Внеклассное мероприятие по теме "Физическая эстафета"

Разделы: Внеклассная работа


Книги зарождаются из различного рода чувств. На создание книги нас может толкнуть вдохновение, чувство благодарности; в такой же мере способны разжечь духовную страсть и досада, гнев, огорчение. Иной раз движущей силой становится любопытство, психологическая потребность в процессе писания уяснить себе самому людей и события. Но и мотивы сомнительного свойства: тщеславие, алчность, самолюбование – часто, слишком часто побуждают нас к творчеству. Поэтому автору, собственно, каждый раз следовало бы отдавать себе отчет, из каких чувств, в силу какого впечатления он выбрал свой сюжет.
С. Цвейг “Подвиг Магеллана”.

Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.

Эффективная организация внеклассной работы невозможна без знания специфики различных видов внеклассных занятий. Необходимость разнообразия форм внеклассных занятий диктуется разнообразием задач внеклассной работы:

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;
  • усиление практической направленности знаний, формирование у учащихся устойчивых умений и навыков;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с учащимися;
  • всестороннее развитие личности ученика.

Внеклассная работа является обязательной составной частью образовательного процесса, осуществляемого школой, учителем. Необходимо помнить, что это работа не только с учащимися, уже проявляющими повышенный интерес к изучению физики и техники, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся.

Цели:

образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о плотности вещества, выталкивающей силе, силе тяжести, давлении, давлении в жидкости;
развивающая: развивать познавательную активность и творчество учащихся, смекалку и находчивость, чувство юмора и наблюдательность;
воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельность, формировать научное мировоззрение.

Задачи:

  • вовлечь в интересный мир физики, развить дух здорового соперничества;
  • научить учащихся использовать полученные ранее знания в повседневной практической деятельности;
  • научить слушать собеседников при обсуждении вопросов, задавать правильно сформулированный вопрос, поддержать члена команды при выполнении задания.

Класс делим на две команды по 7 учеников.

Представляем участников игры и членов судейской комиссии. Остальные учащиеся остаются в качестве болельщиков. Команды придумывают название и девиз. Доска делится на две части и туда заносятся название команд, а ниже будут выставляться очки, заработанные командами в конкурсах. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Всем участникам желаем успеха.

1. Эстафета “Смекалка”.

  1. Как рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное в жидкость или газ?
  2. При каком условии тело тонет?
  3. Когда тело всплывает?
  4. Что нужно, чтобы тело плавало внутри жидкости?
  5. Есть ли различие в вычислении архимедовой силы, действующей на тело, при полном и частичном его погружении в жидкость?

2. Эстафета “Будь внимательным”.

На столе лежат предметы в количестве 20 наименований, необходимо внимательно посмотреть на них в течение минуты, а затем записать эти предметы на листе бумаги.

3. Эстафета “Знай формулу”.

Необходимо против каждого вопроса поставить номер соответствующей формулы. Командам для выполнения данного задания дается 5 минут.

  1. По какой формуле определяется плотность вещества?
  2. По какой формуле определяется выталкивающая сила?
  3. По какой формуле определяется сила тяжести или вес тела?
  4. По какой формуле определяется скорость?
  5. По какой формуле определяется перемещение?
  6. По какой формуле определяется давление?
  7. По какой формуле определяется площадь?
  8. По какой формуле определяется давление в жидкости?
  9. По какой формуле определяется механическая работа?

 

Команды выполняют задание, а мы задаем вопросы зрителям.

4. Вопросы болельщикам.

  1. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)
  2. В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе.)
  3. Какая река самая страшная? (Река Тигр.)
  4. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы.)
  5. Где край света? (Там, где начинается тень.)
  6. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
  7. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку.)
  8. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви.)
  9. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
  10. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить.)
  11. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  12. Что стоит между окном и дверью? (Буква “и”.)
  13. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
  14. Как можно поместить два литр молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку.)
  15. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)

5. Эстафета “Реши задачу”.

