Внеклассное мероприятие по физике "Чудесная механика"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • проверка знаний учащихся;
  • воспитание уверенности в себе, этики групповой работы; формирование положительного эмоционального отношения к предмету.

Оборудование: ПК, проектор, экран.

Ход мероприятия

В игре принимают участие 2 команды. Правила игры такие же, как и в телеверсии. Игра состоит из 3 раундов, в каждом из них вопросы отличаются по теме и цене. В первом и втором раундах предлагается на выбор 20 вопросов. В третьем раунде нужно ответить на один вопрос. Игрокам нужно выбрать тему и цену вопроса. На обдумывание вопроса дается одна минута. При решении задач дается 2 минуты. Если игроки не отвечают на вопрос, то право ответа переходит другой команде.

<Приложение1>

Раунд 1.

На слайде представлена таблица по теме "Кинематика":

Определения Формулы Единицы измерения Задачи
20 20 20 20
40 40 40 40
60 60 60 60
80 80 80 80
100 100 100 100

Определения.

20. Что называется материальной точкой? (Ответ: тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь);

40. Что называется перемещением тела? (Ответ: направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его после- дующим положением);

60. Что называется мгновенной скоростью? (Ответ: скорость тела в данный момент времени);

80. Что называется ускорением тела при его равноускоренном движении? (Ответ: величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течении которого это изменение произошло);

100. Что называется ускорением свободного падения? (Ответ: ускорение, сообщаемое силой тяжести всем свободно падающим телам);

Формулы.

20. Чему равно перемещение при равномерном прямолинейном движении? (Ответ: s - vt);

40. Чему равна средняя скорость равномерного прямолинейного движения ?

60. Чему равно ускорение тела, равномерно движущееся по окружности?

80. Чему равна скорость при вращательном движении?

100. Чему равна частота обращения?

Единицы измерения.

20. В чем измеряется скорость тела? (Ответ: метр, деленный на секунду);

40. В чем измеряется ускорение тела? (Ответ: метр, деленный на секунду в квадрате);

60. В чем измеряется период обращения? (Ответ: секунда);

80. В чем измеряется частота обращения? (Ответ: единица, деленная на секунду);

100. В чем измеряется проекция перемещения? (Ответ: метр).

Задачи.

20. Мимо изучающего законы движения физика трижды пролетело что-то большое и квадратное, а потом долго кружилось кое-что круглое, но маленькое. Важно ли физику знать, что это было?

Ответ: Настоящему физику, когда он изучает законы движения, наплевать что мимо него пролетает. Даже если это будет его собственная бабушка, физик все равно обзовет ее "физическим телом";

40. Коля и Толя подрались на школьной лестнице, схватили друг друга за уши и дружно едут по ступеньками вниз, а на встречу им поднимается директор школы и гостеприимно ведет за собой комиссию из министерства образования. Укажите, относительно каких перечисленных тел находится в покое Коля и относительно каких перечисленных тел движется Толя. Предположите, что может случиться, если, проезжая по ступенькам мимо директора, Коля и Толя за него схватятся?

Ответ: Коля находится в покое относительно Толи и его ушей. Толя, издавая дикие крики, движется относительно директора школы, комиссии и ступенек лестницы. Если, проезжая мимо директора, Коля и Толя схватятся за него, то директор тоже начнет находиться в кокое относительно толиных и колиных ушей.

60. Ученый с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 километр, вдруг замирает, пыхтит, топчется на одном месте и только через два часа снова бросается в путь. За какое время ученый с мировым именем, катаясь на своем средстве, проедет 605 километров?

Ответ: восемь часов и пять минут понадобятся ученому, чтобы, трясясь и подпрыгивая, на своем средстве преодолеть 605 километров пути.

80. Три друга: Антон, Костя и Лешенька знают, когда красавица Леночка выходит из школы и в каком направлении движется по прямой. Антон знает время, за которое красавица Леночка проходит некоторый путь. Костя знает величину этого некоторого пути в метрах, а Лешенька знает среднюю скорость, с которой Леночка обычно движется. Обязательно ли Антону, Косте и Лешеньке собираться втроем, чтобы не упустить красавицу Леночку в конце некоторого пути и напихать ей снега за шиворот?

