Деятельность преподавателя и учащегося при различных методах обучения

Разделы: Физика


Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение поставленных целей.

Хотелось бы обратить внимание молодых преподавателей на известные методы обучения и помочь посмотреть со стороны на результативность часто применяемых на практике методов. Труднее, конечно, включить обучающихся в активную познавательную деятельность. Несомненно легче самому всё сделать.

Итак, перед Вами таблица, составленная по классификации методов обучения, предложенной И. Я. Лернером в книге «Дидактические методы обучения». – М.: Педагогика, 1999.

Метод обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Результат обучения

Информационно-рецептивный

1. Предъявление информации в готовом виде

2. Организация действий обучающегося с объектом изучения

1. Восприятие знаний

2. Осознание знаний

3. Произвольное запоминание

Образовательные цели урока и цели урока по развитию не достигнуты

Репородуктивный

1. Составление и предъявление задач на вопроизведение знаний и способ умственной и практической деятельности

2. Руководство и контроль за выполнением

1. Актуализация и воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (преподаватель, книга, TV)

2. Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера заданий)

1. Цели урока не достигнуты

2. Информация о способах деятельности передаётся в готовом виде

3. Формируется потребительский стиль мышления

Проблемное обучение

1. Постановкапроблемы.

2. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач

1. Восприятие

2. Осознание знаний и проблемы

3. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения

4. Запоминание, в значительной степени непроизвольное

1. Цели достигнуты в основном

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Формируется нестандартность мышления, но стихийно

Эвристический

1. Постановка проблемы

2. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач

1. Восприятие заданий

2. Осмысление условий задачи

3. Актуализация знаний о путях решения аналогичных задач

4. Самостоятельное решение части задачи

5. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов

6. Непроизвольное запоминание хода решения и его самостоятельная мотивировка

1. Цели достигнуты в основном

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Развивается логическое и диалектическое мышление, но стихийно

Исследовательский

1. Составление и предъявление проблемных задач для поиска решения

2. Контроль за ходом решения

1. Воспроизведение проблемы или самостоятельное усложнение проблемы

2. Осмысление условий задачи

3. Планированеи этапов исследования (решения) на каждом этапе

4. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения

5. Преобладание непроизвольного запоминания

6. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов

1. Цели урока достигнуты в основном с учётом недостатков метода

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Формируется самостоятельное логическое мышление

4. Происходит формирование прочных, осознанных знаний, но в большей степени стихийно

Схема метода обучения в сознании преподавателя

Итак, преподаватель ставит перед собой определённую цель, которая обуславливает его деятельность наличными у него средствами. Деятельность и цели преподавателя приводят к появлению цели обучающихся, определяющей их деятельность наличными у них средствами.

Иногда деятельность преподавателя непосредственно определяет деятельность обучающегося, помимо осознания им цели своей деятельности, то есть воздействует на на подсознание, эмоции помимо воли и сознания обучающихся. Действия и средства обучающегося определяют объективные внутренние, психологические принципы, ведущие обучающегося к достижению цели, то есть к усвоению содержания, следовательно, изменению своей личности.

В результате совместной деятельности получаем необходимый результат – достигаем цели урока.

Разрешите Вам представить схему, достаточно наглядную и ёмкую, которая изображает.

Метод как модель реализации деятельности обучения

Думаю, что проиллюстрировав методы обучения примером урока по физике на одну и ту же тему, можно сделать результаты обучения очевидными, продемонстрировав тем самым недостатки каждого метода обучения.

Решила остановиться на анализе урока по теме: «Электрический ток в вакууме».

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

Пример № 1. Информационно-репродуктивный метод обучения

1. Записывает тему урока на доске

1. Записывают тему

Цель урока: дать знания о том, какова природа электрического тока в вакууме

Эффект можно проанализировать следующим образом. Обучающиеся старательно пытаются заучить по своим записям все необходимые определения и ответить на вопросы преподавателя на следующем уроке.

Эффект данного урока=0!

Многие преподаватели пользуются именно информационно-репродуктивным методом обучения.

Мало того, что у каждого обучающегося стихийно формируется определённый стиль мышления, который является потребительским.

2. Объясняет значение слова «вакуум».

2. Записывают

3. Рассказывает, что разреженный газ превращается в проводник благодаря действию ионизатора. Если же газа мало и можно говорить о состоянии вакуума, то проводимость межэлектродного промежутка можно обеспечить только с помощью введённого в трубку источника заряженных частиц.

3. Записывают

4. Рассказывает о явлении термоэлектронной эмиссии, об устройстве вакуумного диода.

