Программа элективного курса географии на тему "История народов Южного Урала. Нагайбаки: происхождение, культура, хозяйство и быт"

Разделы: География


Тема изучения родного края имеет важное место в жизни любого человека. Много ещё не изученного и не изведанного в нашей малой родине. Удивительна и неповторима природа, неотразима кладовая полезных ископаемых, сказочно разнообразен животный и растительный мир, а сколько других достопримечательностей?

Самое главное богатство - это люди, проживающие на нашей южноуральской земле. Край наш многонационален. У нас проживают такие народы, как русские, татары, казахи, башкиры, нагайбаки, мордва, украинцы, чуваши.Нагайбаки комплексно проживают в соседнем Нагайбакском районе, а в наш Карталинский район частично переселились после войны в начале 50-х годов прошлого века. Большой интерес изучения истории нагайбакского народа вызывает тот факт, что они имеют статус малых народов, который получили только в 1993 году.

В 8 классе в курсе краеведения "История и культура народов Южного Урала" частично мы знакомимся с историей, традициями, бытом народов, живущих рядом с нами. Но изучение истории народов носит ознакомительный характер. Данный элективный курс предусматривает более детальное изучение истории происхождения нагайбакского народа, их материальной, духовной и традиционной культуры. К тому же, нагайбаки настолько самобытный народ, что имеет как сходства, так и различия с тюркско-язычными народами и русским населением. Большой интерес вызывают казацкая служба, свадебная обрядность, гадания и игры, национальная кухня и многие другие традиции.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа в из расчёта 1 часа в неделю. Он содержит не только теоретические аспекты изучения истории нагайбакского народа, их культуры, но и анализ материалов экспедиционных выездов членов научного общества учащихся школы в Нагайбакский район, полевых исследований, что является ценным в целях образования и воспитания детей и вызывает большой интерес у обучающихся.

Прохождение данного курса "История народов Южного Урала. Нагайбаки: происхождение, культура, хозяйство и быт" основывается на обзор и изучение литературы, научных трудов этнографов и исследователей, материалов сети Интернет, архивных документов музеев, фактических материалов информаторов - жителей Нагайбакского и Карталинского районов.

Программа элективного курса построена таким образом, что учащиеся одновременно приобретают использование метода проектной технологии в изучении предмета краеведение в общеобразовательном учреждении, способствующие формированию познавательной активности учащихся.

Итоговой работой представляемого элективного курса будет проектная работа, выполненная с требованиями данной методики.

Цель курса: формирование у учащихся знаний об истории происхождения нагайбакского народа, традиционной, духовной и материальной культуры нагайбаков нашего края.

Задачи курса:

  • Сделать обзор литературы, на основе анализа взглядов историков, этнографов и исследователей 18 -19 веков, прошлого века и современников, познакомить учащихся с историей происхождения нагайбакского народа Южного Урала.
  • Способствовать развитию навыков и умений характеризовать материальную, традиционную и духовную культуру нагайбакского народа, сравнивать с культурой других народов, проживающих в нашем крае, оценивать их уровень самосознания.
  • Способствовать формированию национального самосознания учащихся, которое станет ключевым аспектом в желании знать своё происхождение, свою родословную, в сохранении и продолжении культуры и традиций своего народа.
  • Воспитывать уважение к традициям разных народов.
  • Совершенствовать навыки применения новых информационных технологий: интерактивных плакатов, презентаций, тестов, викторин, игровых форм.

Программа направлена на получение учащимися следующих знаний:

  • различные взгляды историков и этнографов о происхождении нагайбакского народа;
  • особенности женской одежды нагайбаков: состав, социовозрастной статус, приёмы декоративно-художественного оформления костюма, технология изготовления и используемые материалы, назначение;
  • предметы быта и домашнего обихода;
  • внешний облик традиционного жилища и интерьера, место разных предметов в избе;
  • элементы национальной кухни; блюда, приготовляемые на праздниках, похоронах и поминальных обедах;
  • обычаи, обряды, ритуалы нагайбаков, роль сохранения в жизни жителей нашего края;
  • традиции нагайбакского народа, игры, праздники, гадания;
  • уклад казачьей жизни, влияние православной церкви на уклад казачьей жизни нагайбаков; статус казаков-нагайбаков, казацкая служба;
  • хозяйственная деятельность нагайбаков;
  • поиск информации по заданной теме, обобщение, систематизация, корректировка собранного материала по теме;
  • составление реферата, написания научно-исследовательской работы;
  • оформление записей бесед с информаторами, их воспоминаний;
  • ведение картотеки архива собранных материалов.

