Урок математики по теме "Задачи на кратное сравнение"

Разделы: Начальная школа


Используемый УМК: “Школа России” Математика в 2-х частях, Москва “Просвещение” 2012г. Под редакцией М.И. Моро.

Цели урока:

  • познакомить с задачами на кратное сравнение;
  • закреплять вычислительные навыки;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся.
  • воспитание культуры общения, любви к природе, окружающему миру, умения работать индивидуально, коллективно, в парах

Задачи урока:

  • отработка на практике умений и навыков решать задачи нового типа;
  • формирование умения анализировать;
  • развитие навыков самостоятельной работы

Предполагаемый результат: учащиеся научатся решать задачи на кратное сравнение, пользоваться таблицей умножения и деления, понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Формы организации работы учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная

Авторский медиапродукт – презентация “Прогулка в осенний лес” (POWER POINT, офисная программа 2007 г.)

Тип урока: урок новых знаний.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, деятельностный

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация (POWERPOINT), учебник “Математика.3 класс” (автор М.И.Моро и др. М.:. “Просвещение”, 2012 г

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
I. Организационный момент Сегодня, ребята, у нас необычный урок – мы отправляемся в осенний лес, где узнаем много нового, встретим на своём пути лесных жителей, которым мы поможем подготовиться к зиме. Уверяю вас, прогулка будет увлекательной. Справиться вам помогут знания  и умения, которые приобрели на уроках математики и приобретёте сегодня. Во время нашей прогулки мы будем делать путевые заметки.   Регулятивные: oрганизация своего рабочего места.

Личностные: проявлять интерес к получению знаний

II. Мотивация к учебной деятельности. Давайте напишем дату нашей прогулки. (рабочие тетради).

Спокойно в наш лес входите. (слайд 1)
Бродите здесь, где хотите,
Гуляйте, прогулки по лесу
Ребятам всегда на пользу.

А вы знаете какие правила мы должны соблюдать, когда приходим в лес? (слайд2)

учащиеся повторяют правила письма в тетрадях записывают дату урока

 

Не кричать, не включать громко музыку. Не выбрасывать мусор. Не разорять гнёзда птиц и не забирать птенцов. Не рвать и не ломать деревья.

Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

1. Устный счёт. Мы попали на полянку к тётушке Сове. Она пустит нас в лес, если мы справимся с тремя её заданиями.(слайд 3 )

1. Заполнить пропуски.

2. Задача “Пятнистая кукушка подкладывает в каждое гнездо по 3 яйца. Сколько яиц подложила она в 5 гнёзд?”

3. Задача “У птицы 2 крыла. У скольких птиц 12 крыльев?”

Продолжаем нашу прогулку.

Все деревья стоят в золотом уборе.

Какие деревья вы можете назвать? Каких животных можно встретить? (слайд 4)

29 + ? = 63 

? + 7 = 86

52 - ? = 50 

? - 29 = 4

3...5 =..... (яиц)

12:2... = (птиц)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно.
2. Повторение изученного. - А перед нами рыжая Белочка. Она никак не может посчитать, сколько грибов ей надо ещё заготовить к зиме.

28+15:5-8

12:6+20:5

40: (34-26)+17

(80-35):5+24

- Да, Белочке ещё нужно много трудиться, чтобы хорошо подготовиться к зиме. А мы продолжим нашу прогулку.

- сосна, берёза, дуб, осина.......

- белку, лису, зайца, ежа...

- нужно сначала указать порядок действий, а потом найти значение выражений

(уч-ся выполняют задание в тетрадях с комментированием)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме и письменной форме

III. Постановка учебной проблемы.

“Открытие” нового знания.

Посмотрите: сколько вокруг замечательных листьев. Давайте их соберём и посчитаем.

- Положите 8 кленовых листочков. Внизу положите 2 дубовых На сколько кленовых листьев больше, чем дубовых? (На 6). Докажите, составляя пары.

- На сколько дубовых листьев меньше, чем кленовых? (Тоже на 6).

- На сколько надо увеличить число дубовых листочков, чтобы их стало столько же, сколько кленовых? (На 6). А во сколько раз? (В 4 раза, т.к. 2х4=8).

