Методическая разработка урока музыки по теме "Музыка Армении". 4-й класс

Разделы: Музыка, Внеклассная работа

Класс: 4


Цель урока: формирование представлений о музыкальной культуре Армении на примере народной и профессиональной музыки.

Задачи:

  • расширить представление учащихся об особенностях музыкальной культуры народов Закавказья на примере армянской музыки, познакомить с историей развития музыки Армении, музыкальными инструментами
  • развивать исполнительские навыки и умения, а также творческие воплощения полученных знаний
  • прививать бережное отношение к культурным традициям народов, воспитание интереса, любви и уважения к общей музыкальной культуре

Музыкальный материал:

  • Грузинский танец “Лезгинка
  • Муз. А.Днепрова, сл. В.Харитонова “Армения”
  • Армянская народная песня “Ласточка”
  • А.И. Хачатурян “Танец с саблями” из балета “Гаянэ”
  • Муз. В. Лебедева, сл. Л. Куклина “Про нас с тобой”

Ход урока

Вход: Грузинский танец “Лезгинка” (слушание)

Музыкальное приветствие.

Презентация.

- Ребята, вам знакома музыка, с которой мы начали наш урок? К какому типу музыки можно её отнести? Какой характер? Какому народу принадлежит?

(Ответы детей).

- Да, вас приветствовала яркая, темпераментная, колоритная музыка грузинской лезгинки.

- На дом вам было задано нарисовать на выбор: или грузинский костюм, или инструмент. Поднимите руки те, кто выполнил задание.

(Проверка домашнего задания)

- Молодцы! Замечательные рисунки у вас получились.

- Скажите, к какой группе народов относятся грузины?

- Правильно, к Закавказской.

- Сегодня мы продолжим разговор о представителях закавказских народов. Мы отправимся в путешествие в удивительно красивую страну, название которой узнаем после знакомства с небольшим видеороликом. Внимание на экран.

(Видеоролик о природе Армении на фоне звучания дудука) (видео 1)

- Вам понравилось? Очень красиво, не правда ли?

- Назовите страну. Может вам поможет музыка, которая звучала во время фильма.

(Ответы учащихся)

- Ваши предположения очень разные. Правильный ответ мы найдём в кроссворде, который не нужно разгадывать, он уже решён. Посмотрите на экран. (слайд 1, приложение 1)

-Давайте вместе прочитаем слова.

- Нашли ли вы среди этих слов знакомые?

(Ответы ребят)

- Действительно, наш кроссворд состоит из пока незнакомых вам понятий, фамилий, названий. Но если вы обратили внимание, в кроссворде выделены некоторые буквы. Итак, мы назовём страну, составив из выделенных букв слово. Если вариант будет верным, то зазвучит музыка с правильным ответом.

(Предлагается одному из учеников, первым поднявшему руку, выписать название страны на школьной или интерактивной доске. Ученик выписывает слово и звучит фрагмент песни “Армения” (муз.А.Днепрова, сл. В. Харитонова) в исполнении певицы Зары):

...А где-то горы, горы, а за ними нивы, Армения моя,
Знаю, мама, мама, Армения, ты ждешь меня.
А где-то горы, горы, а за ними нивы, Армения моя,
Знаю, мама, Армения, ты ждешь меня... (слайд 2)

- Вы абсолютно правы. Нас ждёт одна из древнейших на нашей Земле стран – Армения.

- Что вы знаете об Армении?

Ответы ребят:

- Столица – Ереван, находится в Закавказье...

- Молодцы.

- И видеоролика, вы уже поняли, что природе Армении характерно множество гор со снежными вершинами, быстрые горные реки, густые леса. Народ здесь живёт трудолюбивый, общительный, смелый, мужественный, темпераментный и очень музыкальный.

- Сегодня мы поближе познакомимся с музыкальной культурой армянского народа.

-Тема нашего урока: “Музыка Армении” (слайд 3)

- Символом армянской нации является гора Арарат, которую вы уже видели в видеофильме. Её изображение даже имеется на гербе Армении (слайд4)

- Первое упоминание названия “Армения” относится к 520г. до н.э.

