Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (522 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;
  • Воспитательные: воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;
  • Развивающие: развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока: компьютер, экран,  презентация, карточки, рабочие тетради, карта «Египет и Передняя Азия в древности», атласы

Формы обучения: индивидуальная, парная.

Приёмы, методы: метод кластера, метод проблемного изложения, работа с учебником

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент
Мотивация
1. Предлагает вспомнить,  где возникли первые государства?
2. Задает вопрос: Историю какого государства вы закончили изучать?
3. Вопрос:Что вы можете сказать об особенностях климата в Египте?
Примерные ответы: первые              государства   возникли  в Африке и Азии.
Отвечают: Историю Древнего Египта.
Составляют  словесный  ряд: солнце, река, пустыня, жара
Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование, целеполагание.
2. Актуализация знаний – Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы
– Узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства.
Задача используя карту проследить путь воинов  Тутмоса в Азию
 Ответы: Воинам фараона нужно было переплыть на  Синайский  п-в, чтобы попасть в Азию.
Границы Египта при фараоне Тутмосе достигли р. Ефрат
Личностные: активизация имевшихся раннее знаний
Познавательные: формирование умения извлекать информацию
Коммуникативные: формирование компетенции в общении
3. Постановка учебной задачи Демонстируется слайд  с изображением карты «Древнее Двуречье»
Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Ефрат
– Значит, что будет темой изучения нашего урока .
Демонстрируется слайд»Двуречье» 
Двуречье.

Отвечают: История Двуречья.

Регулятивные: самостоятельное определение темы урока
4. Проблемное изложение  нового знания Проблема: Что было общего и различного в Египте и Двуречье.
Цель: Узнать как жили люди, чем занимались
Предлагает предположить на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.
Организует обсуждение.
Демонстрация слайда «Памятка кластер» 
Работают в парах
Один ученик выполняет работу на доске.
Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей.
Государство: расположено в…, природа занятие жителей, культура, письменность, религия
Регулятивные: формирование умения работать в парах.
Познавательные: развитие умения получать информацию
  - Изучать Двуречье и будем по этим вопросам:
1. Задает вопрос: почему государство Названо Двуречье?
2. Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов , исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье.

Основным источником для групп станет текст параграфа

Организует работу в парах

Цель: выявить линии для сравнения.
Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице.

 

 

 

 

 

 

Вопрос: Какие изменения можно сделать в кластере?

 

 

 

Задает вопросы:
– Как называли жителей Двуречья?
– Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны?

Слайд. Карта Двуречь

Вопрос: Какие изменения можем сделать в Кластере?

Высказывют предположение, что скорее всего из-за того, что возникло между рек.
Работа в парах, обсуждение , выделение основных характеристик.

Климат,  почва, растительность, занятия.
Таблица после обсуждения

Египет    Линии       Двуречье
сравнен.

теплый    климат  теплый климат
климат                    разливы рек 
сильнее
плодор.               Почва  плодор.

  ------Растительность----------

Занятие

Землед.                     Землед.
Ремесло                    Ремесло
Строит.                     Строит. каналов                     каналов
дома из глины

Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.
Черты различия: разливы рек: очень бурные в Двуречье, строили дома из глины.

На доске и в тетрадях  изменения

Отвечают – шумеры.  

Предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей

На доске и в тетради изменения в кластере

 

 

Предлагает решить задачу.

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно  сделать на основании этих погребении? Обоснуйте свое мнение.

Демонстрация слайда «Религия шумеров».

Предлагает рассмотреть материал учебника п.13 (с.65-66)
Определить какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем

Примерные ответы: жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т.к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых

Предполагают различные варианты, обсуждают приходят к совместному решению, что религия шумеров в Двуречье была языческой

Читают материал в учебнике.
Преполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была – клинопись.

 

5. Первичное закрепление знаний учащихся Работа с контурной картой стр. 32 задания 2,3,4 – рабочая тетрадь № 1.

 

Личностные: применение на практике и последующее повторение нового материала
6. Практическая работа с взаимопроверкой Предлагает выполнить тест

Выполняют тест и проводят взаимопроверку

Регулятивные: взаимоконтроль и внесение корректив 
7. Домашнее задание Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь стр.13-14
Заполнить кроссворд
Описать рисунок нашего времени  с. 66 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова: ученики, учитель, работник разминающий глину.(творческое задание)

Записывают дом.задание по выбору

 

8. Рефлексия – Что наиболее важным было на уроке?
– Какая информация представляется ценной для вас?
– Как это может помочь в учебе?
– Что было интересным?

Выставление оценок

– Ребята, оцените наш урок. Понравился он вам или нет? Прикрепите к доске тот смайлик, который на ваш взгляд соответствует вашему мнению.

Высказывания учащихся о достижении целей урока Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, формирование умений полно и точно выражать свои мысли