Программа направлена на выработку у учащихся следующих умений:

  • анализировать различные точки зрения о происхождении нагайбаков;
  • описывать традиции нагайбаков;
  • аргументировать влияние православной церкви на уклад казачьей жизни нагайбаков;
  • выделять особенности национальной одежды народного костюма нагайбаков;
  • сравнивать традиционные жилища разных народов, элементы национальной кухни;
  • проводить сравнительный анализ нагайбакской кухни с русской;
  • сопоставлять блюда для приготовления для торжеств, праздников, поминально-похоронных обрядов;
  • планировать последовательность работы и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;
  • развивать познавательный интерес на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;
  • аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • работать индивидуально и коллективно, выполнять творческие задания;
  • вести документацию собранных материалов.

На основе полученных знаний и умений программа элективного курса направлена на выработку у учащихся следующих навыков:

  • исследовательской и проектной деятельности;
  • составления опросных листов, вопросов для анкетирования, интервьюирования;
  • систематизации и проведения обработки данных, обобщения полученных данных, выполнения умозаключений и выводов;
  • проведения интервьюирования и его анализа;
  • выполнения видеосъёмки и создания видеофильмов;
  • составления интерактивных кроссвордов, тестов, игр;
  • создания презентаций и интерактивных плакатов;
  • создания эссе и научных статей для публикаций в сборниках.

Ожидаемые результаты:

  • формирование представлений учащихся об истории происхождения нагайбаков, материальной, традиционной и духовной культуре;
  • обобщение полученной информации и представление собранного материала в форме проекта, реферата, научно-исследовательской работы;
  • развитие познавательных интересов в ходе самостоятельного поиска информации, получения новых знаний, анализа оценки новой информации, корректировки собранного материала;
  • приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности по направлению;
  • использование ИКТ - технологий при оформлении итоговых работ.

Данная программа элективного курса и разработанное тематическое планирование может быть использовано в профильном обучении и предпрофильной подготовке обучающихся школы в разделе "Народы Южного Урала". Содержание элективного курса разработано таким образом, что предусматривает формирование у учащихся личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов и развитие УУД согласно требованиям ФГОС общего образования,направленность на соответствие работы принципам развивающего обучения

Следует обратить внимание на то, что данный курс может быть использован как для проведения уроков, так и внеклассных занятий, а также и в дистанционном обучении школьников.

Программа элективного курса предполагает 34 занятия, которые направлены на использование и анализ литературы, материалов из сети Интернет, информаторов, архивов музеев. Теоретическая часть включает 13 часов и предусматривает изложение теоретических аспектов элективного курса, остальные часы предназначены на практическую часть курса, рассчитанная на 21 час. Во время прохождения предлагаемого курса, учащиеся осваивают разные методы работы: анализ, сравнение, выявление причинно-следственных связей, выявление особенностей хозяйственной деятельности, традиционной, материальной, духовной культуры нагайбаков с русскими и тюркскоязычными народами нашего края.

Деятельность учащихся в рамках реализации программы элективного курса носит творческий характер, способствует приобретению новых знаний, их использованию, формированию умений выполнять проектные работы и защищать их, воспитанию духовно-нравственной культуры.

Изучение народов Южного Урала, их истории происхождения, культуры, в сочетании с другими элементами учебно-воспитательной работы является важным компонентом обучения и воспитания школьников.

Заключительным этапом элективного курса является выполнение минипроектов всеми учащимися, подготовка презентаций для защиты работы. После защиты проектных работ, целесообразно провести рефлексию. Актуальным будет обсуждение содержания данного элективного курса, форм его проведения, предложения учащихся по итогам работы.

Выбор проектного продукта зависит от уровня интеллектуальной подготовленности, индивидуальных способностей, интересов учащихся.

Для контроля знаний применяются круглый стол, игровые формы, подготовка сообщений.

Содержание программы курса

1. Взгляды историков о происхождении нагайбакского народа

(3 часа).

