Урок математики по теме "Как измерить массу?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для формирования у всех учащихся класса первых представлений о новой величине - массе и способах ее измерения, посредством использования технологии деятельностного метода обучения, ресурса МИМИО и лабораторного оборудования (весы).

Форма урока: урок - исследование.

Основные виды деятельности учащихся на уроке:

  • Личностые: вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
  • Познавательные: самостоятельно "читать" и объяснять информацию, выполнять действия, заданных с помощью рисунков, схем.
  • Регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного урока; выполнять работу в паре, помогая друг другу.
  • Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать ответы на вопросы и задания педагога и других учеников; участвовать в обсуждениях, работая в паре.

Оборудование: ПК; МИМИО; проектор; весы; карточки с заданиями.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент. Приветствие.  
II. Актуализация знаний.

5 - 7 мин.

Над какой темой урока мы работали на прошлом уроке математики? Ответы: мы работали над темой "Меры длины".
- Да, на прошлом уроке мы говорили о мерах длины. Скажите, а что же такое "мера"? Определение появляется на слайде.

- У вас на столе есть полоски бумаги розового цвета. Запишите на этих полосках слова, которые ассоциируются с темой "Меры длины". На каждой полоске - одно слово.

Групповая работа.

Ассоциативный ряд к слову меры: измерить, длина, ширина, высота, см, метр, дм, линейка и т. п.)

Проверка. Дети по очереди, не повторяясь называют записанные слова. Остальные, если у них есть это слово, поднимают и показывают карточку.

Когда дети будут диктовать то, что они записали, с помощью МИМИО записать все слова.

-Вот, те слова, которые вы назвали.

А теперь попробуем их распределить по группам.

Работа на доске. Интерактивный слайд:

-Молодцы! Эти знания нам обязательно пригодятся при изучении новой темы.

Мера - способ определения количества предмета по принятой единице измерения.

Создают кластер.

III. Целеполагание.

5 мин.

-А теперь познакомьтесь с темой урока.

На втором слайде записана тема урока "Как измерить массу?"

-Встретились ли вам в формулировке темы незнакомые слова?

При любом ответе:

-Как вы понимаете слова "измерить массу"?

-Как вы думаете, какая у нас сегодня цель урока?

- Можно ли, используя это определение, изучить другие величины?

-А что конкретно вы будете делать, чтобы достичь цель урока? Какие задачи поставите?

Учащиеся читают тему.

Взвесить.

Дети ставят цель: Мы должны узнать как измерить массу.

Можно.

1. Узнаем, каким способом и с помощью каких инструментов можно измерить массу.

2. Узнаем, какое действие будем совершать, когда будем измерять массу.

3. Узнаем, какие единицы измерения массы бывают.

4. Будем учиться взвешивать.

IV. Работа над темой урока.

Физминутка.

1. На доске определение.

- Ребята, вы уже взрослые, школьники, каждый из вас имеет жизненный опыт. Можете ли вы, основываясь на своих знаниях, сразу заполнить часть нашей схемы (плана).

- А теперь поработаем с инструментом для определения массы.

У вас на партах один из вариантов весов. Эти весы чашечные. Кто знает, как с ними работать?

По мере поступивших ответов учащихся на доске появляются карточки со словами: весы, тяжелее, легче, одинаковая масса, равновесие.

2. Лабораторная работа

Работа в группах. Перед началом работы проговариваются правила работы в группе., подробно обсуждается план работы, оговаривается время, ставится таймер.

Задание у каждого ребенка ребенка, дети читают задания, выполняют, заполняют лист свои листы.

Задания:

1. Сравнить массы картонного квадратика и пластмассового квадратика.

2. Сравнить массы деревянного кубика и пластмассового квадратика.

3. Сравнить массы двух пластмассовых деталей (одинаковая масса).

4. На одну чашу весов положить пластмассовый треугольник, а на другую чашу столько картонных треугольников, чтобы чаши весов были в равновесии.

3. Проверка.

Спикеры каждой группы представляют ответы, заполняя таблицу на доске.

- У кого измерения массы выполнены безошибочно?

4. Игра "Магазин"

-Для чего нам пригодятся знания, которые мы получаем сегодня на уроке.

Поиграем в игру "Магазин".

Выбрать двух продавцов и покупателей. Выдать им сценарий.

Покупатель приходит в магазин и просит взвесить одну порцию конфет.

Продавец имеет вместо гири, как единицу измерения деревянный брусок с четырьмя рисками. Он взвешивает товар. И отдает покупателю.

Во втором магазине продавец вместо гири, как единицу измерения имеет деревянный брусок с девятью рисками.

-Пересчитаем конфеты. Покупатели и в первом, и во вором магазине просили завесить одинаковые порции конфет. Почему количество конфет разное?

- А почему в настоящем магазине такого не случается?

Ввести единицу измерения килограмм.

Показать: 1кг муки, 1кг сахара, 1 кг кукурузных хлопьев.

-Почему пакет с хлопьями большой, а по весу всего 1 кг?

1. Учащиеся называют те пункты, с которыми они знакомы, например, они знают инструменты для измерения массы.

Положить на чаши весов предметы, если чаша весов ниже, значит предмет на ней тяжелее  и т. п.

2. Учащиеся выполняют задание, записанное на листах, отмечая результаты наблюдений на этих же листах с помощью карточек (тяжелее, легче, равны)?

3. В магазине мы взвешиваем килограммами. Некоторые учащиеся могут вспомнить о граммах.

VI. Закрепление -Вернемся к нашей теме урока и схеме - плану.

"Как измерить массу?"

(Чтобы измерить массу надо знать:)

Действие - взвешивание предмета

Инструмент - весы

Единицы измерения - кг

Мы изучали тему "Как измерить массу?"

Мы решили все задачи урока и узнали как измерить массу предмета.

VII. Рефлексия - Подведем итоги.

- Оцените свою работу. (Учащиеся на протяжении изучения темы "Величины" заполняют единый лист)

- Кто доволен работой, все понял?

- Кто что-то не понял, и ему предстоит разобраться?

- Спасибо за урок.