1. В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъема воды, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он нужный результат? (Положение корабля относительно воды не меняется. Поэтому метод ученика нужного результата не даст.)

2. Почему пустая надувная лодка имеет малую осадку? (Плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды; вес оболочки лодки также невелик.)

3. Дирижабль наполняют легким газом. Не лучше ли было бы из него выкачать воздух? (Выкачать воздух из оболочки нельзя, так как огромная сила, создаваемая внешним атмосферным давлением, легко раздавит дирижабль.)

4. Почему подъемная сила стратостата зависит от времени суток и днем имеет наибольшее значение? (Солнечные лучи нагревают газ, заполняющий его оболочку; он увеличивается в объеме, поэтому подъемная сила возрастает.)

6. Эстафета “Астроном”.

  1. Основной астрономический прибор для наблюдения?
  2. С какой наукой тесно связана астрономия?
  3. Что означает слово “зодиак”?
  4. Первая женщина – космонавт?
  5. Сколько всего существует зодиакальных созвездий?
  6. Что означает слово “астрономия”?
  7. Первый космонавт в мире?

7. Эстафета “Кроссворд”

Командам для выполнения данного задания дается 5 минут.

Вопросы к кроссворду:

  1. Единица измерения давления. (Паскаль.)
  2. Единица измерения массы. (Килограмм.)
  3. Единица измерения массы. (Тонна.)
  4. Единица измерения площади. (Квадратный метр.)
  5. Единица измерения времени. (Час.)
  6. Единица измерения силы. (Ньютон.)
  7. Единица измерения объема. (Литр.)
  8. Единица измерения длины. (Метр.)

В выделенном столбце прочтем нужное слово.

Команды выполняют задание, а мы задаем вопросы зрителям.

8. Вопросы болельщикам:

  1. Вокруг вьется, а в руки не дается. (Запах.)
  2. Что за художник окно разрисовал? (Мороз.)
  3. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживляет. (Снег.)
  4. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка.)
  5. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если воду налить в стакан, а спичку держать ниже стакана.)
  6. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? (Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым.)
  7. Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым).
  8. Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее? (Был яркий солнечный день.)
  9. Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно? (Оба человека играли с другими людьми.)
  10. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона.)
  11. Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше.)
  12. Что становится больше, если его поставить вверх ногами (Число 6.)
  13. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгать с нижней ступени.)
  14. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? (Время, температура.)
  15. Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой.)
  16. Когда сеть может вытянуть воду? (Когда вода замерзнет.)
  17. На какой вопрос нельзя ответить "да"? (Вы спите?)
  18. На какой вопрос нельзя ответить "нет"? (Вы живы?)

9. Эстафета отгадай загадку

Об энергии: “Она нужна всем. Когда работают, ее теряют”.

О работе: “У тех, у кого нет сил, она равна нулю”.

О двигателе: “Это “сердце” практически любой техники”.

О весах: “Мой предмет – знак зодиака”.

О рычаге: “Наш помощник и простейший механизм. Им может быть даже лом”.

10. Подведение итогов. Награждение победителей.

Обратить внимание: Учитель после каждого задания, когда судьи проверяют выполненные задания объясняет и показывает ход выполнения. Тогда у учеников нет сомнений, что их команду неправильно судили.

“Наука обретает реальный смысл, когда ее рассматривают не как отвлеченную данность, а как итог работы всех поколений – и нынешнего, и тех, кого уже нет. Никакое научное положение, ни одно наблюдение, ни одна идея не существуют сами по себе. Любая идея есть результат усилий, затраченных кем-то, и пока вы не узнаете, кто был этот человек, в какой стране он трудился, что он считал истиной, а что заблуждением, пока вы не узнаете все это, вы не сможете по– настоящему понять тот или иной научный тезис или факт, ту или иную идею”.
Айзек Азимов.

Учитель, научи ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.
Е. Винокуров.