Обзор литературы о происхождении нагайбакского народа, изучение и анализ взглядов 18-19 веков, прошлого века и современных историков и исследователей на историю происхождения нагайбаков. Территориальная структура расселения нагайбаков. Переселенцы - нагайбаки в Карталинском районе.

2. Духовная культура нагайбаков(3 часа).

Структура системы образования и формы обучения нагайбакских детей. Нагайбакская школа и нагайбакский язык. Богослужение нагайбаков и других народов, церковная служба нагайбаков. Уклад казачьей жизни, отличительные черты службы казаков-нагайбаков. Влияние православной церкви на уклад казачьей жизни. Характеристика служилого положения казаков-нагайбаков.

3. Традиционное жилище нагайбаков (3 часа).

Архитектурные особенности строительства жилищ в 18 - 19 вв. и начале 20 века. Структура традиционного жилища нагайбаков, интерьер и внутреннее убранство, особенности внешней отделки. Особенности строительства жилищ нагайбаков в сравнении с русским, татарским, казахским жилищем.

4. Традиционная одежда нагайбаков (3 часа).

Территориальные особенности изготовления мужской и женской одежды нагайбаков, характеристика традиционной одежды. Праздничная, повседневная одежда нагайбаков. Функции одежды, различия детской, девичьей и женской одежды. Территориальные различия в одежде. Особенности декоративно-художественного оформления. Виды одежды и их отличительные особенности. Причины и виды трансформации одежды в нашем крае. Влияние моды 20 века на одежду нагайбаков.

5. Предметы быта, домашнего обихода (3 часа).

Названия, применение и использование предметов быта и домашнего обихода в хозяйстве и быту. Традиционная утварь, посуда и история их происхождения. Место разных предметов и домашнего обихода в доме. Быт хозяйки дома. Сравнительная характеристика предметов быта и домашнего обихода нагайбаков и других народов.

6. Традиции нагайбаков (6 часов).

Народные праздники и обряды: Пасха, Масленица, празднование Рождества, Святки, Троица, Козьма Демьян, Кащману - Крещение, Нардуган, Прощёное воскресение - Прущтый, Благовещение, Вербное воскресенье, Покров день. Название праздников и их происхождение. История происхождения народных бытовых обрядов. Похоронно-поминальный обряд, свадебная обрядность нагайбаков, приданое невесты. Народные праздники и обряды, соответствующие годовому циклу хозяйственных работ и временам года. Молодёжные игры, потехи, гулянья, девичьи посиделки. Гадания, приметы и их значения в жизни нагайбаков. Черты сходства и различий традиций русского и тюркскоязычного населения.

7. Национальная кухня (4 часа).

Элементы национальной кухни нагайбаков, приёмы приготовления пищи.Сравнительная характеристика блюд нагайбской кухни с кухней народов, проживающих в нашем крае. Ежедневные блюда, блюда для торжеств, поминальных обедов. Традиционные блюда. Каша как одно из традиционных блюд русского народа. Традиции и обряды, связанные с приготовлением каш.

Оригинальность нагайбакской кухни. Рецепты блюд, записанные со слов бабушек: затируха, кэстэбый; бутербродная масса из смеси сливочного масла и сушённых ягод, красный творог, курт - соленый творог, вишня с топленым маслом, топленое молоко к чаю, нагайбакская лапша, соленое баранье мясо, сдобные пироги с начинкой, кулага - повидло из свежих ягод.

8. Хозяйственная деятельность нагайбаков (4 часа).

Социальный статус нагайбаков. Занятия нагайбаков, собственное подворье, ведение хозяйства.

9. Оформление портфолио по окончании курса (3 часа).

Методика проектной деятельности. Исследовательская деятельность и её этапы, проведение исследования.Составляющие портфолио, папка и собранные материалы, картотека.Виды проектных продуктов, способы оформления проектного продукта. Создание продукта проектной деятельности.

10. Защита проектов (2часа)

Требования при защите проекта к учащемуся; требования по оформлению презентации для защиты.Умение представлять и защищать работу, отвечать на вопросы.

Используемая литература.

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. №2.
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала "Исследовательская работа школьников", серия "Сборники и монографии", М., 2006.
  3. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.
  4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. № 10. - С. 158-161.
  5. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.
  6. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002

Приложение.

13.07.2014