4. Записывают определение

5. Схема диода, В-А-характеристика диода.

5. Зарисовывают схему и В-А-характеристику

Пример № 2. Репродуктивный и информационно-рецептивный методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

1. В ходе актуализации знаний необходимо выяснить условие существования электрического тока в цепи.

В ходе эвристической беседы обучающиеся приходят к вывод, что условием существования является наличие в цепи электрического поля и свободных носителей заряда.

Цель та же: дать знания о том, какова природа электрического тока в вакууме. Но можно достичь другого эффекта, чтобы обучающиеся получили большее удовлетворение, чем на уроке, построенном по принципу «изложение и запись на доске»

Обучающиеся проявляют большую активность, чем на предыдущем уроке.

Но информация о способах деятельности передаётся преподавателем в готовом виде, поэтому формируется потребительский стиль мышления.

Урок проведён репродуктивным и информационно-рецептивным методами обучения, которые практически не эффективны.

2. Демонстрация электронной лампы-баллона, из которого выкачан воздух.

3. Рассказ об основных частях диода .

4. Демонстрация основных частей диода

Смотрят, слушают, трогают

5. Чертит на доске схему диода

Перечерчивают в тетрадь

6. Демонстрация опытов, позволяющих обнаружить наличие тока в вакууме.

7. Объясняет, как создать в вакууме источник зарядов

Смотрят, зарисовывают схему электрической цепи в тетради

8. Демонстрация опыта по снятию В-А-характеристики диода

Зарисовывают схему опыта

Пример № 3. Частично-поисковый и эвристический методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

Построение эвристической беседы

На этапе актуализации устанавливаем, что условием существования электрического тока в цепи является наличие в ней электрического поля, создаваемого источником тока, и носителем свободных электрических зарядов.

Цель урока: уже не просто дать знания в готовом виде о том, какова природа электрического тока в вакууме, а стимулировать мышление обучающихся путём самостоятельного активного поиска, выполнение обучающимися отдельных шагов по решению поставленной проблемы.

Поисковый стиль мышления формируется, но нельзя управлять при таком методе формированием мышления каждого обучающегося, многие из которых остаются вне поля зрения преподавателя.

Постановка проблемы: возможен ли электрический ток в вакууме?

Выдвижение гипотезы: в вакууме отсутствуют носители зарядов, следовательно, в вакууме тока быть не должно.

Чтобы в вакууме появился электрический ток, нужно поместить в него источник зарядов.

Высказанная гипотеза нуждается в экспериментальной проверке.

Демонстрация без комментариев и не называя имени электродной лампы.

Объясняет, что в этот стеклянный вакуумный баллон впаяны два металлических электрода.

Вводит условное обозначение диода.

Один обучающийся у доски, остальные в тетради рисуют схему электрической цепи, позволяющей обнаружить наличие (отсутствие) электрического тока в вакууме.

Следующий обучающийся по желанию собирает цепь на демонстрационном столе по предложенной товарищем схеме.

Наблюдение. Постепенное увеличение напряжения на электродах так и не приводит к появлению электрического тока. Таким образом, гипотеза подтверждена экспериментально.

Постановка следующей поисковой задачи.

Возможно ли, и если возможно, то каким образом создать в вакууме источник электрических зарядов?

При снятии В-А-характеристики диода можно поставить следующие поисковые задачи:

Чем вызваны изменения анодного тока?

Почему сила анодного тока относительно мала?

Должен ли анодный ток зависеть от температуры катода?

Формулируют совместно с преподавателем решение поисковых задач.

Итак, результаты обучения подчёркивают недостатки методов обучения. Преподаватель на протяжении всего урока ведёт обучающихся к результату, к выполнению цели, которая известна только преподавателю, хотя обучающиеся и проводят частичный поиск.

В настоящее время каждый преподаватель должен выбирать эффективные методы обучения с точки зрения образовательных результатов обучения, прописанных во ФГОС как метапредметные результаты, обеспечиваемые общеучебными умениями.

Я училась в этом году на дистанционных курсах Педагогического Университета «Первое сентября» по теме: «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС» и прочла замечательную цитату Н. Г. Чернышевского из книги 1856 года «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения»: «Образованным человеком называется тот, кто приобрёл много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, то невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб и тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной».

То есть любому из нас, коллеги, следует на каждом уроке вместе с обучающимися следовать логике структуры образовательных результатов ФГОС: обширные знания характеризуют предметные результаты, привычка мыслить – метапредметные и благородство чувств – личностные.