока)

– интерактивная лекция (инпут),

– проработка содержания темы

15 мин.

– Название метода: “Слово – загадка”

– Цели и задачи метода: погрузить обучающихся в тему урока

– Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: разрезанные элементы загадки.

– Предварительная подготовка (если требуется): нет

– Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: каждой группе выдается загадка в виде разрезанных элементов. Задача обучающихся – восстановить текст загадки и дать правильный вариант ответа

– Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): работа в группах по 4 человека (объединяются по 2 парты).

– Варианты проведения метода: нет

– Происхождение метода: авторский

Работа в группах по 4 человека (объединяются по 2 парты). Каждой группе выдается загадка в виде разрезанных элементов. Задача обучающихся – восстановить текст загадки и дать правильный вариант ответа.

Начнём с загадок:

С неба падают зимой
И кружатся надо мной
Лёгкие пушистые Белые (снежинки)

И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая ...(Звезда)

Не колючий,
Светло-синий
По кустам развешан ...(иней)

Встанет ёлочка в углу
У окошка на полу.
А на ёлке до макушки
Разноцветные ... (Игрушки)

Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Конечно, снежная ... (метель)

Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Ледяная… (сосулька)

Ребята, каким членом предложения являются отгадки (снежинки, снег, мороз, лед, метель, сосулька)? (подлежащим). – Чем выражено подлежащее?

15 мин.

– Название метода: “Литературный элемент”

– Цели и задачи метода: углубить знания в области способов выражения сказуемого.

– Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.

– Предварительная подготовка (если требуется): нет

– Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: обучающимся предлагается стихотворение. Один из учеников выразительно его читает, все остальные пытаются определить автора. Затем записывают стихотворение в тетрадь, работают с синтаксическими элементами, конструируют предложения по образцу (в группах).

– Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): работа в группах по 4 человека (объединяются по 2 парты).

– Варианты проведения метода: нет

– Происхождение метода: авторский

1. Работа со стихотворением Н.А. Некрасова (выразительное чтение стихотворения учеником)

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло…
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Задание: записать стихотворение в тетрадь, выделить главные и второстепенные члены предложения, особое внимание уделить способам выражения сказуемого; найти однородные члены предложения, начертить их схемы.

2. Задание: сконструировать предложение согласно образцу: “Снежок, как мел, скрипуч и сух” (синтаксический синоним). (Задание выполняется в группах)

Фаза 3 “Завершение образовательного мероприятия” Этап/ы (в зависимости от типа урока)

– разминка (релаксация),

– подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

3 мин.

– Название метода: “Образность”

– Цели и задачи метода: на основе стихотворения мысленно нарисовать в воображении прочитанные образы.

– Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.

– Предварительная подготовка (если требуется): нет

– Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: обучающиеся закрывают глаза, делают несколько глубоких вздохов, расслабляются, мысленно представляют картину стихотворения.

– Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): нет

– Варианты проведения метода: нет

– Происхождение метода: авторский

– Ребята, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вздохов, постарайтесь расслабиться и увидеть картину стихотворения.

– Откройте глаза. Какие образы Вам вспомнились?

2 мин.

– Название метода: “Игра цвета”

– Цели и задачи метода: при помощи цвета выразить свои ощущения от урока.

– Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: вырезанные из цветной бумаги кружочки синего и желтого цветов.

– Предварительная подготовка (если требуется): нет

– Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: оценка ощущений с позиции пройденного урока происходит, как и в самом начале урока, при помощи вырезанных из цветной бумаги двух фигурок разного цвета: желтый цвет обозначает положительный настрой, синий цвет – нейтральный.

– Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): атмосфера в классе

– Варианты проведения метода: нет

– Происхождение метода: авторский

– Ребята, дайте оценку своим ощущениям, поднимите тот кружочек, который больше всего соответствует Вашему настроению (оценка ощущений происходит при помощи вырезанных из цветной бумаги двух фигурок разного цвета: желтый цвет обозначает положительный настрой, синий цвет – нейтральный).

 Презентация

30.07.2014