Урок-путешествие в события Сталинградской битвы. Тема: "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся по теме “десятичные дроби”;
  • закрепить умения и навыки учащихся выполнять арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать учащихся патриотами России и своей малой родины;
  • воспитывать трудолюбие, умение работать коллективно.

Оформление и оборудование: компьютер, проектор, слайды фотографий участников и фрагментов событий Сталинградской битвы.

Ход урока

Оргмомент (2 мин). Ставлю цели и задачи. Объясняю форму урока.

Учитель: Все вы ребята знаете, что совсем скоро 9 мая вся наша страна и весь мир встречают замечательный праздник День Победы. Расскажите, что вы знаете об этом памятном дне. Почему его называют “Праздником со слезами на глазах”?

Выполнив следующие действия, мы с вами вспомним, какого числа началась Великая Отечественная война.

Работа у доски (5 мин).

Найти значение выражения: (1634,7 – 1017,34 – 102,56) : 23,4

Учитель. Молодцы. Действительно 22 июня 1941года в результате вероломного нападения фашистской Германии началась Великая Отечественная война. На защиту родины встал весь народ нашей страны. Нам, волгоградцам, выпала особая судьба – мы живем на берегах главной реки России – Волге. Именно здесь произошло главное событие в этой войне – Великая битва на Волге.

Работа в тетрадях (5 мин).

Задание. По характеру событий Сталинградская битва состояла из 2-х ярко выраженных периодов: оборонительного и контрнаступления наших войск. Назовите дату контрнаступления, если она выражена восьмизначным числом (первые две цифры – число, вторые – месяц, последние четыре – год). Число даты состоит из самого малого и самого большого однозначных чисел. Номер месяца узнаете, выполнив следующие вычисления (37,4 +72,4)0,1. Ну а год равен разности нынешнего года и числа 72.

Учитель. Итак, контрнаступление началось 19 ноября 1942года. А перед этим отборные германские войска армии, оснащённые всеми видами современной военной техники, в середине лета 1942года начали наступление на Сталинград. Соотношение сил противоборствующих сторон складывалось в пользу немцев.

Работа в парах (10 мин).

Задача. К 9 октября 1942 года в составе главных фашистских ударных группировок насчитывалось 90000 человек, 300 танков при поддержке 1000 боевых самолетов 4-го воздушного флота. Этим силам противостояли 55000 человек, 80 танков, около190 исправленных самолетов. Во сколько раз в это время советские войска уступали врагу в численности личного состава, танков, боевых самолетов? (в численности личного состава - в 1,6 раза, в танках – 3,8 раза, в самолетах – 5,3 раза)

Учитель. Гитлеровцы подошли к стенам Сталинграда и уже готовы были праздновать победу. На весь мир Гитлер протрубил, что Сталинград падёт в ближайшие дни, что – это дело решённое. Но не тут-то было...

Работа у доски с подробным объяснением (5 мин).

Задача. В боях между Доном и Волгой, доходивших до крайней степени ожесточения с июля по ноябрь 1942 года немецкое командование потеряло около 700 тысяч убитыми и ранеными. Это составило 47% от всего количества немецких солдат и офицеров, погибших за время всей Сталинградской битвы. Сколько немецких солдат и офицеров было убито и ранено во время Сталинградской битвы. Ответ округлите до сотен тысяч.

Учитель. Главная высота России.... На этой высоте свершилось то, о чем думали, мечтали, надеялись и верили миллионы и миллионы людей на нашей планете. За высоту 102,0 велись ожесточенные бои. День и ночь, ночь и день горел Сталинград, горела Волга, плавился металл, горела земля.

Работа у доски (3 мин).

Задача. Битва за Сталинград продолжалась 200 дней и ночей. И этих дней шли бои за главную высоту 102,0. Сколько дней продолжалась битва за высоту 102,0, и как данное историческое место называлось?

Учитель. Мамаев курган... День и ночь, ночь и день горел Сталинград, горела Волга, плавился металл, горела земля. Но народ отстоял великий город на Волге и 26 января 1943 года на Мамаевом кургане был поднят красный флаг – предвестник скорой победы в Сталинградском сражении. И действительно, 2 февраля 1943 года последний очаг сопротивления гитлеровских войск был уничтожен.

Физминутка (2 мин.).

Полтора миллиона человек погибли на полях сражений, вечная память им от нас, благодарных потомков. За отвагу и мужество на полях сражений многие были удостоены орденов и наград, а некоторым было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Сейчас мы решим по вариантам задания на карточках, в результате этой работы мы с вами узнаем фамилии этих мужественных людей.

Самостоятельная работа (10 мин).

Карточка 1.

1) 1,23+46,56

2) 0,59-0,27

3) 2,87*5,6

4) 4,28 : 0,2

5) 12 + 43,54

6) 0,192 : 0,6

7) 14,01 – 13,69

0,32

21,4

47,79

55,54

16,072

1740

А

И

П

К

Н

Х

Карточка 2.

1) 14,2+5,384

2) 6,05-2,87

3) 1,4*4,76

4) 8,5*0,104

5) 3,14*10

6) 9 : 0,45

6,664

19,584

31,4

3,18

0,884

20

Й

З

Е

А

Ц

В

Карточка 3.

1) 4,384+1,593 6) 7,4368 - 6,004

2) 3,1- 0,09

3) 5,97*0,24

4) 0,25*3,106

5) 30,3: 30

1,01

3,01

0,7765

5,977

1,4328

2,8

О

А

Л

П

В

Н

Рефлексия. (2 мин.)

Творческое домашнее задание: составить задачу с дробями, основанную на событиях Сталинградской битвы.