- Значит, во сколько раз 8 больше 2? (В 4 раза).

- А во сколько раз 2 меньше 8? (Тоже в 4 раза).

 

(При составлении пар 6 кленовых листьев остаются лишними).

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении задания

- Каким действием можно ответить на эти вопросы, не выкладывая наши листочки? Почему? (Делением, т.к. надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 8).

- Попробуйте узнать с помощью вычислений, во сколько раз 10 больше 5?

(10 : 5 = 2; в 2 раза).

- А во сколько раз 5 меньше, чем 10? (Тоже в 2 раза).

- Докажите с помощью осиновых листьев. (5 листьев укладываются в 10 2 раза).

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее  
- Давайте сформулируем тему урока (дети формулируют тему урока)  
IV. Первичное закрепление - Ребята, а про кого так говорят? (слайд 5)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

- Мы попали в гости к Медведю

- Наш Мишка готовится к зиме, у него целая бочка мёда, но он задумался:

- В прошлом году собрал 6кг мёда. А в этом году - 12кг. Хватит ли ему этого мёда на долгую зиму?

- Сделайте схематический рисунок к условию задачи.

Во сколько раз треугольников больше, чем кружков? (В 2 раза). Почему?

(В 12 содержится 2 раза по 6).

- Во сколько раз кружков меньше, чем треугольников? (Тоже в 2 раза).

- Каким действием можно ответить на эти вопросы? (Делением 12:6=2).

Что можно сказать Мишке?

 

- Медведь.

 

 

 

 

Уч-ся делают схематический рисунок в виде кружков (мёд в прошлом году), треугольников (мёд в этом году)

Мёду Мишке хватит: он собрал в этом году в 2 раза больше

Познавательные: находить и выбирать способ решения.

прогнозировать результат вычисления.

использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

V. Физминутка А сейчас отдохнём и поиграем:

Раз – поднялись, потянулись, два – согнулись, разогнулись.
Три в ладоши три хлопка, на четыре – три кивка.
Пять руками помахать, шесть – тихонько сесть.

   
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Пришло время продолжить прогулку.

Смотрите: семья ежей не может договориться и решить задачку. Сколько яблок они собрали?

Помогите дружной семейке справиться с задачей и хорошо подготовиться к зиме.

(После фронтальной проверки решения итоговый вывод еще раз проговаривается.

(Работы учащихся оцениваются)

учащиеся самостоятельно решают задачу про яблоки в учебнике с.43 №1 и проверяют по эталону

40-10=30(кг) - на столько больше кг яблок собрали в колхозном саду

40:10=4(р) - во столько раз меньше собрали яблок

Познавательные:  использовать приобретённые знания при выполнении задания
VII. Итог урока Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу.

Давайте проверим, как вы усвоили решение задач на кратное сравнение.

- Вот задачи, которые вы переделаете после их решения в задачи на кратное сравнение.

- Герань разбрасывает свои семена на 2 м ,а тропическая лиана – в 7 раз дальше. На сколько метров разбрасывает свои семена тропическая лиана?

(На 14 м) Переделайте эту задачу, чтобы она решалась делением большего числа на меньшее.

- Воробей делает в секунду 9 взмахов крыльями, что в 3 раза больше, чем серебристая чайка. Сколько взмахов крыльями делает серебристая чайка?

(3 взм.). Задание то же.

- Ребята! Что для себя каждый взял из этого путешествия? Чему научились?

(Работа в парах)

Дети переделывают условия задач и решают их

 

 

14:2=7(р.)-в 7раз дальше разбрасывает семена лиана, чем герань

 

 

 

9:3=3(р.)- в раза больше взмахов делает воробей, чем чайка

Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные: умение распознавать типы задач и их перестраивать

Регулятивные: умение выполнять учебное действие в соответствии с целью

VIII. Рефлексия Ребята у вас лежат смайлики, покажите, который соответствует вашему настроению:

Я путешествовал с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

Я путешествовал с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.

Я путешествовал без желания, боялся отвечать и выполнять работу

  Регулятивные: уметь оценивать свою работу.
IX. Домашнее задание - Дома нарисуйте лесного персонажа, которого вы запомнили на уроке.

- Составьте задачу про лесных жителей. Урок окончен. Спасибо.