Открытый урок географии по теме "Города Европейского Северо-Запада: история, современность и перспективы развития". 9-й класс

Разделы: География


Образовательные задачи: формирование универсальных учебных действий: умения высказывать и развивать свои мысли, развитие речи; развитие умения выделять главное, работать с разными источниками информации (текст, устный рассказ, карты атласа, интернет ресурсы).

Учебные задачи: сформировать облик (образ) городов Северо-Запада; выявить особенности их развития и роль в современной жизни России; актуализировать знания по истории России.

Воспитательные задачи: формировать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес к её истории и будущему.

Ход урока

1. Объявление темы и задач урока.

2. Проверка знаний:

1) показать на карте Северо-Западный экономический район;

2) слайд шоу пейзажей разных природных зон России. Учащиеся должны назвать те из них, на которых, по их мнению, изображена природа Северо-Западного экономического района. Обосновать свой выбор. [Приложение 1].

3. Вступительное слово учителя: Уже в раннем Средневековье от Балтийского моря начинался знаменитый путь (какой?) – “из варяг в греки”, а также из Балтики в Поволжье. Здесь возникли процветающие торгово-ремесленные и культурные центры. О каких городах идет речь в следующих стихотворениях:

Ты ль предо мной, о древний град
Свободы, славы и торговли!
Как живо сердцу говорят
Холмы разбросанных обломков!
Ответствуй, город величавый:
Где времена цветущей славы,
Когда твой голос, бич князей,
Звуча здесь медью в бурном вече,
К суду или к кровавой сече
Сзывал послушных сыновей?
Когда твой меч, гроза соседа,
Карал и рыцаря, и шведа,
И эта гордая волна
Носила дань войны жестокой?
Скажи, где эти времена?
Они далёко, ах, далёко!
(Д.В. Веневитинов, 1868. Великий Новгород)

Ни тучки от грозы вчерашней
На небе и в помине нет.
Зажегся над Покровской башней
Омытый ливнями рассвет.
В те времена, когда Баторий
Стоял здесь, требуя ключи,
Помножив гнев святой на горе,
Взошли на стены (псковичи).
Воспоминания доныне
Хранит легендами земля,
Как здесь о русскую твердыню
Разбилось войско короля.
Как шли под клич набатных звонов
В бессмертье русские сыны...
Молчу у тихих бастионов,
Повитых былью старины.
(В. Боровиков. Псков)

Под властью “Господина Великого Новгорода” находились огромные территории – от Кольского полуострова до верховья Волги, от Балтийского моря до Полярного Урала.

Великий Новгород отличался высокой грамотностью населения, мастерством ремесленников, строителей и художников.

Псков был богатым торговым городом. В 1240-1242 гг. был захвачен рыцарями Тевтонского ордена, и лишь победа Александра Невского на Чудском озере (как называлась битва? (Ледовое побоище)) принесла свободу.

4. 4 учащихся показывают подготовленные презентации о Пскове, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге и Калининграде [Приложение 2]. Класс заполняет в течение урока таблицу. Тема таблицы – тема урока. Первые две колонки таблицы заполняются на основе презентаций. Сведения в третью и четвертую колонки учащиеся ищут в учебнике, помогает учитель. Перспективы развития учащиеся могут попробовать сформулировать сами.

Город Историческая роль, достопримечательности Современные проблемы Перспективы развития
       
       

5. Вопросы для закрепления материала:

- Чем отличаются старые города от новых?

- Почему Северо-Запад имеет в своем составе так много старинных городов?

- Почему Санкт-Петербург называют “городом-музеем”?

- Какие функции вам представляются наиболее перспективными для древних городов Северо-Запада: промышленные, рекреационные, обслуживания прилегающих территорий или какие-либо ещё?

6. Рефлексия. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: работа в контурной карте — нанести достопримечательности городов Северо-Запада, отрасли промышленности, развитые в них. Читать параграф 31 (учебник УМК “Сферы”).

7.07.2014