- Армянская народная музыка берёт своё начало в глубокой древности. Её научно прослеживаемая история насчитывает свыше трёх тысячелетий. Доказательством тому являются найденные археологами старинные музыкальные инструменты и различные изображения музицирующих людей, а так же древние письмена, повествующие о тех или иных событиях, церемониях, которые сопровождались музыкой(слайд5).

- Из глубины веков доходят до нас сведения об армянских народных певцах – гусанах. (слайд 6)

- Гусаны пели песни, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах, преимущественно на пирах, свадьбах, похоронах. Исполняли они также эпические песни, мифические сказания и д.р. Наряду со словом “гусан”, используется и слово “ашуг”, что означает – “певец-поэт”, но это понятие можно встретить не только в армянской, но и в культуре некоторых других закавказских и тюркских народов.

- Свои певцы-сказители есть у многих других народов. С некоторыми из них мы уже знакомы. Назовите их.

(Бояны – у русского народа, сэсэны – у башкир, кобзари – у украинцев, акыны – у некоторых народов Средней Азии)

- Наряду со светской музыкой, к которой относилось творчество гусанов, в Армении широкое распространение и значение имела духовная музыка. Армения – первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии.

- Среди основных вокальных жанров можно выделить обрядовые, календарные, трудовые, свадебные, военные, эпические, застольные, колыбельные, бытовые, игровые, погребальные и т.д. жанры.

- Предлагаю вам послушать одну из старинных армянских песен, определить её характер, рассказать о чём песня, дать ей название.

(Слушание: армянская народная песня “Ласточка” (слайд 7)

(песня рассказывает о любви к матери, к Родине; мелодия плавная, лиричная, протяжная, нежная, сердечная...)

- Песню “Ласточка” очень любят в Армении и я предлагаю нам её разучить .

(вокально-хоровая работа над 1 куплетом песни, работа над интонацией, фразировкой, дикцией)

-Молодцы! Я вижу, что песня вам понравилась, продолжим работу над ней на следующем уроке.

- Сегодняшний урок мы начали с лезгинки – традиционного, зажигательного танца грузин. Но лезгинка присутствует и в танцевальной культуре других закавказских народов, в том числе и армянского.

- Послушайте армянскую лезгинку и скажите: какое из средств музыкальной выразительности является здесь ведущим? (ритм)

(слушание)

- Да, танцы армян очень ритмичные, энергичные. Исполнение любого танца трудно представить без инструментального сопровождения. Об армянских народных инструментах мы сейчас и поговорим. (слайд 8)

- Коль речь пошла о ритме, ответьте, какая группа инструментов отвечает за ритмическую основу музыки? (Ударная)

- Главным инструментом группы ударных является дхол. (слайд 9)

Это род двустороннего барабана, корпус которого выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. Инструмент поддерживает чёткость и остроту ритма.

- Одним из представителей струнно-смычковых инструментов является кемани. (слайд 10) Этот инструмент очень похож на скрипку, но на нём играют сидя, держа между коленями.(слайд 11)

- Наше знакомство с армянскими инструментами будет неполным без удивительного, известного на весь мир инструмента – дудука. (слайд 12)

-Его звучание вы уже слышали на уроке. К какой группе относится дудук? (к духовой).

- Дудук – один из древнейших инструментов в Мире. Есть очень красивая легенда о дудуке:

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг.

Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность.

Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы.

И тогда Владыка Ветров ответил ему: “Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать!”

Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: “Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет”.

Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он - при дереве.

Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску.

Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод.

И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло.

Осталась только веточка, в которой запуталась частица ветра. Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания.

Потому что главное в любви — это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

- В древности этот инструмент называли “циранапох” (трубка из абрикосового дерева). Дудук обладает тёплым, мягким, приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Выдающийся армянский композитор Арам Ильич Хачатурян однажды сказал, что дудук – это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.

- Дудук состоит из трубки и съёмного язычка (трости). Длина инструмента около 40 см. Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным – изменялась лишь манера игры.

