Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 6


Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников

Задачи:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;
  • формирование умения работать в команде, сотрудничать;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Ход мероприятия

Эпиграф:

Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык!
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!

Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Филологии.

Филоломгия — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие две команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать свои знания и умения.

Представление команд

Путешествие нам предстоит непростое. Посмотрите на карту нашего путешествия, сколько удивительных мест нам предстоит пройти, чтобы получить ключ знаний.

1. Город Фонетики. Мы с вами попали в чудесный город Фонетика. Что изучает раздел фонетика? (звуки речи) .

Задание. Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи.

карточка для 1-й команды карточка для 2-й команды
[мч'аца] [л'й'оца]
[р'иб'ина] [бай'ан]
[аб'й'ат] [в'й'эст]
[патп'ищ'ик] [раскащ'ик]
[д’в’ирнaй’а] [ч'oрнава]

Ответы.

1-я команда: мчаться, рябина, объят, подписчик, дверной;

2-я команда: льётся, баян, въезд, рассказчик, чёрного.

2. Река Литературная.

Чтобы продолжить наше путешествие, нам нужно преодолеть Волшебную реку, которая носит гордое название Литературная

  • Назовите автора и произведение, в котором фигурирует данный персонаж.
  • Баба Бабариха (Пушкин “Сказка о царе Салтане”),
  • Знайка (“Незнайка” Носов),
  • Герда (“Снежная королева” Г-Х Андерсен),
  • Васютка (“Васюткино озеро” В. Астафьев),
  • Вакула (“Вечера на хуторе близ Диканьки” Н.В. Гоголь),
  • Герасим (“Му-му”, Иван Тургенев) ,
  • Моська (“Слон и Моська” Крылов)

3. Город Орфоэпии.

Замечательный город Орфоэпии приглашает погулять по его прекрасным улочкам. Но прежде, чем попасть в город скажите, что изучает орфоэпия (произношение слов, постановку ударения)

Задание. Расставьте ударения.

карточка для 1-й команды карточка для 2-й команды
баловать звонит
каталог квартал
облегчим повторим
средства хозяева
феномен закупорить
упрочение обеспечение
досуг приговор
вы правы на выборах
августовский кухонный
завидно исчерпать
щавель столяр
ходатайствовать осведомиться

Ответы.

1-я команда: баловать, каталог, облегчим, средства, феномен, упрочение, досуг, вы правы, августовский, завидно, щавель, ходатайствовать;

2-я команда: звонит, квартал, повторим, хозяева, закупорить, обеспечение, приговор, на выборах, кухонный, исчерпать, столяр, осведомиться.

4. Озеро Сказочное.

1) Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (колобок)

2) Назовите героиню французской сказки, которая получила своё прозвище благодаряголовному убору. (Красная шапочка)

3) Назовитегероиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственнымпродуктом.(Репка)

4) Назовите сказку итальянского писателя, где все герои фрукты и овощи. (Чиполино)

5) Где жил и чем занимался самый знаменитый кот А.С.Пушкина?(На дубе, сказки говорил)

6) Какая собака стала жертвой помещичьего произвола? (Муму)

7) Назовите героясказки.

“Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке сдлинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Онпоклонился почтеннейшей публики и сказал: “Здравствуйте, меня зовут...” Пьеро

“Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку сзелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски...” (Незнайка)

5. Город Синтаксис.

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла) :

1. Из предложения “Стеной стоят желтые колосья пшеницы” возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения “Листья падают”.

3. Из предложения “Пушкин очень любил осень” возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения “Осень щедро одаривает леса краской”.

5. Добавьте сказуемое из предложения “Весна выстлала на лугу разноцветный ковер”.

6. Из предложения “Куда ведете нас, дороги?” возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги) .

Игра со зрителями

  1. Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол)
  2. Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)
  3. Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)
  4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
  5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я)
  6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто – п)
  7. В каком слове сорок гласных? (сорок – а)
  8. Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)
  9. Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
  10. Что стоит в середине земли? (буква м)
  11. Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и)
  12. Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)
  13. Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)
  14. Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)
  15. Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меня их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент? (кочегар – кочерга)
  16. Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)
  17. Какую часть сова можно в земле найти? (корень)
  18. Какую сточку не может прочесть ни один учёный? (сточка – “сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи”)
  19. Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? (предлог – “внешний повод к чему-нибудь”, наречие – “совокупность диалектов какого-либо языка”)
  20. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (точка – “след от прикосновения, укола”, “место в пространстве”, “место, пункт, где что-либо происходит”)

6. Водопад Пунктуация

Задание. Прочитайте, исправьте пунктуационные ошибки.

Карточки одинаковы для каждой команды.

Лес прекрасное место отдыха но лесная глушь может обернуться для человека погибелью. Очаровывает и одновременно ужасает древесное царство дремучего леса. Соединились корнями сплелись ветками и заслонили небесный простор гигантские дубы и могучие сосны и ели. Громоздкие повалившиеся стволы да непроходимые заросли кустарников никому не дают проложить здесь трапу ни человеку ни зверю. В горестном положении окажется заблудившийся в этой чаще человек.

Ответ:

Лес – прекрасное место отдыха, но лесная глушь может обернуться для человека погибелью. Очаровывает и одновременно ужасает древесное царство дремучего леса. Соединились корнями, сплелись ветками и заслонили небесный простор гигантские дубы и могучие сосны и ели. Громоздкие провалившиеся стволы да непроходимые заросли кустарников никому не дают проложить здесь тропу: ни человеку, ни зверю. В горестном положении окажется заблудившийся в этой чаще человек.

Игра со зрителями

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
  3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
  4. Слово “белый” по отношению к слову “чёрный” (антонимы).
  5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
  6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
  7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение) .
  8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
  9. Часть слова без окончания (основа).
  10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
  11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное) .
  12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика) .

7. Город Пословиц.

Составьте пословицу из разбросанных слов.

1) Один, семь, ответ, бед.

2) Мир, война, разрушает, строит.

3) Несчастье, бросай, не, в, друга.

4) Золото, серебро, молчание, слово.

5) Скажи, подумай, потом, сперва.

6) Язык, голова, болтает, отвечает, а.

7) Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.

8) Книга, не, манит, к, себе, а, пряник.

Составь пословицу из разбросанных слов:

1) Ум, без, крыльев, птица, как, без, книги.

2) Не, работает, не, ест, кто, тот.

3) Один, раз, примерь, отрежь, семь, раз.

4) Дела, слов, меньше, больше.

5) До, поту, поешь, работай, в, охоту.

6) А, не, плотник, топор, тешит.

7) Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет.

8) Голова, у, ума, ног, не, просит.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, ключ от страны знаний найден и я надеюсь, что у каждого из вас осталось хорошее впечатление от нашего путешествия

Презентация