Ответ: вдвоем справятся. Направление известно. Зная время выхода и скорость, Антон с Лешенькой запросто вычислят, где конец пути, и в известное время туда прибегут. Костя с Лешенькой по скорости и пути узнают время, когда надо ловить Леночку. А Косте с Антоном и считать почти ничего не надо. Попалась, Леночка;

100. Как, будучи здоровым и не имея под рукой ничего горячего, разогреть градусник до температуры 40 градусов по Цельсию и вместо того, чтобы плестись в школу, спокойно отдохнуть от учителей в уютной постели?

Ответ: Все физики-симулянты знают: чем выше скорость движения молекул, из которых состоит градусник - тем градусник горячей. Для того, чтобы увеличить скорость молекул градусника, надо потереть его, например, об одеяло. Молекулы одеяла, стукаясь о молекулы градусника, увеличит их скорость, и столбик ртути быстро поднимется до сорока. Знаешь физику - отдыхай дома, не знаешь - топай в школу.

Раунд 2.

На слайде представлена таблица по теме "Динамика":

Законы Формулы Четвертый лишний Задачи
50 50 50 50
100 100 100 100
150 150 150 150
200 200 200 200
250 250 250 250

Законы.

50. Сформулируйте первый закон Ньютона. (Ответ: существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие других тел скомпенсировано)

100. Сформулируйте второй закон Ньютона. (Ответ: Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе)

150. Сформулируйте третий закон Ньютона. (Ответ: тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению);

200. Сформулируйте закон сохранения импульса. (Ответ: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел);

250. Сформулируйте закон всемирного тяготения. (Ответ: тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними).

Формулы.

50. Чему равна сила тяжести?

100. Запишите формулой закон всемирного тяготения.

150. Запишите формулой закон Гука.

200. Чему равна первая космическая скорость?

250. Чему равна сила трения скольжения?

Четвертый лишний

50. Кило, милли, мега, гиго. (Ответ: милли);

100. П.Ферма, Евклид, Архимед, Пифагор. (Ответ: Архимед);

150. А.Цельсий, Р.Гук, У.Т.Кельвин, Д.Г.Фаренгейт. (Ответ: Гук);

200. Омега, альфа, дельта, нано. (Ответ: нано);

250. Время, ускорение, скорость, путь. (Ответ: время).

Задачи.

50. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (Ответ: переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался)

100. Если схватить Петю и резко встряхнуть - из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы? (Ответ: инерция - вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов треханутого Пети);

150. Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 48 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 96 кг. (Ответ: если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое больше Лялиной, то скорость, приобретенная этой парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза меньше начальной Лялиной скорости).

200. Почему мороженое, которое уронил Вовочка, катаясь на карусели, перестало весело кружиться вместе с лошадками и летит прямо в милиционера, присматривающего за порядком? (Ответ: когда Вовочка отпустил недоеденное эскимо, на эскимо перестала действовать карусель, кружившая его вместе с Вовочкой. Однако, скорость свою эскимо, по законам инерции, сохранило. И помчалось прямолинейно и равномерно. Когда б ему ничто не мешало - вечно бы летело эскимо мимо звезд и туманностей. Но на пути мороженого встал милиционер).

250. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы? (Ответ: пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то то да. Если нет - значит одного из братьев в роддоме подменили).

Раунд 3.

На слайде вопрос:

Кто из этих выдающихся людей положил идеи, касающиеся ракет, ракетных двигателей, космических полетов, строительства дирижаблей, самолетов и т.д.?

СЛ.Королев;

Ю.А.Гагарин;

К.Э.Циолковский. (Ответ: К.Э.Циолковский). Подведение итогов.

Определение победителя и награждение.

Использованная литература:

  1. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы / сост. Ю. В. Щербакова, - М.: Глобус, 2010.
  2. Остер Г. Физика с приколами. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000.
  3. Семке А. И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля. - Ярославль: Академия развития, 2007.

Приложение.