Мало кому известно, что в 2005 году армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Произошло это во многом благодаря одному из самых известных армянских музыкантов, живой легенды мировой музыки, виртуозу дудука – ДживануГаспаряну. (слайд 13)

- В руках настоящего мастера дудук рисует пейзажи Армении и рассказывает историю армянского народа. Послушайте ещё раз как звучит “душа армянского народа”.(видео2)

- Сегодня дудук звучит во множестве кинофильмов, таких как: “Гладиатор”, “Страсти Христовы”, “Код да Винчи”, “Зена – королева воинов”, “Арарат”, “Александр”, “Халк” и многих других.

- Музыку дудука традиционно является неотъемлемой частью общественной жизни и кульуры армян.

- На нашем уроке уже дважды прозвучало имя – Арам Ильич Хачатурян.

(слайд 14)

- Это выдающийся советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

- С детства юный Арам проявлял интерес к музыке, но не получив одобрения окружающих, начал заниматься ею только с 19 лет. Закончив Гнесинское музыкальное училище, поступает в консерваторию, которую блестяще оканчивает и поступает в аспирантуру. Уже в студенческие годы появляется ряд ярких произведений для скрипки, фортепиано, кларнета. Позднее вышли в свет и первые крупные произведения: 1-я симфония и концерт для фортепиано с оркестром. Но всемирную славу Хачатурян получил благодаря своим балетам “Спартак” и “Гаянэ”.

- Балет “Гаянэ” был написан во время Второй мировой войны. Это яркий рассказ о людях, о любви к Родине, битве с врагами. Балет заканчивается праздником, в котором принимают участие гости из разных республик. Исполняются танцы этих народов. Среди них самым известным является танец, который мы сейчас посмотрим. Обратите внимание на характер музыки, движений. Попробуйте придумать танцу название.

( “Танц с саблями” из балета “Гаянэ” А.И. Хачатуряна) (видео 3)

(анализ музыки)

- Я уверена, что вы не раз слышали эту музыку. Этот танец так и называется “Танец с саблями” (слайд 15). Музыка очень энергичная, яркая, динамичная...

- Мы с вами попробуем дополнить эту музыку своим оркестром. Выбирайте инструменты, наиболее подходящие по звучанию.

(учащиеся выбирают из предложенных учителем детских инструментов, барабан, бубен, маракасы, металлофон, треугольник)

Часть ребят играют на инструментах, часть занимаются пластическим интонированием. Также выбирается дирижёр, который и руководит оркестром, показывая отдельным группам момент вступления)

- Молодцы! Замечательный, дружный получился у нас оркестр, все группы старались слушать друг друга, музыку, исполняли ритмично и музыкально.

- Арама Ильича Хачатуряна не стало в 1978 году, но в памяти людей навсегда останется его великая музыка, которая пронизана бесконечной любовью к своему народу, к своей Родине.

Рефлексия

- На нашем уроке мы пели, слушали и исполняли музыку. Что больше всего вам понравилось и запомнилось? (ответы учащихся)

- А сейчас предлагаю вам проверить знания, полученные на уроке. Вы получите листочки с заданием – соединить стрелочками вопросы, данные в левом столбике с правильными ответами из левого (приложение 2).

1.Армянский духовой инструмент А. Дхол
2.Выдающийся советский армянский композитор Б. Хачатурян
3.Армянский ударный инструмент В. Гусан
4.Гора – символ армянской нации Г. Гаспарян
5.Известный армянский музыкант-виртуоз Д. Дудук
6.Народный певец в Армении Е. Арарат

(после выполнения задания ученики обмениваются листочками с соседом по парте и вместе с учителем проверяют и оценивают работу)

- Мы живём одной многонациональной семьёй. Наш общий дом – наша планета, а если нас и разделяют границы, то это только земельные границы, а в музыке их нет и быть не может. Давайте в конце урока споём одну из наших любимых песен “Про нас с тобой”, главной идеей которой является дружба. Ведь музыка и дружба объединяют и роднят всех людей на свете.

(исполнение песни “Про нас с тобой” из к/ф “Макар – следопыт” (муз.В.Лебедева, сл. Л. Куклина) (приложение 3).